a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

"Умники и умницы": Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 6-7 лет

Автор: Белецкая Нина Николаевна Опубликовано: 2019-08-01 14:08:24

Целью данной программы является развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев (25 занятий). 

Продолжительность занятия составляет 45 минут.

Форма работы - подгрупповая.

Количество детей в подгруппе: 10-12 человек.

Каждое занятие состоит из трех блоков:

1. Формирование бытовых и естественно-научных знаний и представлений: устная работа, обсуждение наглядного материала разной тематики, чтение детям вслух (15 минут)

2. Развитие познавательных процессов: работа с тетрадями, решение логическиз задач, а также выполнение заданий, развивающих память, внимание, восприятие (15 минут).

3. Развитие эмоционально-лчностных качеств, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции: подвижные игры, мини-тренинги, релаксационные упражнения (15 минут). 

Для реализации второго блока можно использовать любое пособие, направленное на развитие познавательных процессов. 

МДОУ «Детский сад №95»

«Умники и умницы»

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 6-7 лет.

 

 

Разработала: педагог – психолог Белецкая Н.Н.

2016 – 2017 учебный год

 

 

 

 

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его познавательные возможности.

В современных образовательных условиях важно учитывать основные компоненты готовности к школе. На сегодняшний день ребенку недостаточно иметь определенный запас знаний и представлений. На первый план выходит психологическая готовность, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:

  • мотивационная готовность;
  • определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий учащемуся выполнять требования учителя;
  • определенный уровень развития высших психических функций;
  • общий запас знаний и представлений об окружающем мире.

В связи с этим данная система занятий направлена на:

  • развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) и тонкой моторики;
  • формирование естественнонаучных знаний и представлений;
  • развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.

Цель программы: развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.

Задачи программы:

Совершенствование движений и сенсомоторное развитие – мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии;

Развитие отдельных аспектов психической деятельности – зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, пространственно-временных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие основных мыслительных операций – навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать свою деятельность;

Развитие разных видов мышления – наглядно-образного, словесно-логического (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

Развитие эмоционально-личностной сферы – расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса; формирование учебной мотивации; развитие функций прогноза, планирования, и саморегуляции; приобретение навыков группового взаимодействия.

Ожидаемые результаты: предполагается, что входе занятий дети дошкольного возраста получат новые теоретические знания и практические умения, необходимые для успешного обучения в начальной школе и основополагающие для становления грамотной и культурной личности.

Развивающие занятия помогут детям овладеть следующими навыками:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
  • составлять серию изображений предметов и явлений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей действительности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью;
  • критически относиться к результатам своей деятельности;
  • знать правила поведения в обществе;
  • замечать и исправлять недостатки собственного поведения.

Объем программы и формы работы.

Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, один раз в неделю (25 занятий).

Формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

Количество детей в подгруппе: 10 – 12 человек.

Структура занятий.

Каждое занятие состоит из трех блоков:

  1. Формирование бытовых и естественно-научных знаний и представлений: устная работа, обсуждение наглядного материала разной тематики, чтение детям вслух (15 минут).
  2. Развитие познавательных процессов: работа с тетрадями, решение логических задач, а также выполнение заданий, развивающих память, внимание, восприятие (15 минут).
  3. Развитие эмоционально-личностных качеств, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции: подвижные игры, мини-тренинги, релаксационные упражнения (15 минут).

Блоки чередуются перерывами.

Занятие 1.

  1. Игра «Знакомство». Психолог. Здравствуйте! Давайте познакомимся. Встаньте рядом со мной по кругу. Мы будем передавать по кругу мяч и одновременно называть свое имя. (6, стр. 16)
  2. Беседа по картинке «Давайте познакомимся» (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)
  3. Работа в тетради
  4. Упражнение «Травинка». С помощью считалки выбирается «наблюдатель». Остальные дети – «травинки». Задача наблюдателя – выбрать лучшую «травинку» (ребенка, который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания). Педагог, с небольшими остановками, дает задания:
  • Медленно поднимите руки через стороны вверх.
  • Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
  • Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку.
  • Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: из стороны в сторону… вперед – назад…
  • Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку: из стороны в сторону… вперед – назад…
  • Затем ветер стихает – травинка замирает.
  • Вновь ветер усиливается - травинка сильно раскачивается.
  • Ветер затих – травинка перестала раскачиваться… Молодцы. Опустите руки.

«Наблюдатель» выбирает лучшую «травинку». Выбранный ребенок становится «наблюдателем», упражнение возобновляется. (2, стр. 9)

  1. Итог занятия. Закончить предложение.

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня на занятии мне не понравилось…

Я сегодня горжусь собой, потому что…

 

Занятие 2.

 

  1. Игра «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу. (1, стр. 8)
  2. Беседа по картинке «Мы стали смелее» (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)

Обсуждение проблемных ситуаций. Взрослый описывает ситуацию, дети рассказывают, что делать дальше:

  • Мальчик поранил руку, ему страшно идти в больницу.
  • Девочка не умела кататься на велосипеде и поэтому въехала прямо в дерево. Она поломала велосипед.
  • Мальчик, играя с мячом, угодил им прямо в окно соседа.
  • Девочка боится выйти на улицу: подружки ее дразнят.
  • Дети говорят: «Мы видели по телевизору чудовище и очень боимся его».
  1. Работа в тетради
  2. Упражнение «Пантомимические этюды». Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
  • Маленькая девочка в хорошем настроении.
  • Старик.
  • Уставший человек.
  • Смелый человек и т.д. (2, стр.19)
  1. Итог занятия. Психолог: вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо.

 

Занятие 3.

  1. Игра-приветствие «Здравствуйте, все!». Дети здороваются друг с другом по кругу, потом хором произносят: «Здравствуй, небо! Здравствуй, солнце! Здравствуйте, все!» (4, стр. 20)
  2. Беседа по картинке «Чужая игрушка» (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)

Обсуждение проблемной ситуации:

Как быть?

Две подружки поссорились и обиделись друг на друга. Каждая считает свою подружку виноватой в этой ссоре. Так бывает? Что нужно сделать девочкам, чтобы остаться друзьями?

  1. Работа в тетради
  2. Этюд «Золотой дождик». Идет теплый дождик. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым (дети удивляются). Мы подставляем лица золотым капелькам дождя. Дождик смывает все наши обиды и печали. Мы радуемся золотому дождику и танцуем под ним. Приятен теплый летний дождь.
  3. Итог занятия. При подведении итога происходит обсуждение, что получилось, а что нет и почему.

 

Занятие 4.

  1. Приветствие «Ласковое имя». Дети рассаживаются, образуя круг. Психолог предлагает им называть себя ласковым именем, передавая клубок ниток по кругу. Когда ребенок называет свое ласковое имя, остальные воспитанники группы повторяют это имя хором. (4, стр. 9)
  2. Беседа по картинке «Ссориться не будем!» (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)

Чтение и беседа по стихотворению «Пароходик»

  1. Работа в тетради
  2. Упражнение «Доброе животное». Психолог тихим и таинственным голосом говорит: «встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперед. Выдох – два шага назад. Так животное не только дышит, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и так далее. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
  3. Итог занятия. Закончить предложение.

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня на занятии мне не понравилось…

Я сегодня горжусь собой, потому что…

 

Занятие 5.

  1. Приветствие «Познакомь с соседом справа». Дети стоят по кругу. Каждый ребенок по очереди называет имя сверстника, сидящего справа, и передает ему мяч. Психолог повторяет имена участников. Если он ошибается, то дети хором поправляют его. (4, стр. 8)
  2. Беседа по картинке «Твердое слово «нет»! (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)

Обсуждение ситуации: «Ты остался дома без родителей, а в дверь позвонили» (1, стр. 56)

  1. Работа в тетради
  2. Игра «Мыльные пузыри». Психолог: Ребята , а вы любите надувать мыльные пузыри? Сейчас мы с вами превратимся  в мыльные пузыри и поиграем.

 

Мыльные пузыри

Осторожно – пузыри…

- Ой, какие!

 - Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят!

Э. Фарджен

Двигайтесь по всей комнате, кружитесь, опускайтесь все ниже и ниже. А после команды «Лопнули!» ложитесь на пол, отдыхайте. (3, стр. 93)

  1. Итог занятия. Дети по очереди кладут руки на ладонь психолога, затем машут рукой и говорят: «Всем-всем до свидания!» (4, стр. 9)

Занятие 6.

  1. Игра-приветствие «Комплименты». Психолог: Встаньте в круг. Будем передавать мяч друг другу и говорить приятные, добрые слова. (6, стр. 17)
  2. Беседа по картинке «Играть вместе веселее!» (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)

Чтение, беседа, составление окончания рассказа «Кто главный в песочнице?» (5, №11)

  1. Работа в тетради
  2. Игра «Ветер дует на…». Психолог: Вы чувствуете, кажется, начинается слабый ветерок. На кого же он подует? Давайте с ним поиграем. Ветер дует на тех, у кого … короткие волосы. Выходят вперед дети с короткими волосами. Далее ведущий называет другой признак и т.д. дети группируются по цвету волос, глаз, одежды и т.д. (3, стр. 87)
  3. Итог занятия. Психолог: вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо.

 

Занятие 7.

 

  1. Игра «Эхо». Психолог: Вы знаете, что с именами можно поиграть? Давайте разучим эту игру – она называется «Эхо». Пусть каждый по очереди называет свое имя и прохлопывает его в ладоши. А все остальные дружно за ним повторяют, будто эхо. (3, стр. 85)
  2. Беседа по картинке «Земля – наш общий дом» (серия «Беседы по рисункам» «Я и другие»)
  3. Работа в тетрадях
  4. Упражнение «Горошинка». Взрослый кладет каждому в ладошку горошинку (бусинку) и говорит о том, что из космоса планета Земля видится такой маленькой, как горошинка. На самом деле наша планета большая, и на ней живет много людей, животных, растений. «Как же живется каждому из вас?» - спрашивает педагог. Дети, зажав в кулачке горошинку, поочередно рассказывают о себе и своей семье, о своих друзьях и любимцах. Мы все связаны друг с другом. «Без чего невозможна жизнь на земле?» - продолжает спрашивать взрослый. Предполагаемые ответы: без деревьев, кустарников, животных, воздуха, солнца, воды, труда, дружбы и т.п. (5, № 12)
  5. Итог занятия. Наша встреча закончилась. Дома с мамой и папой обсудите, как прошло занятие. Спасибо. Вы молодцы! До свидания! (6, стр. 19)

Занятие 8.

  1. Упражнение «Сбор приветствий». Психолог просит участников поздороваться друг с другом различными способами: руками, плечом, коленями, носами и т.д. (4, стр. 9)
  2. Беседа по теме: «Ты – часть природы». (1, стр. 60)

Упражнение «Послушай, что за окном». Психолог предлагает детям закрыть глаза и «превратиться в слух». Затем каждый ребенок должен рассказать, какие звуки он услышал за окном. (4, стр. 39)

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Море волнуется». Психолог: Теперь встаньте свободно и давайте поиграем.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Фигура радости на месте замри.

Дети изображают фигуры: грусти, злости, радости, обиды и т.д. Педагог отмечает тех, кому это лучше всех удалось. (3, стр. 104)

  1. Закончить предложение.

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня на занятии мне не понравилось…

Я сегодня горжусь собой, потому что…

Занятие 9.

  1. Приветствие «Передай улыбку». Дети, сидя на стульчиках по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу. (4, стр. 38)
  2. Беседа по картинке «Я люблю свой дом» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Беседа: «Как можно назвать твоих, маму, папу, дедушку и бабушку» (1, стр. 63)

  1. Работа в тетрадях
  2. Упражнение «Связующая нить». Все садятся на расставленные по кругу стульчики. Педагог начинает упражнение. Участники передают друг другу клубок ниток таким образом, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями участников о том, что они чувствуют, чего хотят для себя и что могут пожелать другим. Когда клубок вернется к педагогу, все натягивают нить и закрывают глаза. Педагог просит детей представить, что они составляют единое целое и что каждый из них важен и значим для всех. (2, стр. 16)
  3. Итог занятия. Психолог: вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо.

Занятие 10.

  1. Приветствие «Путаница имен». Педагог называет фамилии и имена детей группы, намеренно иногда путая их. Если фамилия и имя названы правильно – дети хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами. (4, стр. 53)
  2. Беседа по картинке «Умею ли я мириться?» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Составление окончания к рассказу «Спор цветов». Красивые цветочки живут на полянке. Они волшебные, потому что говорящие. А зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда были дружными: вместе веселились и играли, помогали друг другу. На опушке не смолкал радостный цветочный смех, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная пушистая пыльца. В солнечный день поляна благоухала. Но однажды случилось несчастье. Началось все с пустяка. Васильку понравилось, как Ромашка жмурится на солнце, и он беззаботно рассмеялся, но Ромашке не понравилось, что над ней смеются. Она обиделась, и все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись на такое неделикатное обращение и решили начать войну против Васильков. Они не стали с ними играть, обзывались и … (5, № 2)

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Будь внимателен». Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге. (7, стр. 14)
  3. Итог занятия. Психолог спрашивает детей, что на занятии им понравилось больше всего и почему.

Занятие 11.

  1. Упражнение «Ласковые имена». Дети по кругу передают друг другу игрушку-мишку и называют друг друга ласково по имени. (6, стр. 44)
  2. Беседа по картинке «Хорошо ли обижаться?» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Чтение и обсуждение стихотворения «Обида»:

- Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили …

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

В. Орлов

После чтения стихотворения педагог задает вопросы.

  • Из-за чего поссорились мальчики?
  • Почему они обиделись друг на друга?
  • Почему друзья забыли причину ссоры? (3, стр. 113)
  1. Работа в тетрадях
  2. Этюд «Насос и мяч». Дети играют в парах. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания «мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями. (7, стр. 16)
  3. Итог занятия. Дети по очереди кладут руки на ладонь психолога, затем машут рукой и говорят: «Всем-всем до свидания!» (4, стр. 9)

 

 

 

Занятие 12.

 

  1. Упражнение «Пропой свое имя». Психолог: Представьте, что мы не умеем говорить, а умеем только петь. Давайте каждый пропоет свое имя, а мы его повторим. (6, стр. 47)
  2. Беседа по картинке «Нужно ли быть вежливым?» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Беседа  «Как можно поздороваться». (1, стр. 64)

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Игра с флажками». Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий шагать на месте. (7, стр. 26)
  3. Итог занятия. Взрослый спрашивает дошкольников, что полезного для себя они узнали на занятии. Просит перечислить изученные способы приветствия.

 

Занятие 13.

  1. Приветствие «Доброе утро!». Взявшись за руки, дети вместе произносят: «Доброе утро!» - сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко. (4, стр.36)
  2. Беседа по картинке «Я и другие» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Чтение и обсуждение стихотворения И.С. Панасюк  «Я не подумал о других»

Не знал я, чем себя занять,

И вышел просто погулять.

Вот лужа! Я в нее ногой!

Забрызгал всех прохожих. Ой!

«Что ты наделал?» - все кричат,

Вопят, орут, визжат, ворчат!

Я не забочусь о других,

Зачем мне думать о чужих?

С меня стекает грязь рекой.

Что мама скажет мне? Ой! Ой!

А мама мне сказала так:

- Да, пачкать вещи ты мастак!

Грязнуля ты, похоже,

Что ж, будешь спать в прихожей!

- Нет, не хочу в прихожей спать,

Хочу в любимую кровать!

Я вещи грязные стирал,

Я так трудился, так устал!

И сразу вспомнил о других,

Подумал: как же там у них?

А вдруг и тех, прохожих,

Заставят спать в прихожих?..

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Запомни свое место». Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места. (7, стр. 29)
  3. Итог занятия. Упражнение «Передай дружбу». Дети встают в круг и прощаются, передавая друг другу рукопожатия. (6, стр. 47)

 

Занятие 14.

  1. Приветствие «Способы приветствий». Детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами: поклоном (как японцы), пожать руку (как деловые партнеры), хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры), прислониться щекой к щеке (как родственники). (4, стр. 25)
  2. Беседа по картинке «Хочу быть щедрым» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Чтение и обсуждение стихотворения «Жадность»

Играют в песочнице детки

Танюша и Галя – соседки.

Галинка у Тани игрушки берет,

Свои же, простите, она не дает.

Боится, что Таня сломает,

А может в песке потеряет.

Танюше обидно, ведь ей же не жалко

Дать Гале и куклу, и шарик-пищалку,

И формы, и сито, и даже ведро,

Ведь вместе играть веселей все равно.

Коль щедрости Галя не ценит теперь,

То может стать жадиной, ты мне поверь.

  1. Работа в тетрадях
  2. Упражнение «Договорись взглядом». Дети сидят по кругу и смотрят друг другу в глаза. Стараются найти себя пару только с помощью взглядов и по команде меняются местами. (3, стр. 98)
  3. Итог занятия. Дети по очереди кладут руки на ладонь психолога, затем машут рукой и говорят: «Всем-всем до свидания!» (4, стр. 9)

 

Занятие 15.

  1. Упражнение «От улыбки станет день светлей!». Психолог: Давайте встанем в круг. Сейчас каждый по очереди должен будет положить свою руку на плечо соседа, стоящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.(6, стр. 55)
  2. Беседа по картинке «Хорошо ли злиться?» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Чтение и обсуждение стихотворения:

Что с тобой?

Ты надутый весь такой,

Словно шарик надувной.

У тебя сердитый вид –

Он о многом говорит:

Тебя кто-то обижал?

Тебе кто-то угрожал?

Ты не получил конфет?

Или настроенья нет?

Что с тобой? Что с тобой?

Ты, как шарик надувной!

 

Вопросы для осуждения:

  • Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?
  • Почему его сравнивают с надувным шариком?
  • Хорошо или плохо все время на кого-то сердиться, дуться? (3, стр. 103)

 

  1. Работа в тетрадях
  2. Этюд «Пылесос и пылинки». Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок – пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед – вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит. (7, стр. 29)
  3. Итог занятия. Психолог спрашивает детей, что на занятии им понравилось больше всего и почему.

 

Занятие 16

  1. Приветствие «Чуткие руки».

Что за чудо-чудеса – раз рука и два рука.

(Поднимают вверх сначала одну руку, потом другую)

Вот ладошка левая, вот ладошка правая.

(Смотрят на одну, затем на другую ладонь)

И скажу вам не тая: руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

(Согнутые в локтях руки развести в стороны)

Добрые руки погладят собаку.

(Гладят свою одну руку, затем другую)

Умные руки умеют лечить,

(Гладят щеки)

Чуткие руки умеют любить.

(Берутся за руки) (6, стр. 33)

  1. Беседа по картинке «Что такое светофор?» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Беседа о правилах дорожного движения, обсуждение стихотворений о ПДД (Приложение 1)

  1. Работа в тетрадях
  2. Этюд «Котенок и светофор». Дети находятся на ковре. Глядя на зеленый цвет светофора, они ласкаются, играют, умываются, потягиваются, нежатся на солнышке, на желтый – осторожно смотрят, думают, оглядываются, на красный – брыкаются, царапаются, злятся. И вновь «зажигается» зеленый огонек… (5, №9)
  3. Итог занятия. Взрослый интересуется у детей, что нового для себя они узнали на занятии и как это повлияет на их поведение в жизни. (4, стр. 69)

 

Занятие 17.

  1. Игра-приветствие «Прошепчи». Дети ходят по кругу и шепчут на ухо друг другу слова приветствия, называя по имени того, кого приветствуют. (8, стр. 50)
  2. Беседа по картинке «Хочу и нельзя» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Чтение и обсуждение стихотворения Н. Григорьевой «Хочу и нельзя»

Я в раздумье долго маюсь

Как мне быть и как мне жить,

Не могу, хоть и стараюсь,

Я два слова подружить.

Я хочу, как Мурка-кошка,

Прыгнуть в дом через окошко,

Но нельзя. «Заходят в дверь,-

Объясняют мне, - поверь».

Я хочу в кино залаять,

Тетю напугать одну,

Но нельзя, и дети знают,

Нарушать там тишину.

На «хочу» я снова, снова

Слышу все в ответ «нельзя».

Подружить два этих слова

Как? Скажите мне друзья! (5, №10)

  1. Работа в тетрадях
  2. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!).

Повторить игру с песком 2 – 3 раза. (7, стр. 35)

  1. Итог занятия. «Круг друзей». Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех. (1, стр. 8)

 

Занятие 18.

 

  1. Приветствие «Не отпускай руку». Дети ходят по группе и здороваются друг с другом за руку. При этом должно соблюдаться следующее правило: здороваясь с кем-то, ребенок может освободить руку только тогда, когда другой рукой начнет здороваться с другим ребенком. Дети должны быть все время в контакте друг с другом. (8, стр. 53)
  2. Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам. Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т.д.) (7, стр. 45)
  3. Работа в тетрадях
  4. Игра «Танцы зверят». Детям предлагается потанцевать, как веселые зайчата, грустный медведь, обиженный волк, хитрая лиса, задумчивые бабочки и др. (6, стр. 38)
  5. Итог занятия. Игра «Пожелание». Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания. (7, стр. 67)

 

Занятие 19.

  1. Упражнение «Давайте поздороваемся». Упражнение проводится под музыку. Дети по сигналу педагога-психолога хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо в соответствии с подаваемым педагогом-психологом сигналом: 1 хлопок – за руку, 2 хлопка – плечами, 3 хлопка – спинками. (8, стр. 65)
  2. Беседа по картинке «Как стать хорошей?» (серия «Беседы по рисункам» «Я и мое поведение»)

Чтение и обсуждение рассказа В. Волкова «Вишневая сказка» (5, № 12)

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Зеваки». Дети идут по кругу в одну сторону. После хлопка ведущего они должны повернуться и идти в другую сторону. Тот, кто зазевался, выбывает из игры и становится помощником ведущего.(4, стр. 66)
  3. Итог занятия. Дети стоят по кругу. Передают мяч друг другу и говорят: «Я был(а) очень рад(рада) тебя видеть». Дети рассказывают, что им понравилось на занятии, и прощаются ладошками. (6, стр. 48)

Занятие 20.

  1. Упражнение «Ток». Дети встают в круг, держась за руки, и передавая по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа). (7, стр. 67)
  2. Чтение истории «Упрямые козы». Беседа.

«Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через ручей. Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и … трах! Стукнулись лбами, и обе свалились в воду».

Вопросы детям:

- Понравилось вам, как вели себя козы?

- Почему они оказались в воде?

- Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на узкой доске?

- Почему их назвали упрямыми?

Упражнение «История наоборот».

Взрослый предлагает детям рассказать историю про коз наоборот, а значит, ее название теперь будет не «Упрямые козы». Просит участников придумать противоположное название («Вежливые (веселые, добрые) козочки»). Психолог задают следующие вопросы:

- Две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит?

- Какие слова должны произнести козочки?

- как они при этом будут смотреть друг на друга?  (4, стр. 53)

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Найди свою пару». Педагог просит детей встать в пары (по возможности, мальчик с девочкой) по кругу. Каждый смотрит на своего партнера. Как только начинает звучать музыка, дети свободно двигаются по комнате. После того как музыка прерывается, дети как можно скорее должны найти свою пару. Побеждает пара, участники которой быстрее всех найдут друг друга и возьмутся за руки. (3, стр. 101)
  3. Итог занятия. Упражнение «Хоровод». Детям предлагается взяться за руки, посмотреть друг на друга, улыбнуться, а затем поделиться своими впечатлениями и чувствами. (8, стр. 48)

Занятие 21.

  1. Приветствие «Здравствуй!». Психолог протягивает каждому участнику руки ладонями вверх и здоровается с ними по имени. Ребенок кладет свои ладони на ладони взрослого и в ответ приветствует психолога. (4, стр. 12)
  2. Чтение и обсуждение фразеологизмов (с опорой на картинки), с целью понимания смысла и обогащения речи детей. (Приложение 2)
  3. Работа в тетрадях
  4. Упражнение «Ласковый пальчик». Работа в парах. Участники по очереди рисуют пальчиком на спине друг у друга различные предметы. Тот, на чьей спине рисуют, должен угадать, что нарисовано. По окончании необходимо проанализировать с детьми возникшие чувства и ощущения. (8, стр. 50)
  5. Итог занятия. Упражнение «Давайте встанем в круг». Психолог: Давайте встанем в круг, повернем голову к соседу справа. И улыбнемся ему. До свидания. (6, стр. 41)

Занятие 22.

  1. Игра «Повтори фразу». Дети повторяют (или пропевают) одну и ту же фразу – «Доброе утро», с различной интонацией (ласково, грозно, весело, грустно, с удивлением, задумчиво, радостно). (3, стр. 117)
  2. Показ презентации «Подвиг», посвященной Великой отечественной войне. Беседа по материалам презентации. Рассказ детей (по желанию) о родственниках, принимавших участие в этой войне.
  3. Работа в тетрадях
  4. Игра «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети крепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок. (7,стр. 21)
  5. Итог занятия. Упражнение «Горячие ладошки». Стоя друг за другом, каждый участник касается ладошками спины впереди стоящего. Педагог-психолог предлагает закрыть глаза и ощутить тепло товарищей, почувствовать надежность, исходящую от каждого из присутствующих. Затем дети поворачиваются лицом друг к другу, описывают свои чувства и говорят «до свидания». (8, стр. 51)

 

Занятие 23.

  1. Упражнение «Передай предмет по кругу». Педагог-психолог: Представьте себе, что в руках у вас легкое, воздушное перышко. Будем осторожно передавать его по кругу. Затем детям предлагается передать: котенка, кирпич, холодную льдинку, горячую картошку и т.д. (6, стр. 49)
  2. Обучение правилам этикета. Серия картинок «За столом» (Приложение 3)

Анализ сюжетных картинок с последующим закреплением необходимых правил поведения:

  • За столом нужно сидеть прямо, ноги под столом ставить рядом одна с другой;
  • Поднося ложку или вилку ко рту, не следует поднимать локоть;
  • Нельзя держать столовый прибор в кулаке;
  • Разговаривать за столом можно, но жестикулировать при этом не следует, особенно вилкой, ножом, ложкой;
  • Как правило, руками есть нельзя, для этого существует столовый прибор;
  • При питье не следует запрокидывать голову и поднимать локоть;
  • Жевать следует с закрытым ртом, не издавая при этом никаких звуков;
  • Нельзя облизывать тарелку;
  • После еды, обязательно нужно промокнуть рот салфеткой и т.д. (7, стр. 87)
  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Стучи, поезд, стучи». Дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол. (1, стр. 12)
  3. Итог занятия. Дети по очереди кладут руки на ладонь психолога, затем машут рукой и говорят: «Всем-всем до свидания!» (4, стр. 9)

 

Занятие 24.

  1. Упражнение «Хлопни в ладоши». Дети становятся в круг, вытягивают руки вперед. На счет «три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши. Игра повторяется несколько раз. (7, стр. 75)
  2. Беседа по серии картинок «Оцени поступок» (Приложение 4). Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили хорошо, а в каких – плохо, и объяснить почему.

Содержание картинок:

- Мальчик не уступил в автобусе место пожилой женщине;

- Мальчик дернул кошку за хвост;

- Мальчик насыпает корм в кормушку для птиц;

- Мальчик стреляет из рогатки в птицу;

- Мальчик помогает маме донести продукты до дома;

- Мальчик переходит дорогу с мамой по пешеходному переходу.

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Будь внимательным». Психолог: Вы будете двигаться по кругу. Когда я произнесу слово «лошадь», надо остановиться и постучать одной ногой об пол, если услышите слово «раки» - пятиться назад, слово «лягушки» - присесть и прыгать, слово «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге. (6, стр. 24)
  3. Итог занятия. Упражнение «Солнечные лучики». Дети стоя в кругу протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо так стоят, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. (1, стр. 9)

Занятие 25.

  1. Игра «Паутинка дружбы». Дети сидят на ковре по кругу. У ведущего в руках клубок с «ниточкой дружбы». Он катит одному из участников клубок и говорит: «Ты мне нравишься, потому что…». Участник берет клубок и наматывает ниточку себе на руку, а затем катит клубок любому игроку и произносит: «Ты мне нравишься, потому что…». И так далее, пока все дети не соединятся ниточкой, - получается замечательная паутинка дружбы. (4, стр. 69)
  2. Беседа по серии картинок «Правила поведения в школе» (Приложение 5). Детям предлагается послушать текст, рассмотреть иллюстрации и обсудить, предложенные правила поведения в школе.

Правила:

- На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются, не мешают заниматься классу;

- На уроках не перекидываются записками, не занимаются посторонними делами;

- На уроках внимательно, не отвлекаясь, слушают учителя;

- На урок всегда приходят вовремя, не опаздывают;

- На уроках не едят и не жуют жевательную резинку;

- На уроках, если хотят ответить, поднимают руку, а не кричат и не вскакивают с места;

- На переменах не бегают, расталкивая всех локтями, и не кричат;

- Нельзя обижать тех, кто младше, и не стоит задирать старшеклассников.

  1. Работа в тетрадях
  2. Игра «Ухо - нос». По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим. (7, стр. 21)
  3. Итог занятия. Упражнение «Распускающийся бутон». Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки, качаться). (6, стр. 43)

 

 

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольшиков: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.
  3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2011.
  5. Учебное издание: Серия "Беседы по рисункам "Я и другие", "Я и мое поведение". - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. - СПб.: ООО "Издательство"Детство-пресс", 2013.
  7. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Справочник педагога психолога. - М.: ЗАО "МЦФЭР", 2015, №9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущие материалы
Следующие материалы