a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка на тему «Выработка условно-двигательной реакции на звук»

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-08-02 13:39:03

Документы для скачивания

Методическая разработка на тему « Выработка условно- двигательной реакции на звук ». Хрипунова Е. А. , учитель- дефектолог дошкольной группы. КГБОУ «Минусинская школа- интернат». Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников начинаю с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов, определённым игровым действием: н\ р со бирать пирамидку, складывать куби ки в кузовок машинки, собирать яблочки в корзинку и т. д. Упражнения провожу без звукоусиливающей аппаратуры. Сажаю ребёнка перед собой на расстоянии 0, 5- 1 м. , перед ним выкладываю кольца пирамиды. Кладу около руки малыша одно кольцо( или фишк у) , ударяю несколько раз в барабан и рукой ребёнка надеваю кольцо на стержень пир амиды. Это упражнение прово жу до тех пор, пока малыш самостоятельно( без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал. Затем встаю за спину малыша( на расстоянии 0, 5 м) и ударяю по барабану несколько раз. В ответ ребёнок со бирает или разбирает пирамиду( или выполняет другое действие) . Убедившись в том, что ребёнок воспринимает звучание барабана на слух, постепенно отхожу от малыша, для определения максимально го расстояния, на котором он реагирует на его звучание. Аналогично провожу работу и с другими звучащими игрушками( бубном, гармошкой и т. д. ) , но начинается она ближе к уху ребёнка, на расстоянии 15- 20см. Параллельно с выработкой УДР на звучание игрушек веду обучение детей ощущению звучаний речевых сигналов. Сажусь с ребёнком за стол, на котором с тоят пирамидка( матрёшка) и учу его реагировать на звучание речи( слогосочетаний) , воспринимаемое на слухозри тельной основе. С этой целью обращаю внимание малыша на губы и голосом разговорной громкости произношу слогосочетания( папапа) и одновременно его рукой нанизываю на стержень пирамиды одно кольцо. Упражнения провожу до тех пор, пока ребёнок сам( без побуждения) не начнёт выполнять действие в момент произнесения слогов. Затем голосом разговорной громкости произношу слогосочетание( пупупу) на ухо ребёнку без экрана. Упражнения провожу до тех пор, пока ребёнок не начинает сам выполнять действие в момент произнесения мной слогов. Наконец произношу эти же слоги голосом разговорной громкости, но уже при использовании экрана. Когда у ребёнка вырабо тана реакция на звучание слогов, произносимых у ушной раковины голосом разговорной громкости, постепенно увеличива ю расстояние от уха ребёнка, отодвигаясь вместе с экраном на 5- 10 см и далее. Среди используемых слогосочетаний должны быть низкочастотные типа пупупу, тутуту, среднечастотные типа папапа, татата и высокочастотные типа сисиси, чичичи. На каждом занятии работу начинаю с максимального расстояния, которое отмечено у данно го ребёнка и постепенно пытаюсь его увеличить. При проведении данной работы обязательно учитываю следующие правила: - педагог должен играть на «инструменте» или произносить слогосочетания с разным временным интервалом; - педагог не должен касаться экраном уха ребёнка, иначе он будет ощущать вибрацию; - педагог не должен сразу после произнесения слогов, игры на дудке, свистке и т. п. убирать экран, закрывающий его лицо и струю воздуха; нельзя смотреть на ребёнка сразу после произнесения слогов, игры на «инструментах». В противном случае малыш будет реагировать на внешние пр оявления педагога, а не на звук. После того как уже выработана условно- двигательная реакция на звучание игрушек и речи без звукоусиливающей аппаратуры, аналогично проводятся упражнения с индивидуальными слуховыми аппаратами. В последнем случае возможности детей в ощущении звучаний резко возрастают: они ощущают звучание голоса на расстоянии 1, 5- 2 м и более, слышат звук игрушки, удалённый от них 2- 3 м. и более. Д ля поддержания интереса к занятию использую разнообразные игровые упражнения. Игровое упражнение «Зайка прыгает». Игровая задача: ребенок, услышав звук, передвигает зайчика вперед. Игровое упражнение «Дождик». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, рисует каплю. Игровое упражнение «Яблоня». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, как падает яблоко, рисует линию вниз. Игровое упражнение «Кнопка». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, жмет на кнопку со световым сигналом. Игровое упражнение «Составь пирамидку». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, надевает кольцо. Игровое упражнение «Собери кубики в грузовик». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, кладёт кубик в грузовик. Игровое упражнение «Разбуди куклу». Игровая задача: ребёнок, услышав зву к будильника( телефона) поднимае т куклу с кроватки.

Оставить комментарий: