a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Организация коррекционной работы с воспитанниками дошкольного возраста" на педагогическом совете "Системный подход к коррекционной работе с обучающимися с нарушением слуха", КГБОУ "Минусинская школа-интернат", январь, 2019 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-08-02 14:36:00

Организация коррекционной работы с воспитанниками дошкольного возраста Работа узких специалистов и воспитателей начинается с психолого- педагогического изучения дошкольников. Диагностика проводится по четырём образовательным областям: речевому, познавательному, художественно- эстетическому и физическому развитию. Для сбора диагностических данных педагоги используют наблюдение и обследование( в ходе обследования детям предлагается выполнить ряд заданий самостоятельно, либо с направляющей помощью педагога) . Изучив, качественные показатели развития детей и учитывая рекомендации ПМПК, дефект ологи совместно с воспитателями и музыкальным руководителем составляют календарно- тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности для каждой возрастной группы, которое строится на едином тематическом принципе, т. е. все занятия и речевой материал планируются по одной теме в течение 1 или 2 недель с итоговым мероприятием. Единый тематический принцип позволяет сконцентрировать внимание детей на определённом круге предметов и явлений, закрепить и уточнить речевой материал в разных видах деятельности, развивать познавательные интересы дошкольников. Глухие и слабослышащие дети, с тяжёлой тугоухостью, поступающие в наши дошкольные группы в основном не реагируют на окружающие их звуки, не владеют устной речью, лишь некоторые из них дают различные непроизвольные голосовые реакции и беззвучно еартикулирование. При составлении а даптированных общеобразовательных программ дошкольного образования для глухих и слабослышащих детей педагоги опирались на ФГОС ДО, примерную образовательную программу ДО « От рождения до школы»( 2015 г) и программы «Обучение и воспитание глухих( слабослышащих) детей( 1991 г) , потому что н а сегодняшний день не разработан ФГОС ДО для детей с ОВЗ, не составлены примерные программы дошкольного образования для глухих и слабослышащих детей. Начало коррекционной работы- это обследование дошкольников, включающее в себя проверку состояния слуха и устной речи. Обследование слуховой функции и произносительных навыков проводится с учётом возраста ребёнка и его потери слуха. Работа по развитию слухового восприятия строится по четырём направлениям: - выработка условно- двигательной реакции; - знакомство со звуками окружающего мира; - обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов; - обучению восприятию на слух речевого материала. П роводя мониторинг с детьми, получившими дошкольное образование в полном объеме, дефектологи, по результатам обследования видят динамику развития каждого ребёнка, но не определяют уровни развития их слуха. Программа по развитию слухового восприятия рассчитана на четыре года обучения, но есть д ети, к оторые поступают в дошкольные группы в старшем или подготовительном возрасте, с ра зличным уровнем развития слуха( чаще всего низким) , поэтому возни кает необходимость, для таких дошкольников, составление индивидуальных программпо развитию слухового восприятия. Формирование произносительных навыков у д ошкольников происходит на базе развивающегося слуха и при участии слухо- зрительного восприятия. Работа по обучению произношению начинается с вызывания голоса и звуков( из гласных первыми появляются: а, о, у, э. Среди согласных это губно- губные: п, м, б; губно- зубные: ф, в; язычно- зубные: т, н, л, д. ) . Параллельно отрабатываются просодические элементы на звуковом материале. Дошкольники учатся произносить гласные звуки и логотомы долго и кратко, слитно и прерывисто, учатся изменять силу и высоту голоса, воспроизводить ритмические рисунки. Работа над словом и простой фразой начинается со старшего дошкольного возраста. Работая с детьми, дефектологи ведут тетради для инд ивидуальных занятий по обучению произношению, в которых видно родителям и воспитателям, какие звуки вызваны у ребёнка и на каком материале их можно закрепи ть. По результатам обследования составляются индивидуальные планы работы по обучению произношения на каждую четверть. В программе дошкольного образования направление «Музыка» входит в область «Художественно- эстетическое ра звитие ». Но з анятия по музыке находятся в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха. М узыкальное воспитание также направлено на развитие слухового восприятия( восприятие динамики, темпа, характера, жанров музыки) , на развитие ритма речи, вокально- интонационное развитие голоса, умения декламировать под музыкальное сопровождение по певки и ритмично двигаться под музыку. Важным условием речевого развития детей с нарушениями слуха является создание слухо- речевой среды. Слухо- речевая среда предполагает организацию речевого общения с ребёнком независимо от состояния его собственной речи и возможностей понимания речи окружающих. Работа по речевому развитию детей дошкольников с нарушениями слуха тесно связана не только с фронтальными и индивидуальными занятиями, но и с режимными моментами. Речевой материал, предъявляемы й в быту, воспитатели размещают на стендах в помещениях групп, а также фиксируют в альбомах с изображение м предметов, действий, явлений. Не только воспитание, но и обучение дошкольников с нарушенным слухом должно проводиться в тесном контакте с семьёй. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в проведении развивающей и коррекционной работы с детьми зависит общий результат. Работая с родителями у п едагогов есть некоторые трудности: - бо льшая половина родителей наших воспита нников, имеют нарушение слуха, поэтому в домашних условиях закреплять произносительные навыки и работать над развитием слух ового восприятия своего ребёнка они не могут. У глухих родителей нет потребности в устном речевом общении. - отдалённость родителей от образовательного учреждения. Это объективные факторы, на которые мы никак не можем повлиять. Взаимодействуя с родителями важны индивидуальность, последовательность, систематичность и учёт их реальных возможностей. Планируя работу с родителям и, обязательно включаем темы, связанные по корре кционно- развивающей работе с дошкольниками. С целью сотрудничества с семьями воспитанников дефектологи приглашают родителей дошкольников на индивидуальные занятия, где они, знакомятся со специфическими приёмами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношения, а также на фронтальные занятия, где им наглядно демонстрируется, как формировать и закреплять материал по речевому и познаватель ному развитию в условиях семьи.

Оставить комментарий: