a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Организация коррекционной работы с воспитанниками дошкольного возраста" на педагогическом совете "Системный подход к коррекционной работе с обучающимися с нарушением слуха", КГБОУ "Минусинская школа-интернат", 2019 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2019-08-06 14:11:05

 

Работа узких специалистов и воспитателей начинается с психолого-педагогического изучения дошкольников. Диагностика проводится по четырём образовательным областям: речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Для сбора диагностических данных педагоги используют наблюдение и обследование (в ходе обследования детям предлагается выполнить ряд заданий самостоятельно, либо с направляющей помощью педагога). Изучив, качественные показатели развития детей и учитывая  рекомендации ПМПК,  дефектологи совместно с воспитателями и  музыкальным руководителем составляют календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности для каждой возрастной группы, которое строится  на едином тематическом принципе, т.е. все занятия и речевой материал планируются по одной теме в течение 1 или 2 недель с итоговым мероприятием.

Единый тематический принцип позволяет сконцентрировать внимание детей на определённом круге предметов и явлений, закрепить и уточнить речевой материал в разных видах  деятельности, развивать познавательные интересы дошкольников.

Глухие и слабослышащие дети, с тяжёлой тугоухостью, поступающие в наши дошкольные группы в основном не реагируют на окружающие их звуки, не владеют устной речью, лишь некоторые из них дают различные непроизвольные голосовые реакции и беззвучноеартикулирование.

При составлении адаптированных общеобразовательных  программ дошкольного образования для глухих и слабослышащих  детей педагоги опирались на ФГОС ДО,  примерную образовательную программу ДО « От рождения до школы» (2015 г) и программы «Обучение и воспитание глухих (слабослышащих) детей (1991 г), потому что на сегодняшний день не разработан ФГОС ДО для детей с ОВЗ, не составлены примерные программы дошкольного образования для глухих и слабослышащих детей.

         Начало коррекционной работы  - это  обследование дошкольников,  включающее в себя проверку состояния слуха и устной речи. Обследование слуховой функции и произносительных навыков  проводится с учётом возраста ребёнка и его потери слуха.

Работа по развитию слухового восприятия строится по четырём направлениям:

- выработка условно-двигательной реакции;

- знакомство со звуками окружающего мира;

- обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов;

- обучению восприятию на слух речевого материала.

Проводя мониторинг с детьми, получившими дошкольное образование в полном объеме, дефектологи,   по результатам обследования видят динамику развития каждого ребёнка, ноне определяют уровни развития их слуха.

Программа по развитию слухового восприятия рассчитана на четыре года обучения, но есть дети,которые поступают в дошкольные группы в старшем или подготовительном возрасте, с различным уровнем развития слуха (чаще всего низким), поэтому возникает необходимость, для таких дошкольников, составление индивидуальных программпо развитию слухового восприятия.

Формирование произносительных навыков у дошкольников происходит на базе развивающегося слуха и  при  участии слухо-зрительного восприятия.

Работа по обучению произношению начинается с  вызывания  голоса и звуков ( из гласных первыми появляются: а, о, у, э. Среди согласных это губно-губные: п, м, б; губно-зубные: ф, в; язычно-зубные: т, н, л, д.). Параллельно отрабатываются  просодические элементы на звуковом материале. Дошкольники учатся произносить гласные звуки и логотомы  долго и кратко, слитно и прерывисто, учатся изменять силу и высоту голоса, воспроизводить ритмические рисунки.

Работа над словом и простой фразой начинается со старшего дошкольного возраста. Работая с детьми,  дефектологи ведут тетради для индивидуальных занятий по обучению произношению, в которых  видно родителям  и воспитателям, какие звуки вызваны у ребёнка и на каком материале их можно закрепить. По результатам обследования составляются индивидуальные планы работы по обучению произношения на каждую четверть.

         В программедошкольного образования направление «Музыка» входит в область «Художественно-эстетическое развитие». Но занятия по музыке находятся в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Музыкальное воспитание также направлено на развитие слухового восприятия (восприятие динамики, темпа, характера, жанров музыки), на развитие ритма речи, вокально-интонационное развитие голоса, умения декламировать под музыкальное сопровождение попевки и ритмично двигаться под музыку.

Важным условием речевого развития детей с нарушениями слуха является создание слухо-речевой среды. Слухо-речевая среда предполагает организацию речевого общения с ребёнком независимо от состояния его собственной  речи и возможностей понимания речи окружающих. Работа по речевому развитию детей дошкольников с нарушениями слуха тесно связана не только с фронтальными и индивидуальными занятиями, но и  с режимными моментами. Речевой материал, предъявляемый в быту, воспитатели размещают  на стендах в  помещениях групп, а также фиксируют  в  альбомах с изображением предметов, действий, явлений.

Не только воспитание, но и обучение дошкольников с нарушенным слухом должно проводиться в тесном контакте с семьёй. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в проведении развивающей и коррекционной работы с детьми  зависит общий результат.

Работая с родителями у педагогов есть некоторые трудности:

- большая половина родителей наших воспитанников, имеют нарушение слуха, поэтому в домашних условиях закреплять произносительные навыки и работать над развитием слухового восприятия своего ребёнка они не могут. У глухих родителей нет потребности в устном речевом общении.

- отдалённость  родителей от образовательного учреждения.

Это объективные факторы, на которые мы никак не можем повлиять.

Взаимодействуя с родителями  важны индивидуальность, последовательность, систематичность и  учёт их реальных возможностей.

Планируя работу с родителями, обязательно включаем темы, связанные по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. С целью  сотрудничества с семьями воспитанников  дефектологи приглашают родителей дошкольников на  индивидуальные занятия, где они, знакомятся со специфическими приёмами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношения, а также  на фронтальные занятия, где им наглядно демонстрируется, как формировать и закреплять материал по речевому и познавательному развитию в условиях семьи.

Оставить комментарий: