a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание в средней группе на тему "Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка"

Автор: Бахвалова Елена Владимировна Опубликовано: 2019-08-15 20:24:57

Документы для скачивания

Родительское собрание на тему « Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка » Средняя группа №10. Воспитатели: Бахвалова Е. В. Куликова А. В. Форма собрания – традиционная.       Цель:  поиск совместных путей решения проблем воспитания. Задачи:   сформировать у  родителей  понимание необходимости тесного сотрудничества  семьи с детским садом. обогащать родителей педагогическими знаниями;  вовлечь в обсуждение нюансов воспитания;  вызвать желание поделиться личным опытом воспитания;  создать положительный   эмоциональный настрой, . План 1. В ступительная часть. 2. Особенности возраста. 3. Почему ребёнку нужна игра? 4. Разное. Ход собрания: Чтоб можно было вместе о главном рассуждать. Мы всех вас пригласили на встречу в  детский сад. Нам очень нужно с вами союзниками стать. Различные вопросы мы будем обсуждать. И деткам нашим вместе мы станем помогать. Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям, Подробно вам расскажем о  детском воспитании. - Уважаемые  родители, сегодня наше  родительское собрание  посвящено проблеме сотрудничества  семьи и детского сада. Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и  семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в  детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и  родителей  не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и  родители  станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.  Знакомство. Поиграй- ка. - Нередко бывает, что  родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру  «Будем знакомы». Правила игры: О себе ты расскажи. Соседу руку протяни, И улыбку подари. ( Воспитатель предлагает всем  родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о  себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку  родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие, держатся за руки. Воспитатель говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни) .   В ступительная часть. - Что такое «семья»? Каково Ваше мнение? ( Ответы родителей) - Да, семья – это, прежде всего, любовь. С емья – это теплый дом, любящие муж и жена, их дети, родители, дедушки и бабушки. Это любовь и забота друг о друге, общие радости и печали, традиции и привычки. Недаром восточная мудрость гласит: Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека. - А как Вы думаете, что такое «воспитание»? ( Ответы родителей) . Воспитание  - это целенаправленное воздействие субъекта на объект. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта( знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов( школ, детских садов и др. ) . Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое внимание на развитие личности детей. Все лица причастны к воспитанию, должны действовать сообща, придти к единым требованиям. А если воспитательные усилия противодействуют, то дети испытывают огромные психологические перегрузки, так как не знают кому верить, за кем идти. И тогда получается, как в басни Крылова «Рак, Лебедь и Щука», которые, как известно тянули воз в разные стороны. Нормативная база взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно- правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы». Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Беседа-   «Каким вы хотите видеть своего ребенка? » Макаренко подчеркивал: “Воспитание- есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги”. ( Антон Семёнович Макаренко) -   Детский  сад не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от  родителей. В  семье  все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно  семья, а не  детский  сад выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты. - Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить?  ( на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев) - У каждого из Вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? ( Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок) - Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…- Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок – сухим, пустым, злым и чёрствым, или разносторонним, счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на этих листках. - А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов?  ( работая вместе) - Именно совместная деятельность педагогов,   родителей  и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности. Семья  даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а  детский  сад делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. - Взаимодействие  семьи и детского сада, тесное сотрудничество  родителей  и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития детей. Следовательно, нашими совместными задачами  являются: • сделать  детский сад и семью  союзниками в воспитании детей; • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие  детского сада и семьи  в осуществлении комплексного подхода к воспитанию; • обеспечить единство требований  детского сада и семьи.  Особенности возраста. С редний возраст – такой период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Психологи обращают внимание на то, что дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности. Если  малыш говорит  «Я сам», значит- наша общая задача поддержать его стремление к самостоятельности, не погасить это стремление критикой неумелых действий ребенка и не высказывать нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Как мы формируем самостоятельность в детском саду? В самообслуживании,  стали практиковать дежурство, в процессе которого дети учатся сервировать стол перед приёмом пищи, класть и убирать за собой салфетки, уносить чашки, задвигать стулья, продолжаем учить детей последовательно одеваться и раздеваться. Объясняем, например, что прежде чем обуться, надо надеть шорты; чтобы правильно надеть колготы, платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; прежде чем надеть куртку, надо надеть брюки и т. д. Ваша задача эту же работу продолжать в домашних условиях.                                                                                                                    В дальнейшем будем совместно учить детей застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о приеме поощрения. В детском саду, одобряя действия малыша, мы привлекаем внимание остальных детей. Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что- то делать, побуждают его  и других детей к проявлению к самостоятельности. Формируя навыки самообслуживания, не следует забывать о воспитании бережного отношения к вещам. Объясняем, что свои вещи нельзя бросать, потому что мама их стирала и гладила, что вещи перестанут быть красивыми, если их валять, свои вещи надо класть в свой шкаф или на свой стульчик. И поощрение здесь опять выступает важным инструментом воспитания. В среднем дошкольном возрасте начинает активно проявляться  потребность в познавательном общении   со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов, не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, транспортом, ветром, расскажите интересную историю, которая приключилась, например, с воробушком или листочком, прочитайте стишок или просто пообщайтесь с ребенком, о том, как прошел день.                                                                                                                                               В 4- 5 лет ребёнок  начинает чаще и охотнее вступать в  общение со сверстниками  ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для четырехлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку( «Ты не умеешь играть») . Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Игра ребёнка первой половины пятого года жизни – это скорее игра ря дом, чем вместе. Постепенно( к 5 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две- три подруги.   Почему ребёнку нужна игра? Игра  – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно. Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света? », — он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. - Помните, во что играли вы в своем детстве?  ( отвечают родители) К сожалению, современные дети, те, для кого игра- жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой- то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм- шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство и т. п.                                                                                                                     Что дает игра ребенку?   Некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка. ПРИМЕР                                                                                                                             Отец.   Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию? Вопрос:  В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? ( мнение родителей) Комментарий воспитателя                                                                                                                                       Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.                                                                                                                                                       В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма.   Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным.                                                                     1  СИТУАЦИЯ                                                                                        Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью: — Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить  вино. А потом буду скандалить. Ира возразила: — Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается. И пить вино — это плохо, — добавляет Женя. — Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает. — у бежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: — Вот сколько бутылок вина я вам принесу!                                                                                                                                                 Вопросы: • Какие чувства вызывает у вас эта ситуация? • Почему, по вашему мнению, она сложилась? Комментарий воспитателя                                                                                                                                       Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности.                                                                                                                                                                                                                                   2  СИТУАЦИЮ                                                                                      На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.                                                                                                                                      - Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? — обращается к ребенку воспитатель.                                                                                                                    Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: - Не- е- е. Я их сейчас расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих. - За что же ты их хочешь расстрелять? — снова обращается к мальчику педагог. - А так, ни за что. Я разбой ник! Сейчас совершу на них на лет! — В голосе недружелюбные нотки. - Ему бы только стрелять да в войну играть, — жалуется вечером мать воспитателю. - Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, — замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери. Да, конечно, — соглашается мать, — он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком. - А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например. - А зачем? — недоумевает женщина. — Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья- разбойника! Какое это имеет значение! Вопросы: • Какое значение, по вашему мнению, в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок? • В чем, по- вашему, состоит воспитательное значение игр? Комментарий воспитателя                                                                                                                                       Принять на себя роль – значит действовать как кто- то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты? ». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, папа и т. д. , значит, он принял роль.                                                                                                                                                                                                Часто ребенку бывает трудно  выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие  виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание.                                                                             СИТУАЦИЯ 1:  обратитесь к ребенку, играющему в больницу                                                                                                               ВЫ ХОД ИЗ СИТУАЦИИ «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать»                                                             СИТУАЦИЯ 2: обратитесь к ребенку, играющему в «водителя»                                                                                 ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ  «машины едут в гараж» И так мы с вами выяснили, что  детям 5 года жизни  свойственно: 1. Потребность в самостоятельности; 2. Увлеченность игрой; 3. Любознательность; 4. Общение со сверстниками. Тест «Какой вы родитель? » Отметьт e те вопрoсы и фразы, кoторые вы часто упoтребляете в общении со свoими детьми. Ск o лько раз тебе повтoрять? ( 2 балла) Пос o ветуй мне, пoжалуйста. ( 1 балл) Нe знаю, чтo бы я без тeбя делa л( а) ? ( 1 балл) И в к o го ты такoй урoдился? ( 2 балла) Какие замечательные у тебя друзья. ( 1 балл) Ну, на кого только ты похож? ( 2 балла) Я в тв o и гoды! ( 2 балла) Ты моя опора и надежда. ( 1 балл) Ну что у тебя за друзья такие? ( 2 балла) О ч e м ты тoлько думаeшь? ( 2 балла) К a кой ты у мeня мoлодец! ( 1 балл) Как ты считаешь? Мне важно твое мнение. ( 1 балл) Все д e ти, как дeти, а ты! ( 2 балла) К a кой ты у мeня соoбразительный! ( 1 балл) Теперь подсчитайте общее количество набранных баллов и узнайте, какой вы родитель. Если вы набрали 5- 7 баллов значит в вашей семье все в порядке. Вы жив e те с ребенкoм душa в душу и дoверяете друг другу. O н искреннe любит и увaжает вас, и вaши отношения cпособствуют cтановлению его личноcти. Сумма 8 – 10 баллов свидетельствует о наличии сложностей в ваших вз a имоотношениях с рeбенком, нeпонимании его прoблем. Вы пытаeтесь перенеcти вину за недоcтатки в его рaзвитии на самого рeбенка. 11 баллов и выше – вы н e последовательны в общeнии со своим ребeнком, его развитиe подвержeно влиянию cлучайных обстоятельcтв. Стоит з a думаться нaд этим и измeниться! Заключение Мы сами, бывало, противоречим сами себе, поэтому в воспитании надо основываться на единых требованиях: Будьте к своему ребенку в меру добры и требовательны, если хотите чего- то добиться. Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуйте вникнуть в ситуацию. Покажите ребенку хороший пример. Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестренок и братишек, всех друзей и близких. Предлагаю Вам дорогие  родители, завершить нашу встречу высказыванием добрых слов и пожеланий друг другу, и в этом нам поможет клубочек. Обмотайте вокруг пальчика ниточку, и передайте клубочек следующему! Обматывая пальчик ниткой, вы должны сказать свое пожелание.  Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, и не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении долгих лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь! На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. До скорых встреч!

Оставить комментарий: