Речевое развитие дошкольников в контексте современных образовательных технологий.

Опубликовано: 10:25:45 19-08-2019

Автор: Лазуткина Ирина Николаевна

 

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

 

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

1.Овладение речью как средством общения и культуры

  1. Обогащение активного словаря

3.Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

  1. Развитие речевого творчества
  2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  3. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Остановлюсь на некоторых задачах:

-Обогащение активного словаря. Я бы даже уточнила овладение словарным запасом, данная задача составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Очень важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, аго ассоциативные связи с другими словами, особенности употребления его в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. А как по-другому можно сформулировать эти 2 задачи? Конечно же, воспитание звуковой культуры речи, которая предполагает частные микрозадачи, например:

-развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка,

-обучение правильному звукопроизношению,

-воспитание орфоэпической правильности речи,

-овладение средствами звуковой выразительности речи (тон, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация),

-выработка четкой дикции.

-культура речевого поведения.

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Какие 2 задачи объединены? Поговорим - о первой -, которая про формирование грамматического строя речи предполагает:

-формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам , числам, падежам),

- формирование способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Возможно ли речевое общение без овладения грамматикой? Конечно, нет.

Почему данный раздел вызывает у детей особую трудность? Да, потому что грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из норм и правил. Результат работы по данному разделу каков? Свободное пользование детьми грамматическими навыками и умениями в речевом общении.

Что касается связной речи, то она включает развитие диалогической речи и монологической. Монолог зарождается в недрах диалога.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы - данная задача не является речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи и усвоения языка в его эстетической функции. Что происходит в процессе ознакомления детей с Х/л?

-обогащается словарь,

-развивается образная речь, поэтический слух,

-творческая речевая деятельность,

-эстетические и нравственные понятия.

ТО, вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. И все-таки какая из перечисленных задач самая главная?

-Конечно же, развитие связной речи. Почему?

-в  связной речи реализуется основная функция языка и речи-коммуникативная (общение),

-в  связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития,

-в  связной речи отражены все другие задачи речевого развития.

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении:

  1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
  2. Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)
  3. Воспитание любви и интереса к художественному слову
  4. Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание))
  5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение)
  6. Формирование грамматического строя (морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование)

 

Принципы развития речи:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
  2. Принцип коммуникативнодеятельностного подхода к развитию речи

3.Принцип развития языкового чутья

  1. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
  2. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
  3. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
  4. Принцип обеспечения активной языковой практики

 

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

Работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Формирование речи осуществлять в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным, от простых структур к более сложным. Мыслительные задачи- в центре задач по развитию речи, развитие всех познавательных процессов, а не простое воспроизведение.

 

Принцип коммуникативнодеятельностного подхода к развитию речи

Данный принцип самый главный, почему? Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения, и в разных видах деятельности. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений.

 

Принцип развития языкового чутья. Языковое чутье это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность необходимо развивать, иначе она свертывается и перестает развиваться. Нужно всемерно проводить различные упражнения в форме игрового манипулирования словами.

 

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет не только ребенку просто повторять, но и создавать новые высказывания.

Простого механического повторения и накопление отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка. Существует 3 способа осознания:

- произвольность речи,

-вычленимость компонентов речи,

-собственно осознание.

 

 Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

От мотива зависит качество речи и успешность обучения. Важной задачей является создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом учитывать обязательно возрастные особенности детей, использовать разнообразные  интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность.

 

Средства развития речи.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

-общение взрослых и детей,

-культурная языковая среда, речь воспитателя,

-обучение родной речи и языку на занятиях,

-художественная литература,

-различные виды искусства.

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Что такое общение? Общение – взаимодействие 2 и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

 В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослым:

-ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная),

-ситуативно-деловая (предметно-действенная),

-внеситуативно-познавательная,

-внеситуативно-личностная.

Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей. Переход к более сложным формам общения связан:

-с увеличением доли внеситуативных высказываний,

- с ростом общей речевой активности,

- с увеличением доли социальных высказываний.

Важное значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал-необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, в труде, бытовой, образовательной деятельности. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.

В раннем возрасте это предметная деятельность, следовательно, в центре внимания должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте это игра. Для речевого развития использовать все виды игровой деятельности. Не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего игра должна быть содержательной. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого. Участие педагога обязательно в игре - это положительно влияет на речь детей: обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Средством развития речи является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Подражая взрослым, дети копируют и наши ошибки. В связи с этим к речи педагога предъявляются требования. Перечислите их:

-содержательность и одновременно точность, логичность

-соответствие возрасту детей,

-лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность,

-образность,

-выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость,

-знание и соблюдение правил речевого этикета,

-соответствие слова педагога его делам.

В процессе речевого общения педагог использует и невербальные средства. Назовите их:

-жесты, мимика, пантомимические движения. Их важные функции:

-помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов,

-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала,

-являются образцами поведения для детей,

-помогают приближению учебной обстановки в рамках образовательной деятельности.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Особо хотелось остановиться на требованиях к занятиям:

-тщательная предварительная подготовка к занятию: определение задач, методы и приемы обучения, продумывание структуры и хода занятия, подготовка наглядного и литературного материала,

-соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер,

-реализация принципа воспитывающего обучения. Оно обеспечивается содержанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми,

-структура занятия должна быть четкой: наличие 3 частей: вводной (устанавливается связь с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста), основной(решение главных задач, использование обучающих приемов, создание условий для активной речевой деятельности детей) и заключительной( должна быть краткой и эмоциональной, ее цель-закрепить и обобщить знания, полученные на занятии),

-оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям,

-правильная организация занятия, т.е. должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, а также требованиям безопасности,

-учет результатов занятия необходим для контролирования хода обучения, обеспечение установления обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми,

-связь занятия с последующей работой по развитию речи в рамках других видов деятельности.

Художественная литература  является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Различные виды искусства  также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, способствует развитию образности и выразительности детской речи.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.

 

Методы и приемы развития речи.

1.Методы развития речи по используемым средствам:

Наглядные методы используются в д/с чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры, рассматривание натуральных предметов. Они направлены на накопление содержания речи. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы применяются реже: чтение и рассказывание худ. Произведений, пересказы, беседы, рассказывания без опоры на наглядный материал.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

 

2.Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности:

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяются в основном в словарной работе, в работе по зкр, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение х/л, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации, д/и, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, пересказы, копирование рассказов педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок выбирает, комбинирует языковые единицы, приспосабливается к ситуации общения. Используются в основном при обучении связной речи. Это обобщающая беседа, пересказ с перестройкой текста, д/и, творческие задания, метод моделирования.

 

Приемы развития речи.

Словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос)

Наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению)

Игровые (игровое сюжетно-событийное развертывание. Игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, д/и)

Документы для скачивания:

50024_vystuplenie na konferentsii Rechevoe razvitie.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий: