a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Автор: Лазуткина Ирина Николаевна Опубликовано: 2019-08-19 10:43:53

 

  1. Сообщение руководителя МО Лазуткиной И.Н.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2. Федеральный государственный образовательный стандарт  выделяет 5 направлений развития  детей, которые вы видите на экране:

1.социально - коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

Совсем неслучайно самая первая образовательная область выделена «Социально- коммуникативное развитие».

Основы  социально  -  коммуникативного  развития  зарождаются  и  наиболее  интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности  самосознания  человека,  его  отношения  к  миру,  его  поведения  и  самочувствия  среди людей.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Слайд 3. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, в их поведении, общении.

Слайд 4. На экране вы видите направления социально – коммуникативного развития дошкольников согласно ФГОС ДО:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Таких норм не очень много: старших нужно уважать; нельзя брать чужое; нельзя обижать слабого; нужно трудиться; нельзя обманывать и т.д. Но к каждой из норм есть много правил. Например, норма «Старших следует уважать» предполагает, что ребѐнок должен усвоить правила: разговаривать со старшими следует вежливо, здороваться с ними надо первым, уступать место или предлагать стул, не грубить, не «поднимать руку», помогать и т.д.)

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Уже в названии образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» видно, какую роль придают авторы общению как условию социализации. Через общение ребѐнок познаѐт социальный мир, присваивает социальный опыт, получает

информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния.

 -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребенка только по имени. Стремление к самостоятельности ярко проявляется на границе трѐх лет.

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Социальный интеллект – это умение ладить с людьми. Это личностное качество лежит в основе успеха любой деятельности и взрослого человека. Если ребѐнок умеет искренне сопереживать другому, проявлять отзывчивость, у него всегда в группе будут друзья, ему легче жить.

-  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Ребѐнок не может жить и развиваться вне человеческого общества. При этом не только ребѐнок нужен обществу, но и общество ему самому. Для развития любого человека нужны люди, с которыми он взаимодействует, которые как-то реагируют на его поступки: положительные поступки подкрепляются похвалой и закрепляются, отрицательные тормозятся, потому что ребѐнку неприятно, когда его ругают, лишают награды, не хотят с ним дружить.

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Думаю, что эта работа во  всех  детских садах проводится успешно и не требует разъяснений.

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Работа в данном направлении предполагает формирование первичных представлений о  труде взрослых, привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий совместно со взрослым и под его контролем.(хлебницы без хлеба, салфетницы, ложки и пр.)

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Главное здесь, сформировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

 

- Что же нового в данной образовательной области по сравнению с ФГТ?- Да, в данную образовательную область включены в качестве равноправных компонентов «Труд» и «Безопасность». Подробнее на этом мы остановимся чуть позже.

Слайд 5. (социализация и индивидуализация из стандарта – социальная ситуация развития - сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.)

Период от рождения до поступления в школу является этапом первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих  его  человеком.

На  любой  возрастной  ступени  ребенок  приобретает  не  только  общие  для  всех  детей  черты характера,  но  и  свои  собственные,  индивидуальные  особенности  психики  и  поведения.  Быть социализированным  -  это значит не только быть "таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только  сочетание  возрастного  и  индивидуального  подходов  в  воспитании  и  обучении  детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,  ситуативно-деловое  общение  ребенка  и  взрослого;  совершенствуются  восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие  предметной  деятельности  связано  с  усвоением  культурных  способов  действия  с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение  выполнять  орудийные  действия  развивает  произвольность,  преобразуя  натуральные формы  активности  в  культурные  на  основе  предлагаемой  взрослыми  модели,  которая  выступает  в качестве не только объекта  для  подражания, но и  образца,  регулирующего собственную  активность ребенка.

Слайд 6-7. На экране вы видите формы и приемы организации  деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непрерывной образовательной деятельности (НОД),  в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

 

 

Совместная  образовательная  деятельность педагогов и детей

 

Самостоятельная

деятельность детей

 

Образовательная

деятельность в семье

организованная

образовательная

деятельность

образовательная

деятельность  в

режимных моментах

Деятельность  ребенка

в  разнообразной,

гибко  меняющейся

предметно-развивающей  и

игровой среде Самообслуживание

 

Экскурсии,

путешествия

Наблюдения

Чтение

Личный пример

Беседа

Объяснение

Экскурсии

Наблюдения

Чтение

художественной

литературы

Просмотр

мульфильмов

Дидактические игры

Проблемные ситуации

Объяснения

Упражнения

Рассматривание

иллюстраций

Индивидуальная работа

Объяснение

Напоминание

Личный пример

Похвала

Наблюдение

Упражнения

Игры  подвижные,

дидактические

Рассматривание

Иллюстраций

Инсценировки сказок, потешек, песенок

Праздники  и

развлечения

- Конечно,  необходимо   использовать  формы  и  методы адекватные  возрастным  особенностям  дошкольников,  иначе  перегрузим  детей, что неизбежно приведет к истощению нервной системы.

Слайд 8. Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

- Коллеги, давайте вместе определим, что приобретают  дети в данных видах детской деятельности, которые вы видите на экране.

  • Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • Проектная деятельность обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников

 

Слайд 9. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

И еще одно  важное условие своевременной и полноценной социализации  ребенка - вовлечение  родителей  в  образовательную деятельность. Это условие также диктует нам ФГОС  дошкольного  образования.

(Формы взаимодействия с родителями по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на слайде)

- И я вновь обращаюсь к вам, уважаемая аудитория. Какие, на ваш взгляд, задачи решает каждая форма взаимодействия с родителями?

Педагогические

беседы

Обмен  мнениями  о  развитии ребенка,  обсуждение характера,  степени  и возможных  причин  проблем, с  которыми  сталкиваются родители  и  педагоги  в процессе  его  воспитания  и

обучения.  По  результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего  развития ребенка

Практикумы

Выработка  у  родителей педагогических  умений  по воспитанию  детей

Тренинги

Вовлечение родителей в  специально  разработанные педагогом-психологом (если есть) ситуации,  позволяющие осознавать  свои  личностные ресурсы

Дни  открытых дверей

Ознакомление  родителей  с содержанием,

организационными  формами и  методами  социально-коммуникативного  развития

детей

Тематические консультации

Создание  условий, способствующих

преодолению  трудностей  во взаимодействии  педагогов  и родителей  по  вопросам социально-коммуникативного развития  детей  в  условиях семьи

Родительские собрания

Взаимное  общение  педагогов и  родителей  по  актуальным проблемам  социально-коммуникативного  развития

детей

Родительские чтения

Ознакомление  родителей  с особенностями  возрастного  и психологического  развития детей,  рациональными методами  и  приемами

социально-коммуникативного развития детей

Мастер-классы

Овладение  практическими навыками  совместной партнёрской  деятельности

взрослого и ребёнка

Конференции (в том числе  и  онлайн-конференции)

Педагогическое  просвещение, обмен  опытом  семейного воспитания.

 

 

Слайд 10. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

  • насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;
  • трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;
  • полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;
  • вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;
  • доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;
  • безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Развивающая  среда  без активной  позиции  взрослого,  направленной  на  трансляцию  культурных  форм  взаимоотношений  в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта,  накопленного  предшествующими  поколениями,  происходит  только  в  совместной  деятельности  и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него  формируются  собственные  убеждения,  духовные  ценности  и  потребности,  закладывается характер.

- Подумайте, какой бы вы могли предложить материал в групповых комнатах для социально-коммуникативного развития дошкольников.

 

Слайд 11. Перечень: разнообразный иллюстративный материал, игры и игрушки для совместной игровой, познавательной, художественной и других видов  деятельности, игрушки и оборудование для самостоятельной деятельности детей в разнообразных «уголках», книги, уголок семьи, альбомы с семейными фотографиями, фотографии детей и педагогов в ДОУ, материалы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и пр.

 

В ФГОС ДО выделяются требования к результатам освоения образовательной программы. В Стандарте они представлены в виде целевых ориентиров.

  • Что же такое целевые ориентиры?

Слайд 12. Да, это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Наша задача сегодня, проанализировать только ту часть раздела, которая касается социально-коммуникативного развития детей.

Понятно, что для детей раннего и дошкольного возраста определены разные ориентиры.

Итак, ранний возраст.

Слайд 13. Целевые ориентиры социально-коммуникативного развития детей

раннего возраста представлены на экране.

  • Ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками, проявляет настойчивость для достижения результата.
  • Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится к самостоятельности в быту и в игре.
  • Включен в общение, может обращаться с вопросами, просьбами.
  • Проявляет интерес к сверстникам, подражает им.
  • Появляются игры, в которых ребенок подражает взрослым.

- Достижимы ли эти целевые ориентиры? Безусловно.

 

-  И, подводя итог своего выступления, хочу отметить, Стандарт подчеркивает, что социальное развитие детей будет протекать успешно, если:

  • Они будут  чувствовать  себя  нужными,  принятыми,  любимыми,  т.е. каждому  ребенку  будет  обеспечено  эмоциональное  благополучие, непосредственное общение и уважение;
  • Будут созданы  условия  для  разнообразной  активности  и самостоятельного принятия решения;
  • Дети будут  уверены,  что  им  в  нужный  момент  обязательно  будет оказана помощь и поддержка.
  • Очень важно  развивать  коммуникативные  способности  детей,  т.к. именно  они  позволяют  договариваться  и  разрешать  конфликтные ситуации;
  • Поскольку игра,  и  это  особо  подчеркивается  в  ФГОС,   является ведущей  деятельностью,  то  поддержка  спонтанной  игры  необходима.

 

 

Рекомендации:

 

  1. Создавать условия для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  2. Продолжать работу по формированию социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста через разнообразные формы взаимодействия в рамках триады «ребенок-педагог-родитель».
  3. Обеспечить безопасное проведение новогодних праздников.
  4. Использовать представленный опыт работы педагогов по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

 

Предыдущие материалы
Следующие материалы