«Приобщение детей раннего возраста к правилам здорового образа жизни в рамках ФГОС ДО»

Опубликовано: 10:51:05 19-08-2019

Автор: Лазуткина Ирина Николаевна

 

Слайд 1- 2.

  1. Направления образовательной деятельности по ЗОЖ на современном этапе.

- В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.

Так, ФГОС ДО  направлен на охрану и укрепление физического  и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, формирование ценностей ЗОЖ, развития их физических качеств.

Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно – физическое, психическое, добавляется новое понятие «эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей ЗОЖ.

- Коллеги, скажите, пожалуйста, в какой образовательной области раскрываются задачи по ЗОЖ?

- Верно, в Стандарте задачи ЗОЖ  решаются в образовательной области «Физическое развитие». (слайд 3)

Задачи ОБ «Физическое развитие решаются в 3-х направлениях: приобретение опыта в двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами ЗОЖ.

Задачи ЗОЖ по Стандарту (п. 2.6.):

- становление ценностей здорового образа жизни

- овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)

 

Самая большая ценность, которую человек получает от природы, — это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!»

  • Что же такое здоровье и какого человека можно назвать здоровым?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Из всего сказанного вами складывается такое определение «здоровья»:

(слайд 4 определение)

Это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Здоровым считается  человек  с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

 

 - От чего же зависит здоровье ребенка? 

Слайд 5 (от наследственных факторов,  от условий внешней среды,  от деятельности системы здравоохранения,  от самого человека).

Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

 

Сохранению и укреплению здоровья должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст  благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

 

- Перечислите основные компоненты ЗОЖ.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: (слайд 6)

  • Двигательная активность (физкультура, прогулки, утренняя гимнастика)
  • Закаливание
  • Обеспечение возрастного режима
  • Рациональное питание
  • Соблюдение правил личной гигиены
  • Положительные эмоции, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • Формирование валеологических представлений

 

- В каких парциальных программах раскрываются вопросы ЗОЖ?     

 (слайд7) Использовуются парциальные программы, технологии и методики:

В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка»;

Н.В.Козлова «Я - Человек»;

М.Ю.Картушина «Быть здоровыми хотим»;

Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

Н.В.Ежова «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении»;

И.М. Новикова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Е.Ф. Купецкова «Здоровый дошкольник»

 

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказу от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

- Назовите условия формирования  ЗОЖ у дошкольников?

(слайд 8) - Создание вокруг ребенка образовательной среды наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями ЗОЖ, условия для самостоятельной двигательной активности;

-   Наличие в ближайшем окружении дошкольника людей, ведущих ЗОЖ;

- Создание положительного эмоционального фона при формировании знаний, умений и навыков по ЗОЖ;

(чтобы снизить стрессовую нагрузку на детей, снять эмоциональное напряжение, мы должны:

  • использовать приемы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
  • не допускать авторитарного давления на воспитанников;
  • не затягивать НОД, проводить ее в игровой форме, без жесткой привязки к месту за столами и на стульчиках;
  • знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • обеспечивать необходимое количество и качество сна воспитанников в режиме дня);

-  Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков ЗОЖ;

- Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации деятельности оздоровительной направленности.

 

- Итак, какие задачи по формированию начальных представлений о ЗОЖ мы будем решать в раннем возрасте?

(слайд 9)Задачи ЗОЖ :

  • Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

      -  Назовите формы организации образовательной деятельности по ЗОЖ?

(слайд 10)

  • ООД;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • самостоятельное наблюдение;
  • индивидуальная работа в центре здоровья.

 

Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

 

- Какие основы развития личности должны заложить родители у ребенка? (слайд 11)

Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития.

Дошкольное учреждение должно оказать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья (Гл. 4, ст. 44, п 1, 2 «Закона об образовании  в Российской Федерации»)

    

 

 

Рекомендации

 

1.Обеспечить реализацию системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной деятельности по ЗОЖ с дошкольниками;

 

  1. Создавать положительный эмоциональный фон при формировании знаний, умений и навыков по ЗОЖ: использовать приемы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, не допускать авторитарного давления на воспитанников; не затягивать НОД, проводить ее в игровой форме, без жесткой привязки к месту за столами и на стульчиках; знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;

3.Создать механизм включения здоровьесберегающих технологий в содержание педагогического процесса детского сада;

4.Стимулировать интерес к ценностям ЗОЖ, занятиям спортом и физическими упражнениями;

  1. Для формирования осознанного отношения к выполнению правил ЗОЖ систематически планировать следующие формы работы: проекты, ситуативно – имитационные упражнения, сюжетно – ролевые, дидактические игры и др.

6.Осуществлять формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников  через решение игровых ситуаций, проведение экспериментов, участие  в практических упражнениях, игровой деятельности, а также на личном примере педагогов и родителей;

  1. Показать родителям ценность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в процессе организации совместных физкультурных досугов, детско-родительских клубов, практических упражнений по выполнению оздоровительных и профилактических процедур, встречи с работниками поликлиники, помощи в оформлении уголков физического развития и здоровья и создании предметно – игровой среды по данному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы

 

городского методического объединения

воспитателей групп раннего возраста на тему

 

«Приобщение детей раннего возраста к правилам

здорового образа жизни в рамках ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: старший воспитатель МБДОУ ДС № 29

г. Кузнецка (корпус 3) 

Лазуткина  И.Н.

 

 

 

 

 

Кузнецк, 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы городской педагогической конференции на тему

 

«Физическое развитие дошкольников

в рамках реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания:

50028_Soobshchenie MO ZOZh ranniy vozrast.doc
Формат: .doc

50029_dialogovaya ploshchadka ZOZh.ppt
Формат: .ppt

Оставить комментарий: