a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Современные тенденции развития дошкольного образования: образовательная область «Познавательное развитие» (сообщение руководителя МО Лазуткиной И.Н.)

Автор: Лазуткина Ирина Николаевна Опубликовано: 2019-08-19 10:57:46

 

План проведения методического объединения:

  1. Современные тенденции развития дошкольного образования: образовательная область «Познавательное развитие» (сообщение руководителя МО Лазуткиной И.Н.).
  2. Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 6 г. Кузнецка (корпус-2) (Курганова А.С.)
  3. Просмотр и анализ совместной образовательной деятельности.
  4. Безопасный Новый год (памятка).

 

  1. Слайд 2. Современные тенденции развития дошкольного образования
  2. Обновление содержания дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений.
  3. Обновление организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО.
  4. Использование современных педагогических технологий в образовании дошкольников.

1.1. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

Слайд 3. Обновление содержания дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений

Напомню, что каждая дошкольная образовательная организация разработала и реализует основную образовательную программу, которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (по ФГОС ДО) (включать, дополнять, интегрировать).

 

  Слайд 4

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений

- Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно

- Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:

  • Специфику национальных, социокультурных и иных условий
  • Выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
  • Сложившиеся традиции ДОО (группы).

Слайд 5, 6- обзор парциальных программ. В настоящее время переизданы региональные программы в соответствии с ФГОС ДО, которые представлены на слайде. Но если есть желание, то педагоги в ДОУ могут разработать свои программы или тематические планы.

Слайд 7. Обновление организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО. Из обихода должны уйти термины «воспитательно-образовательный процесс», а использоваться «образовательная деятельность», «образовательные отношения».

 Сейчас мы с вами определим основные понятия, которые используются в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.2)

 

Слайд 8.

Уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, что такое «образование»?

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Слайд 9.

- Что такое «воспитание»?

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Слайд 10.

- Что такое «обучение»?

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

 

- Коллеги, на что же направлено дошкольное образование? (Ответы)  Слайд 11.

 В Федеральном законе в ст. 64-65 «Дошкольное образование» говорится, что  дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Слайд 12. ФГОС ДО (Общие положения)

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

            2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); Весь образовательный процесс строится на индивидуализации: РППС построена под индивидуализацию (к чему тяготеет ребенок).

Слайд 13.

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 

Слайд 14.

Из всех рассмотренных выше принципов 3 принципа являются основными векторами развития дошкольного образования. Это:

- амплификация детского развития, т.е. обогащение детского развития в деятельности. Постоянная организация детской деятельности;

- индивидуализация детского развития, т.е. постоянное предоставление каждому ребёнку самостоятельности в выборе содержания деятельности, партнёров и оборудования;

- социализация детского развития, т.е. погружение ребёнка в социум, развитие умений общаться со взрослыми, сверстниками и малышами.

Слайд 15.

Согласно ФГОС ДО (3.2.1.) для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

5)  Поддержка инициативы и самостоятельности детей.

6) Возможность выбора детьми  материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Слайд 16.

Наиболее распространённая технология реализации образовательного процесса в современных условиях ДОУ

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
  • основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра

Учебно-дисциплинарная модель должна уйти — все происходит в совместной деятельности.

Слайд 17.

Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей:

  • Наличие партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, как возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). (Н.А. Короткова, И.А. Модина, Е.Г. Юдина).

По словам Елены Георгиевны Юдиной «Речь идёт, безусловно, не об абсолютном равенстве педагога и ребёнка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности».

 

Слайд 18.

Посмотрим, как  ведущие психологи говорили о роли деятельностного подхода.

«Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность» В.В. Давыдов

Слайд 19.

 «Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития» Л.Ф. Обухова

Слайд 20.

Рассмотрим схему развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка дошкольного возраста (самостоятельностью).

Слайд 21.

- Какова же модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО? ( щелчок - табличка)

 

Слайд 22.

- Уважаемые коллеги! Скажите, что такое «социальная ситуация развития»? (это сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми, т.е. то , что происходит здесь и сейчас).

3.2.5. Какие же условия необходимы для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста? Это:

  • Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

  • Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

      - создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

- развитие умения детей работать в группе сверстников.

 

  • Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка, через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности

- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей

- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

- оценку индивидуального развития детей.

 

  • Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать  основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

Слайд 23.

Использование современных педагогических технологий в образовании дошкольников.

 

Слайд 24.

Модель взаимодействия взрослого с ребёнком (по Л.С. Выготскому)

 

Слайд 25.

Модель взаимодействия взрослого с ребёнком (говорю по каждой)

В+Р (взрослый + ребёнок) — это сотрудничество при взаимодействии

В=Р (взрослый = ребёнок) — полноценные партнеры в условиях сотрудничества

В (взрослый над ребёнком) — при обучающей игровой ситуации

 Р

 

Р=Р (ребёнок = ребёнок)

Р (ребёнок над ребёнком)  

Р

В течение всего дня должны пройти все модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Слайд 26.

 Какие типы и технологии обучения вы знаете?

(По щелчку)

  • Прямое
  • Проблемное
  • Непрямое (косвенное).
  • Опосредованное (научился сам - научи другого).
  • Использование технологии ТРИЗ.
  • Использование проектной деятельности

Слайд 27.

Моделирование игровой обучающей ситуации (составляющие игры и обучения) Природу игры ученые-философы видят с разных позиций: одни говорят, что игра - продукт общества, так как она - элемент культуры, именно через игру происходит социализация личности как в детстве, так и в дальнейшей жизни. По мнению других, игра представляет собой непреднамеренное самообучение (функциональное упражнение) организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте (5, с. 168). Этот принцип самообучения заложен в методологическую основу метода игровой ситуации.

В дошкольной игре имеет смысл выделить два вида: игру как форму обучения и

свободную игру детей.

ИГРА

ОБУЧЕНИЕ

Цель

Сюжет

Роли

Игровые действия 

 Реальные действия

Игровые взаимоотношения

Реальные взаимоотношения

Результат

 Дидактическая задача

 Реальные действия

 Реальные взаимоотношения

Результат

 

Слайд 28.

ИОС (объединение составляющих игры и обучения)

  • Дидактическая задача
  • Сюжет
  • Роли
  • Игровые действия
  • Реальные действия
  • Игровые взаимоотношения
  • Реальные взаимоотношения
  • Результат

Задача педагога уметь организовать свободную игру и обучение детей в игровой форме.

 

- Итак, мы с вами рассмотрели основные моменты организации образовательного процесса в ходе реализации ФГОС ДО. Сейчас во всех ДОУ происходит перестройка в штатном режиме.

 

Слайд 29.

1.2. Познавательное развитие детей раннего возраста.

- Сегодня мы подробнее остановимся на реализации ФГОС ДО в организации познавательного развития детей раннего возраста. 

- Что такое интеллект?

Интеллект от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок.

Говоря простым языком, это рассудок, умственные способности, которые позволяют адаптироваться, применять знания, мыслить творчески.
Интеллект объединяет в себе все способности человека к познанию – ощущение, восприятие, мышление, воображение.

Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни. Интеллектуальное развитие проходит во всех видах деятельности ребенка, во всех образовательных областях, но ведущей является «Познавательное развитие»,

Слайд 30.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

(на слайде) Познавательное развитие: 

- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

-  о свойствах и отношениях объектов окружающего мира,  их  форме,  цвете, размере, материале, звучании,  ритме,  темпе,  количестве, числе,  части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

 

Слайд 31.

Включает в себя:

- Формирование элементарных математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве).

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности (сенсорное развитие, дидактические игры).

- Ознакомление с предметным окружением (предметы ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства).

- Ознакомление с социальным миром (название своего города, труд близких людей).

- Ознакомление с миром природы (знакомство с доступными явлениями природы, сезонные наблюдения).

Слайд 32.

Используя термины, которые рассматривает ФГОС ДО – познавательные интересы, познавательные действия, познавательное развитие - предполагается рассматривать познавательное развитие как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

Слайд 33.

К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

До 3 лет у детей проявляется любопытство. Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе деятельности малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком.

Работа с карточками. «Знатоки методики»

Воспитателям предлагаются листы бумаги с описанием интеллектуального развития детей в разные возрастные периоды.

Определить  интеллектуальные особенности развития детей раннего возраста (30 сек.) (вперемешку - карточки)

 

Слайд 34. 2-3 года

  • играет самостоятельно, проявляет фантазию;
  • воспроизводит простые формы, рисует по образцу;
  • рассматривает картинки, разбирает и складывает пирамидку без учета величины колец;
  • слушает простые рассказы, развивается начальное представление о количестве (больше-меньше);
  • происходит быстрое увеличение словарного запаса.

 

Вопрос:  Для чего нужно знать возрастные особенности?

Ответ: Знание возрастных особенностей необходимо для построения, организации и осуществления педагогического процесса и педагогического воздействия на ребенка. Это одно из условий реализации любого педагогического процесса, в том числе и познавательного развития дошкольников.

 

Слайд 35.

 

Методы, стимулирующие процесс познания:

  • метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
  • метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
  • метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
  • метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.)

Воспитателю следует так строить образовательный процесс, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Слайд 36.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Объекты познания детей раннего возраста – это непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство. Способы познания – манипулирование предметами, их разбирание. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в  уголке природы. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент. Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее.

Слайд 37.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам. С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных вОзрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. 

Решающую роль в построении РППС,  стимулирующей  познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста,  в соответствии с ФГОС ДО, принадлежит педагогу. Организовывая развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО   в группах,   необходимо помнить, что ее содержание должно быть направлено на   развитие  личности ребенка, мотивацию  и способностей  детей дошкольного возраста  в различных видах деятельности. 

Область  познавательное  развитие  должна определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой.  Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены различные Центры игровой активности:

 Спрашиваю о центрах познавательного развития в группах.

- Центр строительно-конструктивных игр.

- Центр экспериментирования и  природы.

- Центр сенсомоторного развития.

- И др.

 

Для развития в данной области в группе должны быть организованы центры: - сенсорики: Дидактические игры, пособия,  доступны для детей, они яркие, разнообразные, а также  полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.

- познавательно-исследовательская деятельность. Центр природы в ясельной группе несколько отличается от центров в старших группах. Читать детки еще не умеют, все картинки должны быть очень яркими и наглядными. По этой причине можно создать настенное панно «Экологическое дерево», которое отображает характерные явления природы для того или иного времени года.

- также для детей в группе могут находиться предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.

            Не забываем об эксперименте. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, ООД. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Дети очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления.

 

  1. Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 6 г. Кузнецка (корпус-2) Кургановой А.С.)
  2. Просмотр ООД, анализ.
  3. Рекомендации по проведению Безопасного Нового года (раздатка - памятка)

 

Рекомендации:

  1. Осуществлять обновление организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО.
  2. Использовать при организации образовательного процесса (в течение всего дня) все модели взаимодействия взрослого с детьми (партнерская форма) и опираться на игровую форму.
  3. С целью развития познавательных способностей детей педагогам использовать проблемные ситуации, поисковую деятельность, экспериментирование.
  4. Организовать в группах центры познавательной активности и обеспечить их наполняемость в соответствии с тематическим планированием.
  5. Использовать представленный опыт работы в своей деятельности.

 

Оставить комментарий: