Сообщение руководителя методического объединения «О выполнении требований ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО (квест — игра)

Опубликовано: 11:01:58 19-08-2019

Автор: Лазуткина Ирина Николаевна

 

 

План:

  1. «Знатоки ФГОС» (блиц-опрос)
  2. «Основы построения развивающего пространства» (деловая игра)
  3. «Встреча с мудрецами» (мастер –класс)
  4. «Центры детского развития» (презентация РППС по направлениям ФГОС)

 

 

Слайд 1. -Здравствуйте те, кто сегодня проснулся!

-Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

-Здравствуйте те, кто способен любить!

-Здравствуйте те, кто способен творить!

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я приглашаю Вас принять участие в квест-игре «В поисках среды для активного, самостоятельного, инициативного, любознательного ребёнка».

Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей аудитории. Дословно с английского языка – это «поиск».

В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определённое время.

В России «живые» квесты стали популярными в 2010г.

В настоящее время квесты стали популярны в среде дошкольников.

Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям полностью погрузиться в её содержание.

Главная особенность квеста – есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. В игре задействованы одновременно и интеллект участников, их творческие и физические способности.

Для того, чтобы достичь цели (а цель в нашем случае - это получение знаний) нам необходимо двигаться по определенному маршруту и справиться со всеми заданиями.

Слайд 2.

Содержание маршрута:

  1. «Знатоки ФГОС» (блиц-опрос)
  2. «Основы построения развивающего пространства» (деловая игра)
  3. «Встреча с мудрецами» (мастер –класс)
  4. «Центры детского развития» (презентация РППС по направлениям ФГОС)
  5. Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории «Сказки про ФГОС». Я приглашаю 4 - х коллег мне помочь. Я буду рассказывать сказку, а вы с помощью движений проиллюстрируйте ее.

Итак, сказка начинается:

Расскажу   вам сказку дивную

– Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

Артисты, мне помогайте,

– Сказку разыграйте.

Есть у сказки подсказки.

А будет сказка о ФГОС.

         Слайд 3 + щелчок. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду.

Всего у него вдоволь: и знаний, и умений.

Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым.

Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Слайд 4. Как - то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее.

(щелчок) Но тут собрались над деревом тучи, (щелчок) подул ветер перемен и принёс ФГОС ДО.

 

Стандарт написан, всем на диво.

Всё в нём гладко и красиво.

Но как его осуществить?

Забыли толком объяснить.

От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:

ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так не зная как.

Педагог: Испугался Педагог обрушившимся переменам, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает:

ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

Ведущий: Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Третий уж год Педагог не унывает,

Новые идеи в детском саду внедряет.

Вот так Педагог живёт-поживает,

Нигде горя не знает, ФГОС выполняет.

Спасибо нашим артистам! Итак, мы начинаем наш путь!

Слайд 5. 1 уровень Знатоки ФГОС (щелчок, слайд 6.)

Слайд 7. 1. Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ: «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»

(щелчок) а) развивающая предметно-пространственная среда

б) предметно – развивающая среда

в) развивающая предметная среда

 

Слайд 8. 2. Выбери правильный ответ

К какой группе требований ФГОС ДО относится создание РППС?

а) к результатам освоения Программы

б) к структуре Программы

(щелчок) в) к условиям её реализации

 

Слайд 9. 3. Образовательная среда по ФГОС ДО: исключите лишнее

-гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

(щелчок) -способствует профессиональному развитию педагогических работников;

-обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей

Слайд 10 - 16. 4. Игра «Волшебник». Посмотрите, волшебник заколдовал названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия, озвучить их согласно данной последовательности цифр и рассказать, что включает в себя каждое требование.

1-насыщенность

2 – доступность

3-вариативность

4 – трансформируемость

5-безопасность

6 –полифункциональность

Давайте вместе раскроем принципы создания РППС

- Среда содержательно-насыщенная - обратите внимание не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщенная». Акцентирую на этом ваше внимание, поскольку в основном среда многих групп, помещений детского сада явно перегружена играми и дидактическими пособиями, накопленными за последние годы. Содержательная насыщенность предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в представленной группе подборке материалов. Можно заполнить стеллаж настольными играми разнообразной тематики, а можно и нужно разложить на полках всего несколько, но по теме комплексного плана или по теме, инициированной самими детьми. При таком подходе развивающие пособия не отвлекают ребенка, не рассеивают его внимание, а достигается и сосредоточенность на определенной тематике, и частая сменяемость материалов, учитываются интересы детей, и самое главное, освобождается пространство для разнообразных видов деятельности детей и взрослых. А еще, ограниченность ресурсов, наличие материалов в единственном или ограниченном количестве приводит к необходимости договариваться друг с другом.

- Среда доступная. Обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Среда вариативная - предполагает возможность выбора ребенком пространства для осуществления различных видов деятельности, а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием и пр. вариативная среда должна состоять из различных площадок (которые могут выбираться ребенком по собственному желанию. Очень важным представляется и частое изменение предметно- пространственной среды в соответствии с интересами детей. Развивающая — предметно-пространственная среда может быть организована с помощью разделения на тематические центры. Жестких требований к тому, как будет называться центр активности (уголок, зона, островок и т.д.) нет. Главное условие - данные площадки должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть ими востребованы.

- Среда трансформируемая - это один из самых трудно реализуемых принципов. Почему? Поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены громоздкой мебелью, стационарными стендами и конструкциями, не способными к трансформации. А данный принцип предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов, и возможностей детей. Так, среда может меняться как структурно (перестановка мебели, ее функциональное преобразование под развивающийся сюжет), так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам, для отражения гендерных особенностей под интересы мальчиков и девочек и т.д.). Очень важно, чтобы трансформировать среду могли сами дети, поэтому конструкции должны быть легкими и мобильными. А для всего этого нужно опять-таки, свободное и незагруженное пространство.

- Среда безопасная – предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В групповом помещении все оборудование должно быть исправным и безопасным, не должно быть опасных предметов, должны быть закрыты углы и т.д. Игры и игрушки также должны быть безопасными и сертифицированными.

- Среда полифункциональная. Полифункциональность -  это возможность изменений позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды.

Среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

Развивающие игры и иные дидактические материалы и должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними: кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет, использовать в сюжетно – ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д. Разнообразно можно использовать и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми; стенды или информационные доски могут быть оформлены самими детьми по развиваемому в процессе игры сюжету и т. д. Развивающие материалы должны предполагать и множество уровней сложности в работе с ними: младший ребенок - ощупывает и обнюхивает, старший - играет по правилам или даже придумывает собственный способ действия с дидактическим материалом.

 

Слайд 16 + щелчок. Зная данные принципы, можно сделать вывод о том,

-что абсолютного, идеального «рецепта» среды не существует. Она должна быть организована воспитателем, и никем другим. Ведь среда постоянно изменяется и не только по мере взросления детей, но и каждый день, в зависимости от педагогических задач, которые стоят перед воспитателем, интересов детей, времени года и ряда других факторов.

  -Указанным принципам должна соответствовать как среда в целом, так и по возможности каждый предмет, ее составляющий. Это очень важно, т.к. пространство группы не может вместить множество предметов, имеющих узкое, специальное назначение. Поэтому каждый из предметов должен быть подвергнут вдумчивому рассмотрению.

Слайд 17 – 21. -В каждой возрастной группе РППС должна иметь отличительные признаки: для детей 3гж-это достаточно большое пространство в игровых комнатах для активного движения, стенки, горки, лестницы, игровые модульные трансформеры (безопасные, многофункциональные, трансформируемые), игры и оборудование для развития мелкой и моторики, строительные и конструктивные игрушки.

-Еще один момент-среду нужно создавать вместе с детьми, при их активном участии т.о., саму подготовку к образовательной деятельности (на которую педагоги тратят много времени) превратить в непосредственную образовательную деятельность вместе с детьми и родителями.

Слайд 22. Путь открыт. (щелчок)      

Слайд 23. Мы приближаемся к основам построения развивающего пространства.

Слайд 24. Сейчас делается акцент на развитие активности, самостоятельности, инициативности, поэтому меняется модель взаимодействия, формы, методы организации образовательного процесса, должны измениться и условия – среда не просто предметная, а развивающая.

С переходом на ФГОС ДО произошло значительное изменение и обогащение групп детских садов.

-Современные требования ориентируют нас на развитие детской самостоятельности, поэтому среда должна быть предоставлена в распоряжении детей и оснащаться, и развиваться так, чтобы самостоятельность постоянно поддерживалась: разнообразные сюрпризы и «секретики», появление необычных предметов. Дети не могут быть изначально самостоятельными в среде, педагог должен незаметно направлять, «подбрасывать» идеи, обеспечивать сменяемость материала в зависимости от образовательной ситуации.

Вместе с тем, что может сделать сам ребенок, пусть делает сам, взрослый помогать не должен, если конечно не было просьб со стороны ребенка. Предоставление ребенку самостоятельности в решении той или иной задачи позволяет ему оценивать собственные возможности и самому искать ресурсы. Пространство самостоятельности и множественность ситуаций выбора позволяют ребенку научиться принимать решения.

Слайд 25. При создании РППС в соответствии с ФГОС ДО необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

И вот мы подошли к следующему уровню нашего пути: «Основы построения развивающего пространства».

Приглашаю 2 помощников для преодоления следующего препятствия.

На этом этапе нашего пути Вам нужно будет отобрать современные тенденции в построении РППС, к которым мы стремимся и обосновать свой выбор.

Современные

  1. Форма в дизайне ориентирована на безопасность и возраст детей
  2. При создании игрового пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности
  3. Гибкое и вариативное использование пространства
  4. Среда работает на развитие состоятельности и самостоятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия
  5. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы
  6. Цветовая палитра представлена теплыми пастельными тонами
  7. Пространство группового помещения полифункциональное. Элементы декора легко сменяемые

 

В следующем испытании участвуют 4 педагога: здесь вас ожидают элементы РППС. Ваша задача распределить представленный материал по центрам детского развития, дать название своему центру, отобрать материал для своей возрастной группы и подумать, чем бы вы могли дополнить представленные пособия и игры.

Я предлагаю Ольге Николаевне поработать в центре конструирования

Ольге Олеговне в центре безопасности

Светлане Федоровне в центре краеведения

Наталье Владимировне в центре экспериментирования.

 

- центр познавательного развития (сенсорика)

- центр познавательного развития (ознакомление с окружающим миром)

- центр речевого развития

- центр изодеятельности

 

Пока коллеги работают ответьте на вопросы теремка:

  • о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
  • о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
  • к какому центру развивающей предметно-пространственной среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д. («Центр экспериментирования»);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь    погоды? (познание);
  • как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
  • как вы знаете, развивающую предметно-пространственную среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, театральная площадка);

А теперь обсудим выполнение заданий.

Представьтесь, пожалуйста. И т.д. По 1 заданию.

По 2 заданию. Ольга Николаевна, почему вы поместили в данный центр фигурки животных, рыб, насекомых. Не уместнее ли их было разместить в центре познания?

Ольга Олеговна, почему в вашем центре находятся картинки с изображением инструментов?

Уместны ли будут в данном центре иллюстрации с изображением сражений «Бородинское сражение», «Сталинградская битва»?  А что вы скажите по поводу размещения в данном центре лэпбука и на какую тему он мог бы быть?

Чем бы вы еще бы пополнили центр, если бы эти предметы здесь присутствовали?

Слайд 26. И мы продолжаем наш путь. Нас ожидает встреча с мудрецом.

В качестве мудреца сегодня выступает воспитатель МБДОУ ДС № 24 г. Кузнецка Анисимова Наталья Владимировна.  Она расскажет об одном из интересных элементов РППС, который подойдет детям любого возраста и может быть сам служить мини-центром детского развития.

 

Слайд 27. - Продолжаем наш путь, и мы приближаемся к финальному этапу нашего путешествия.

 Педагоги из детских садов №19, 27, 36 37, 38 накануне получили письмо следующего содержания.

Слайд 28. «На одном прекрасном острове, где всегда хорошие климатические условия, наше правительство запланировало построить детский сад, который отвечал бы всем требованиям современной науки психологии и педагогики. Создали комиссию по отбору специалистов, которые способны спроектировать модель РППС. Вы попали в число претендентов проектировщиков.

Создайте модель среды на соответствующую возрастную группу и презентуйте её. Для этого выберете каждый одно направление детского развития ФГОС ДО, продумайте материал и презентуйте свои задумки.

Помните, у вас хороший спонсор, который может позволить всё, что угодно».

Итак, слово нашим специалистам.

Социально – коммуникативное развитие Давыдова Камиля Сулеймановна (дс № 27)

Познавательное развитие   Аляева Ольга Николаевна      (дс №36)

Речевое развитие  Ильдейкина Анжела Юрьевна           (дс № 37)

Художественно – эстетическое развитие Азисова Нажиия Равиловна (дс №38)

Физическое развитие  Архипова Ольга Владимировна  (дс №19)

Спасибо всем выступающим за интересные и полезные презентации РППС.

  Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…».  А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими:

интересующимися окружающими предметами, знающими назначение бытовых предметов и умеющими ими пользоваться, владеющими навыками самообслуживания, стремящихся проявлять самостоятельность, владеющих активной речью, проявляющих интерес к сверстникам, с развитой крупной моторикой, а это разве не счастье?

Слайд 29. Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно- пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются ваше творчество, талант и фантазия.

Вот как дела порой получаются!

Но на этом сказка о ФГОС не кончается

Много сегодня в пути вы познали,

Чтоб среду своих групп преобразовали.

 

Методические рекомендации:

  1. Материалы и оборудование должны отвечать требованиям безопасности, создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Самое главное – среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, должна обеспечивать прохождение образовательной деятельности по 5 образовательным областям и по приоритетным направлениям ДОУ.

В группе должны быть пространства для игры, конструирования, уединения, экспериментирования, продуктивной деятельности, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.

  1. При создании РППС необходимо учитывать гендерную специфику, среда обеспечивается    как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

3.Необходимо осуществлять гибкое и вариативное использование пространства.  Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

      Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) должно стимулировать развитие детей.

  1. РППС должна подбираться с учетом интеграции образовательных областей, комплексно - тематического планирования. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Среда группы должна меняться в зависимости от темы недели. В группе должны присутствовать разнообразные подручные средства, способствующие тому, что ребенок может творчески использовать его при решении той или иной задачи.

  1. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  2. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
  3. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям (с учетом педагогических требований к игрушкам)

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

  1. Необходимо обеспечить наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  2. Среда должна быть спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности.

10.Среда должна обеспечивать и гарантировать вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.

11.Проявлять творческий подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ (создание нового на основе имеющихся знаний, опыта)

  1. Использовать опыт работы педагогов дс № 19, 27, 36, 37,38 при организации РППС в своих детских садах, в своих группах.

 

Хочется отметить, что среду не следует отождествлять с материально-технической  базой.

Дорогостоящие игрушки и оборудование не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. Если игровой и дидактический материал представляют собой выставку для визитов комиссий, недоступен детям, не может использоваться ими в свободное время и не соответствует их возрасту, он не может стать развивающей средой, а остается лишь «материально-техническим обеспечением». Развитие самостоятельности и инициативности детей возможно только в активной, мобильной, доступной и содержательно-насыщенной среде, создаваемой взрослыми вместе с детьми и при участии детей в процессе разнообразного образовательного взаимодействия.

2.Естественно, сама по себе среда «развить», «сформировать» ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых- родителей, педагогов, производителей… Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в д/с и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок…». Как и все живущие в человеческом мире.

  Это значит, что предметная среда является лишь посредником-инструментом и условием  организации «малого творческого сообщества» детей и взрослых, которое должно возникнуть в д/с. Только тогда она будет развивающей. Тогда и «заработают» все те характеристики, о которых мы сегодня говорили. А до этого они лишь в возможности.

3.И самое главное – среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, «погруженных» в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

 

центр познавательного развития (сенсорика)

 

 

центр познавательного развития (ознакомление с окружающим миром)

 

 

центр речевого развития

 

 

центр изодеятельности

Документы для скачивания:

50034_soobshchenie po kvestu k mo.doc
Формат: .doc

50036_ped kvest po srede mo.ppt
Формат: .ppt

Оставить комментарий: