«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе»

Опубликовано: 11:09:07 19-08-2019

Автор: Лазуткина Ирина Николаевна

 

План:

  1. Сообщение руководителя МО «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе» (Лазуткина И.Н.)
  2. Практикум: просмотр и анализ ООД с использованием художественной литературы (Плюснина Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
  3. Опыт работы по приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе» (Кучерова Ирина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
  4. Обзор программно-методического обеспечения по приобщению детей к художественной литературе, просмотр и анализ выставки книжек-самоделок (Калашникова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка)
  5. Рекомендации.

 

 

  1. Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Игра — ведущая деятельность дошкольника, но взрослые любят играть не меньше, чем дети. Сегодня я предлагаю вам стать участниками деловой игры «Приобщение дошкольников к художественной литературе».

         В начале игры давайте обратимся к ФГОС ДО.

Слайд 2. В ФГОС ДО определены образовательные области, в которых выделена работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, а именно:

в образовательную область «Речевое развитие» включено «...владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы»;

в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» включено следующее: «...развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений...».

Таким образом, мы видим воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

В группе раннего возраста используются произведения разных жанров. Вы учите детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаете внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей, дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносите вы, и это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Именно чтение постепенно подготовит ребенка к смене ведущей деятельности: к переходу от игры к обучению. Именно в процессе слушания интересной книги вырабатывается усидчивость, внимание, терпение, умение слушать и слышать, совершенствуется речь, познавательные способности. Незаметно для себя малыш готовится учиться.

В ходе деловой игры мы с вами вспомним основные аспекты работы по ознакомлению детей с художественной литературой, а кто-то из вас узнает новое, нужное и интересное.

Слайд 3. 1 страничка деловой игры «Эрудиты»

У нас 2 команды.

Это команды не соперников, а друзей, людей, которые уважают и ценят друг друга.

Уважаемые участники, вас ожидают занимательные вопросы, конкурсы и задания.

1 конкурс

Разминка «Сказочный конкурс»

Я задаю вопросы, команды по очереди отвечают.

  1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

               И однажды бегемота вытащил он из болота.

               Он известен, знаменит, это доктор …...(Айболит)

  1. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

               А лисице на зубок все ж попался ….(Колобок)

  1. «Нам не страшен серый волк, серый волк — зубами щелк» -

                Эту песню пели звонко 3 веселых ….(поросенка)

  1. Кто великий умывальник, умывальников начальник?

                Кто мочалок командир? Это добрый …..(Мойдодыр)

  1. Что за странный человечек деревянный

               На земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино)

  1. Вы сказки помните из книг любимых и мне ответите сейчас:

            Кто охотился за Буратино? Ну, конечно, злой разбойник …..(Карабас).

  1. Автор стихов из цикла «Игрушки» (А.Барто)
  2. Известный советский писатель, который написал много стихотворных сказок для детей. (Корней Чуковский).
  3. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»? («Лисичка-сестричка и Серый волк»)
  4. О каком зверьке Самуил Маршак написал сказку в умном и глупом вариантах? (О мышонке)
  5. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин).
  6. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»).

Молодцы!

 

 

2 конкурс

 

Слайд 4.(только заголовок) «Мозговой штурм»

Вы получили список задач по ознакомлению детей с ХЛ для разных возрастных групп. Посовещайтесь и назовите только задачи по ознакомлению детей раннего возраста с художественной литературой.

 

 

Щелчок- Задачи для 1-ой команды:

Неоднократно читать художественные произведения, научить внимательно слушать сказки, стихи и рассказы, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого, понимать смысл произведения; продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности, предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»); выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения; сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

 

Щелчок- Задачи для 2-ой команды:

Помогать детям  играть в хорошо знакомую сказку, научить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения,  понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения; развивать поэтический слух и интонационную выразительность речи; продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

 

 

 

3 конкурс

Слайд 5. (только заголовок) «Соотнесите приемы с методами»

Существуют 3 метода ознакомления детей с литературой. Давайте вспомним какие?

Щелчок: (Словесный метод, практический метод, наглядный метод) Верно, словесный, практический и наглядный.

Подберите к каждому из них приемы. Каждая команда будет по очереди вытягивать карточки, на которых написаны приемы ознакомления детей с литературой. Вы должны выбрать, к какому методу относится этот прием и прикрепить его к мольберту.

 

  1. Чтение произведения, вопросы по содержанию произведения, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи. (Словесный метод)

 

  1. Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, разные виды театра, игровая деятельность. (Практический метод)

 

  1. Показ иллюстраций и игрушек, элементы инсценировки, движения пальцами и руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки. (Наглядный метод).

Слайд 6. - проверка

4 конкурс

Слайд 7. «Да» или «Нет»

Я зачитаю утверждения, а вы по очереди ответите, верны ли они. Отвечайте кратко: «Да» или «Нет».

  1. Общение — ведущее средство развития речи. (Да)
  2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)
  3. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  4. Оснащение группы разнообразным оборудованием относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  5. Детей 2-3 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносят звуки).
  6. С помощью повторного чтения можно сформировать восприятие литературного произведения. (Да)
  7. Литературное произведение нужно читать, не отрываясь от книги. (Нет)
  8. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. (Да)

 

5 конкурс

Слайд 8. «Расскажи стихи руками»

Посмотрим, чьи пальчики самые артистичные и гибкие. Выберите двух участников из своей команды. Подойте ко мне. Я прочитаю короткие стишки, а вы будете показывать их на пальцах.

 

Вот мостик горбатый,

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он серого брата.

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться.

И с козликом козлик стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались

и в речке глубокой вдвоем оказались.

 

Сидит зайка на опушке,

Поднимает зайка ушки.

Слышит: шорох раздается.

За кустом лиса крадется.

Вот лиса раскрыла пасть!

Зайка — скок, скок, скок,

Прыгнул вбок — и наутек!

 

6 конкурс

 

Слайд 9. «Литературная страница»

С 1,5 лет для развития речи малышей начинают проводить игры-занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениями народного творчества (потешки, песенки, прибаутки).

Задание командам:

  1. Подберите потешки про "разговор" о каше, молоке ("Нужно кашу варить, будем Сашу кормить";"Уж я Танюшке пирог испеку";"Кто кашу не ест, молоко не пьёт, забодаю»)
  2. Подберите потешки, песенки о роли воды («С гуся вода, а с Ванюшки худоба!»; "Водичка, водичка, умой Тане личико".)
  3. Подберите потешки, песенки про значение первых детских шагов ("Киска, киска, киска. Брысь! На дорожку не садись: наша Танечка пойдёт, через киску упадёт"; "Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке")
  4. Потешки игрового содержания ("Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке!"; "Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? - Ванечка хороший, Ванечка пригожий").

7 конкурс

 

Слайд 10. (только заголовок) «Назовите требования»

 

Перечислите основные требования к оформлению книжного центра.

 

Щелчок На слайде:

  • Рациональное размещение в группе
  • Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
  • Соответствие интересам детей
  • Постоянная сменяемость
  • Размещение 3-4 книг, несколько экземпляров одного названия
  • Эстетическое оформление
  • Востребованность

        

         В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать центр книги, либо книжную полку. Она должна располагаться в хорошо освещенном месте, на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.

Мы уже отмечали, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с образовательной работой в группе.

В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящей для возраста детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке должны стоять тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Много материала не надо давать, так как это ведет к дезорганизации поведения детей. Педагог должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой, а для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать детям текст, рассказывать о правилах пользования книгой (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми ручками и т. д.)

 

8 конкурс

Слайд 11. «Расшифруй сказку» (на экране)

Трудно представить детство без сказок и детских книг! Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения.

В наборах букв зашифрованы русские народные сказки. Расшифруйте названия сказок.

 

  1. МОКРЕТЕ («Теремок»), БОКЛОКО («Колобок), ЗОРКОМО («Морозко)
  2. ГУКАРОСНЕЧ («Снегурочка»), КАШЕЧРОХАВ («Хаврошечка»), ПКАРЕ («Репка»)

 

  1. Спасибо за активную работу команд, а следующая страничка деловой игры Слайд 12. «Презентация опыта работы по приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе».
  • Практикум: просмотр и анализ ООД с использованием художественной литературы (воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
  • Опыт работы по приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе» (воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
  • Обзор программно-методического обеспечения по приобщению детей к художественной литературе, просмотр и анализ выставки книжек-самоделок, (воспитатель МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка)
  1. - В завершение нашей встречи мне хотелось бы вам прочитать одну притчу от Шалвы Александровича Амонашвили, великого Учителя современности, легенды гуманной педагогики. Послушайте её и задумайтесь над её смыслом.
  • Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

Обмен мнениями.

  • Действительно, как много может сделать человек любящий, который верит в свои силы и в того, кого учит и воспитывает.

Рекомендации.

  1. Создавать условия для воспитания интереса и любви к чтению.
  2. Использовать приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества в разных видах совместной деятельности и деятельности детей.
  3. В процессе ознакомления детей 2-3 лет с художественной литературой развивать слуховое внимание, понимание речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов.
  4. Соблюдать требования к оформлению центра книги.
  5. Использовать опыт работы коллег в своей работе по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе.

Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой

  1. Словесный метод:

Чтение произведения, вопросы по содержанию произведения, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи.

 

  1. Практический метод:

Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, разные виды театра, игровая деятельность.

 

  1. Наглядный метод:

 Показ иллюстраций и игрушек, элементы инсценировки, движения пальцами и руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки.

 

Требования к оформлению книжного центра

  • Рациональное размещение в группе
  • Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
  • Соответствие интересам детей
  • Постоянная сменяемость
  • Размещение 3-4 книг, несколько экземпляров одного названия
  • Эстетическое оформление
  • Востребованность

 

Рекомендации

  1. Создавать условия для воспитания интереса и любви к чтению.
  2. Использовать приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества в разных видах совместной деятельности и деятельности детей.
  3. В процессе ознакомления детей 2-3 лет с художественной литературой развивать слуховое внимание, понимание речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов.
  4. Соблюдать требования к оформлению центра книги.
  5. Использовать опыт работы коллег в своей работе по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе.

Документы для скачивания:

50037_soobshchenie rukovoditelya MO.doc
Формат: .doc

50038_Metodicheskoe obedinenie hudozhestvennaya literatura.pptx
Формат: .pptx

Оставить комментарий: