a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочие программы по географическому краеведению Оренбургской области

Автор: Кузнецова Елена Михайловна Опубликовано: 2014-11-25 15:53:46

Пояснительная записка. Количество часов Всего: 35 часов В неделю: 1 час Практических работ: 7 Из них оценочных – 4 Контрольных работ: 3 В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осущест вить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 35 часов( 1 час в неделю) . Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебник" География Оренбургско й области" , учебные материалы, рабочую тетрадь по географии Оренбургской области, а также «Атлас Оренбургской области». Целью курса  является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко- географических, соци ально- экономических и экологических проблем родного края. Задачи курса: - сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимо обусловленности природных компонентов; - сформировать знания о современном социально- экономическом состоянии и перспективах развития области; - научить школьников устанавливать причинно- следственные   связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; - выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем; - развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания; - создать основу для патриотизма и любви к родному краю. При составлении данной программы предусмотрено решение следующих дополнительных задач: •   Вариативность изучения.  В условиях значительного расхождения как количе ства часов, отводимых на изучение данного предмета, так и подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий. •   Усиление практической направленности знаний.  Приобретаемые учащи мися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на фор мирование профессиональных навыков, а должны помочь правильно выбрать свой жиз ненный путь. о сознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить пол ноценную и счастливую жизнь. •   Активное овладение знаниями.  В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь най ти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое зна ние. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий. В результате изучения курса учащиеся должны уметь следующее: Оценивать и прогнозировать: Изменение природных и социально- экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; Изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, проблемы сельских поселений; Развитие хозяйства области в условиях современных экономических преобразований. Объяснять: Роль и место знаний о своем крае в решении социально- экономических задач, экологических проблем; Влияние ЭГП на хозяйственную жизнь края; Влияние природных условий на отраслевую структуру хозяйства; Особенности размещения ведущих отраслей хозяйства и основные отрасли специализации области; Различия в условиях социально- экономического развития отдельных территорий. Описывать: Хозяйственные объекты; Свой административный район; Свой населенный пункт; Особенности народов, населяющих область Определять: Географическое положение объектов; Отрасли специализации территории по статистическим данным. Называть и показывать: Особенности ГП объектов; Важнейшие природно- хозяйственные объекты, транспортные узлы, памятники природы и культуры, исторические достопримечательности; Основные народы, религии; ООПТ.   ПРОГРАММА КУРСА « ГЕОГРАФИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ» 9 класс( 3 5 часов) . 1. Оренбургская область на карте России( 1 час) . Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связываю щим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по от ношению к другим важным хозяйственным и социально- политическим явлениям. Поло жительные и отрицательные стороны экономико- географического положения( ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и спе циализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП области в различные историче ские периоды и в последние годы.                      Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губер нии к области. Современное административно- территориальное деление области, его единицы- административные районы и города областного подчинения. 2. Население( 9 часов) . История заселения территор ии и ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. География рассе ления крупнейших национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области. Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой со став, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение насе ления по территории. Городское и сельское население. Города. Особенности облика, пла нировки и архитектуры населенных пунктов области в различных ее регионах, как след ствие природных и исторических причин. Практическая работа 1.   Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения  и их анализ. 2.  Составление картограмм «Естественное движение населения области»  и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ. Работа с картой 1.    На карту нанести национальный состав области. 2.    На карту нанести районы с разной плотностью населения, сформулировать вывод о существующих различиях. 3.   Материальное производство( 13 часов) . Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные социально- экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства. Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудо выми и информационно- интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих. Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение растение водства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных от раслей и их размещения на территории области. История освоения целинных земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых форм хозяйст вования в аграрной сфере. Практическая работа. 1.     Составление картодиаграммы «Промышленность». 2.     Составление картосхемы «Производственные связи предприятия»( по итогам экскурсии) . Работа с картой 1.      На контур нанести города и обозначить для них важнейшие отрасли промышленности. 2.      На контур нанести основные центры ведущих отраслей промышленности крупных городов области. 3.       На контур нанести сельскохозяйственные районы области. Районы возделывания основных культур. 4. Инфраструктурный комплекс( 4 часа) . Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных сре дств св язи в области. Отрасли социальной инфраструктуры. Развитие жилищно- коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профес сиональные учебные заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней тор говли. 5. Социально- экономические ра зличия на территории области( 2 часа) . Экономико- географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их социальн о- и экономико- географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края. Практическая работа. 1.     Составление на основе анализа статистических данных географических характеристик одного из  подрайонов области. 2.     Составление характеристики промышленного узла. 3.     Используя типовой план, изучить крупнейшие города области. Работа с картой Нанести на контур промышленные узлы, внутриобластные экономические районы. 6. Проблемы сохранения природного и культурного наследия области( 2 часа) . Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь. Основные направления охраны природы и рационального использования природных ресурсов области. 7. Обобщающие уроки( 4 часа) . Свой административный район и населенный пункт. Их социальн о- и экономико- географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимия области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего кра я. Условные обозначения: К –к омбинированный КЗ – контроль знаний ИНМ – изучение нового материала ПР – урок- практикум О- обобщение УМ – учебные материалы В столбце « Вид контроля, измерители »( индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание) : Т – тест СП – самопроверка ВП – взаимопроверка СР – самостоятельная работа РК – работа по карточкам КР – контрольная работа ПДЗ – проверка домашнего задания УО – устный опрос ФО – фронтальный опрос Календарно- т ематическое планирование по курсу 35 часов( 1 час в неделю) № урока Наименование раздела с указанием количества часов Тема урока Практическая работа Количество часов Тип урока Цели и задачи урока Повторение, организуемое на уроке Вид контроля Ресурсы Д/ з Дата план факт 1 Введение( 1ч. ) Оренбургская область на карте России. ЭГП. 1 ИНМ Определить черты ЭГП области; Показать влияние ЭГП на характер и темпы современного социально- экономического развития региона; Изучить особенности АТУ области История заселения Оренбургской области, ФГП области ФО Карты России, мира и Оренбургской области, учебники, атласы, учебные материалы, раб. т етрадь, циркуль- измеритель, цв. карандаши. П. 1 учебника пер. , задание 1 на с. 14 учебных материалов РТ. С. 4 2 Население( 9ч. ) Численность и расселение населения 1 К Понять, что современная численность и структура населения области являются результатом длительного и многоэтапного процесса заселения и освоения ее территории; Оценить заселенность и о собенности размещения населения на территории области; Выявить современные особенности процесса урбанизации на территории области Влияние ФГП и ЭГП на историю заселения. ПДЗ УО РК ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 2 Пер. зад. 1 на с. 20 учебных материалов р. т. с. 4- 7 3 Практическая работа № 1 « Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения  и их анализ» 1 ПР Выявить особенности динамики численности населения; Проанализировать динамику численности; Оценить процессы ассимиляции. Численность и расселение населения ПДЗ СР СП Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Опережающее задание: подготовить доклады на тему « Заселение Оренбуржья» 4 Народы Практическая работа( тренировочная) «Заполнение карты Народы Оренбуржья» 1 К Сформировать знания о национальном составе населения и географии крупнейших народов области; Выявить факторы формирования национального состава населения. Влияние ФГП и ЭГП на историю заселения. Численность и расселение населения ПДЗ ФО ВП УО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Пер. с. 86- 88 учебника, зад. 1 на с. 24- 25 пер. Индивид. з ад: подготовить сообщения об основных конфессиях( православие и ислам суннитского толка) 5 Религиозный состав населения 1 К Познакомить учащихся с религиозным составом населения и географией религий области; Продолжить формирование толерантности по отношению к другим культурам; Способствовать развитию духовной культуры. Влияние ФГП и ЭГП на расселение населения ПДЗ УО РК Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Пер. с. 24- 25 подготовить доклад по плану о любом народе области( индив. ) 6 Фестиваль народов Оренбуржья 1 О Сформировать знания о культурах народов, населяющих территорию области; Познакомить учащихся со взаимовлиянием культур разных народов; Выявить черты, объединяющие оренбуржцев; Формировать чувство любви и уважения к национальным традициям народов области. Национальный и религиозный состав области. ПДЗ УО ФО ВП Карта Оренбургской области, атласы. Повторить с. 24- 25 7 Механическое движение населения 1 ИНМ Понять многогранность влияния миграций на население и экономику области; Выявить причины, определяющие масштабы миграций в области; Изучить основные направления миграций в области; Воспитание терпимого, уважительного отношения к людям с другими традициями и культурой Численность и расселение населения ФО РК Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 2 и п. 3 пер, зад 3 на с. 21, 22 учебных материалов 8 Естественное движение населения 1 К Понять причины современной демографической ситуации в области и ее отличия от демографической ситуации в России; Выявить и объяснить различия в естественном движении населения по территории области; Изучить особенности половозрастной структуры населения области Численность и расселение населения. Механическое движение населения. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 2- 3 пер, зад. 1, 2, 4 и 5 на с. 20- 23 учебных материалов 9 Практическая работа № 2 «Составление картограмм «Естественное движение населения области»  и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ» 1 ПР Понять причины современной демографической ситуации в области и ее отличия от демографической ситуации в России; Выявить и объяснить различия в естественном движении населения по территории области; Изучить особенности половозрастной структуры населения области Численность и расселение населения. Механическое и естественное движение населения. ПДЗ ФО СР СП Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Повторить п. 1- 4, записи в тетради. 10 Контрольная работа № 1 по теме «Население» 1 КЗ Оценить уровень знаний по теме «Население». Тестирование Повторить п. 1. 11 Материальное производство( 13 ч. ) Общая характеристика хозяйства 1 К Определить уровень экономического развития Оренбургской области на фоне России; Выявить особенности отраслевой структуры экономики области; Понять наиболее общие достоинства и недостатки сложившегося в области хозяйственного комплекса; Рассмотреть уровень жизни населения области и его различия на территории как главный критерий и результат экономического развития. ЭГП области. ФО СП Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Зад. 6 на с. 23 УМ П. 5 пер. 12 Топливно- энергетический комплекс. Общая характеристика. Практическая работа( тренировочная) «Заполнение карты Промышленность Оренбуржья» 1 К Показать ведущую роль и значение отрасли ТЭК в экономике области; Рассмотреть основные этапы становления и развития производственной и территориальной структуры ТЭК в регионе ЭГП области. Общая характеристика хозяйства ПДЗ УО ФО СП ВП Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. С. 31- 32 пер. задание на с. 32 13 Нефтяная промышленность 1 К Показать особенности современной и перспективной географии запасов и добычи нефти, размещение нефтеперерабатывающих предприятий и нефтепроводов; Сформировать навыки экономико- географического обоснования и перспективных сдвигов в размещении объектов нефтяной промышленности. Топливно- энергетический комплекс. Общая характеристика. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. С. 32- 36 пер, зад. 3 на с. 26 УМ 14 Газовая промышленность 1 К Дать экономико- географическую оценку газовым ресурсам области; Показать значение и особенности территориальной структуры газовой промышленности области; Выявить экономико- географические проблемы функционирования и перспективы развития газовой промышленности в региона. Топливно- энергетический комплекс. Нефтяная промышленность. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. С. 36- 39 пер. , зад. 3 на с. 26 15 Угольная промышленность. Электроэнергетика. 1 К Выявить экономико- географические проблемы функционирования угольной промышленности региона; Дать оценку энергопотенциалу области и особенностям размещения объектов региональной электроэнергетики. Топливно- энергетический комплекс. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. С. 39- 41 р. т. с. 10- 11 16 Металлургический комплекс. Черная металлургия. Практическая работа № 3 « Составление картосхемы «Производственные связи пр едприятия». 1 К Сформировать представления о роли мет. к омплекса в современном хозяйстве области; Обосновать основные этапы становления мет. Комплекса, предпосылки и факторы размещения металлургических предприятий; Дать оценку региональной сырьевой базы черной металлургии и географии поставок сырья; Охарактеризовать производственную структуру ОХМК – НОСТА, географию спроса на его продукцию. ТЭК области. ПДЗ УО ФО СР Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 8 пер, р. т. с. 12 1 вар- т+ задание 17 Цветная металлургия 1 К Рассмотреть территориальную производственную структуру цветной металлургии области; Дать экономико- географическую оценку сырьевой базы цв. металлургии региона; Охарактеризовать производственно- географические связи и специализацию предприятий цветной металлургии области; Сформировать навыки решения сложных экономико- географических ситуаций. Металлургический комплекс. Черная металлургия. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 9 пер, РТ с. 17- 20 18 Машиностроительный комплекс 1 К Рассмотреть предпосылки и факторы, способствующие становлению и развитию машиностроительного комплекса в регионе; Показать изменения отраслевой структуры и роли машиностроения в современных условиях; Изучить особенности географии отраслей и специализацию основных центров машиностроения области. Металлургический комплекс. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 10 пер, РТ с. 17- 20 19 Химическая промышленность. Легкая промышленность 1 К Сформировать знания о территориально- отраслевой структуре химической и легкой промышленности; Раскрыть региональные особенности размещения химической и легкой промышленности; Выявить связи м/ у объектами химической промышленности и другими отраслями. Машиностроительный комплекс ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 11- 12 пер. 20 Сельское хозяйство. Растениеводство 1 ИНМ Определить место с/ х в экономике области; Выявить природные и социально- экономические условия развития с/ х в области; Понять особенности и проблемы организации производства в современном с/ х области; Изучить структуру и географию растениеводства области Химическая промышленность. Легкая промышленность ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 14- 16 пер. , РТ с. 21- 22 21 Животноводство. Пищевая промышленность. 1 К Изучить структуру и географию растениеводства области; Выявить этапы формирования и особенности организации пищевой промышленности области; Изучить структуру и географию пищевой промышленности в области Сельское хозяйство. Растениеводство ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 17- 19 пер. , РТ с. 21- 22 22 Практическая работа № 4  « Составление картодиаграммы «Промышленность». 1 ПР Обобщить знания о территориально- отраслевой структуре промышленности; Раскрыть региональные особенности размещения промышленности; ТЭК области, металлургия машиностроение, с/ х. ПДЗ СР СП Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. РТ с. 23- 24 23 Контрольная работа № 2 по теме «Материальное производство» 1 КЗ Оценить уровень знаний учащихся по теме «материальное производство» ТЭК области, металлургия машиностроение, хим. п ром. , пищевая промышленность, легкая пром- ть, с/ х. Тестирование Повт п. 1 24 Инфраструктурный комплекс( 4ч. ) Инфраструктура. География транспорта и связи 1 ИНМ Определить значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни людей области; Выявить состав транспортного комплекса области; Установить как осуществляется связь области с другими территориями и населенными пунктами. ЭГП области ФО РК ВП Карта России, СНГ и Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 20- 21, РТ с. 24- 25 25 Сфера обслуживания 1 К Определить состав, значение и особенности географии сферы обслуживания в области; Выявить особенности организации торговли; Охарактеризовать особенности развития науки и образования. ЭГП области Инфраструктура. География транспорта и связи ПДЗ УО ФО РК Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 22 пер. 26 Рекреационные услуги 1 ИНМ Определить значение рекреационных услуг для жизни населения области; Выявит состав и особенности развития рекреационных услуг области; Охарактеризовать рекреационный потенциал и возможности развития рекреации на территории Оренбуржья. ФГП и ЭГП области ПДЗ УО ФО Карта России и Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. С. 105- 107 пер. 27 Экономические связи 1 К Определить динамику и особенности ВЭС области на современном этапе; Выявить связь ВЭС со структурой экономики; Выявить формы ВЭС Оренбургской области. Инфраструктура. Сфера обслуживания ПДЗ УО ФО Карта России и Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 23 пер. РТ с. 26 28- 29 Социально- экономические различия на территории области( 2ч. ) Внутриобластные различия 2 ИНМ К Понять цели выделения внутриобластных районов; Изучить географические особенности внутриобластных районов ЭГП области. АТУ области. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. П. 24- 26 пер. РТ с. 27- 31 30 Проблемы сохранения природного и культурного наследия( 4ч. ) Изменение человеком окружающей среды, ее восстановление и сохранение. Экологические проблемы области. 1 К Определить основные направления воздействия человека на природную среду; Выявить состояние природной среды в области; Выявить и сформулировать экологические проблемы Оренбургской области ФГП области. Промышленность области. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Доп. л ит. учебник Чибилева по географии Оренбургской области 8- 9 классы, записи в тетради 31 ООПТ, памятники природы и объекты культурного наследия 1 К Определить основные исторические этапы и направления охраны природы области; Показать разнообразие охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия; , П оказать перспективы развития экологической сети и сети культурного наследия. Изменение человеком окружающей среды, ее восстановление и сохранение. ПДЗ УО ФО Карта Оренбургской области, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Доп. л ит. учебник Чибилева по географии Оренбургской области 8- 9 классы, записи в тетради 32 Обобщение( 4ч. ) Географическая характеристика своего места жительства Практическая работа( тренировочная) «Характеристика своего места жительства по плану» 1 ИНМ Формировать чувство любви и привязанности к своей «малой Родине»; Изучить географические особенности своего места жительства ЭГП области ПДЗ УО ФО СР ВП Карта Оренбургской области, Октябрьского района, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. Рт с. 35- 40 33 Топонимия 1 К Определить значение топонимии для изучения культурно- географического формирования населения; Выявить особенности топонимии Оренбургской области. История заселения и изучения региона ПДЗ УО ФО ВП Карта Оренбургской области, Октябрьского района, рабочие тетради, учебники, учебные материалы, атласы. зад 1 на с. 33 УМ Повторить п. 1- п. 26 34 Контрольная работа № 3 за курс краеведения 9 класса 1 КЗ Оценить уровень усвоения знаний учащимися по курсу географического краеведения. Тестирование Повторить п. 1 35 Учебная экскурсия 1 ПР Научиться обобщать изученный материал и применять его на практике; Выявить наиболее интересные объекты своей местности. Географическая характеристика своего места жительства ФО

Рабочая п рограмма по краеведению( географическое) 8- 9 класс Количество часов Всего: 35 часов В неделю: 1 час Практических работ: Из них оценочных – Формы промежуточного контроля: Учебник: Пояснительная записка. В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осущест вить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 3 5 часов( 1 час в неделю) . Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебник" География Оренбургской области" , учебные материалы и рабочую тетрадь по географии Оренбургской области. Целью курса  является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко- географических, соци ально- экономических и экологических проблем родного края. Задачи курса: - сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимо обусловленности природных компонентов; - сформировать знания о современном социально- экономическом состоянии и перспективах развития области; - научить школьников устанавливать причинно- следственные   связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; - выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем; - развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания; - создать основу для патриотизма и любви к родному краю. Пр и составлении данной программы предусмотрено решение следующих дополнительных задач: •   Вариативность изучения.  В условиях значительного расхождения как количе ства часов, отводимых на изучение данного предмета, так и подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий. •   Усиление практической направленности знаний.  Приобретаемые учащи мися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на фор мирование профессиональных навыков, а должны помочь правильно выбрать свой жиз ненный путь. о сознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить пол ноценную и счастливую жизнь. •   Активное овладение знаниями.  В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь най ти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое зна ние. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий. РАЗДЕЛ  I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 1. История географических исследований и освоения территории области( 4 часа) Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХХ VIII  - ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края. 2. Географическое положение и административно – территориальное устройство( 3 часа) Географическое положение, границы, величина территории, политико- административное деление области, особенности экономико- географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического районирования и часовых поясов. Численность населения области и заселенность в сравнении с другими регионами  и странами. Влияние географического положения области на ее природу. Практические работы 1.   Определение географических координат  крайних точек области, географических координат административного центра области, своего населенного пункта, решение задач на определение поясного времени. 2.  Определение протяженности области с запада на восток, с севера  на юг, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области. 3.  Нанесение на карту политико – административных границ области, названий и границ соседних территорий. 4.  Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами. 5.  Выявление положительных и отрицательных сторон экономико- географического положения области. Работа с картой 1.   На контур нанести границы области, подписать пограничные территории. 2.  Обозначить административные районы, подписать города и райцентры. 3.    Обозначить крайние точки области. РАЗДЕЛ  II. ОСОБЕННОСТИ  ПРИРОДЫ  ( 27 ЧАСОВ) 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые( 6 часов)   Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы  и хозяйственную деятельность.    Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения( состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно- складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование. Практические работы 1.  Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями полезных ископаемых. 2.  Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ. 3.  Описание рельефа области по физической( топографической) карте. Работа с картой 1.  Нанести  основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку. 2.  Нанести месторождения полезных ископаемых 2.   Климат и агроклиматические ресурсы( 4 часа) . Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.    Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат.    Климатическая характеристика сезонов года.    Влияние климата на жизнь  и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Практические работы. 1.   Построение и анализ графика  годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области. 2.  Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета  коэффициента увлажнения. 3.  Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения основных климатических показателей по картам атласа. Работа с картой. 1.  Анализ климатических карт. 2.  Определение величины коэффициента увлажнения. 3.  Определение величины солнечной радиации 4.  Характеристика климата своего населенного пункта по картам атласа 3. Внутренние воды области. Водные ресурсы( 4 часа) . Внутренние воды области. Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах.   Оценка водных ресурсов области.   Влияние деятельности  человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Практические работы. 1.  Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов( длина, площадь бассейна, падение реки, уклон) . 2.  Вычисление характеристик стока рек области( расход, годовой сток) . 3.  Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний. 4.  Описание реки по плану. 5.  Описание озера по плану. Работа с картой. 1.  Работа с  географической номенклатурой по теме. 2.  Анализ карт атласа. 4.   Почвы. Почвенные ресурсы  ( 2 часа) . Условия формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области. Практические работы. 1.   Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования. » 2.   Создание проекта рекультивации земель. 3.   Сравнительная характеристика типов почв области. 4.   Оценка земельных ресурсов области. 5. Растительность и Животный мир  области( 4 часа) . Природные зоны области и их границы.  Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных ти пов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, про блемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика живот ного мира основных типов место обитания области( видовой состав, условия жизни, при способляемость к условиям среды и др. ) . Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира. 6. Физико- географическое( природное) районирование( 5часов) .                Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного райони рования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. При родные комплексы( ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства.   Оренбургский степной заповедник.         7. Человек и природа( 2часа) . Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важней шие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и ра ционального использования природных ресурсов области. Резервное время: 1 час. Экскурсии.  Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.   Экологические проблемы района своего места жительства.  Комплексная экологическая экскурсия( по экологической тропе) . Работа с картой 1.   Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных. 2.  Показывать и знать нахождение заповедных территорий области. 3.  Составлять экологическую карту области. 4.  Знать нахождение уникальных памятников природы области.   РАЗДЕЛ   I II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ( 34 часа) . 1. Оренбургская область на карте России( 4часа) . Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связываю щим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по от ношению к другим важным хозяйственным и социально- политическим явлениям. Поло жительные и отрицательные стороны экономико- географического положения( ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и спе циализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП области в различные историче ские периоды и в последние годы.                      Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губер нии к области. Современное административно- территориальное деление области, его единицы- административные районы и города областного подчинения. 2. Население( 9 часов) . История заселения территор ии и ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. География рассе ления крупнейших национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области. Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой со став, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение насе ления по территории. Городское и сельское население. Города. Особенности облика, пла нировки и архитектуры населенных пунктов области в различных ее регионах, как след ствие природных и исторических причин. Практическая работа 1.   Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения  и их анализ. 2.  Составление картограмм «Естественное движение населения области»  и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ. 3.   Построение по статистическим данным диаграмм структуры занятости населения и отраслевой структуры промышленности. Работа с картой 1.    На карту нанести национальный состав области. 2.    На карту нанести районы с разной плотностью населения, сформулировать вывод о существующих различиях. 3.   Материальное производство( 13 часов) . Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные социально- экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства. Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудо выми и информационно- интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих. Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение растение водства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных от раслей и их размещения на территории области. История освоения целинных земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых форм хозяйст вования в аграрной сфере. Практическая работа. 1.     Составление картодиаграммы «Промышленность». 2.     Составление картосхемы «Производственные связи предприятия»( по итогам экскурсии) . 3.     Проект «Размещение предприятия на основе анализа имеющихся природных условий и ресурсов своего населенного пункта». Работа с картой 1.      На контур нанести города и обозначить для них важнейшие отрасли промышленности. 2.      На контур нанести основные центры ведущих отраслей промышленности крупных городов области. 3.       На контур нанести сельскохозяйственные районы области. Районы возделывания основных культур. Экскурсия  на промышленное или сельскохозяйственное предприятие( 2 часа) . 4. Инфраструктурный комплекс( 4часа) . Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных сре дств св язи в области. Отрасли социальной инфраструктуры. Развитие жилищно- коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профес сиональные учебные заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней тор говли. 5. Социально- экономические различия на территории области( 4 часа) . Экономико- географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их социальн о- и экономико- географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края. Резервное время: 1 час. Практическая работа. 1.     Составление на основе анализа статистических данных географических характеристик одного из  подрайонов области. 2.     Составление характеристики промышленного узла. 3.     Используя типовой план, изучить крупнейшие города области. Работа с картой 1.      Нанести на контур промышленные узлы, внутриобластные экономические районы. Тематическое планирование по курсу « География Оренбургской област и»  8 класс 35 часов( 1 час в неделю) № урока Раздел, тема урока. Дата Домашнее задание   РАЗДЕЛ  I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 1. История географических исследований и освоения территории области      ( 4 часа) .  Урок 1 Первые знания о территории Оренбургской области.  Урок 2 Кто населял территорию области в древности?  Урок 3 Освоение территории области в  XVIII  –  XX  вв.  Урок 4 Семинар. Исследователи Оренбургского края.   2. Географическое положение и административно – территориальное устройство( 3 часа) Урок 5 Образование Оренбургской губернии. Урок 6 Географическое положение. Территория и границы. Урок 7 Административно – территориальное устройство.     РАЗДЕЛ  II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ. 1. Ррельеф, геологическое строение, полезные ископаемые( 6 часов) .  Урок 8 Тектоническое строение основных форм рельефа.  Урок 9 Формирование платформенной части области.  Урок  10 Развитие Уральских гор.  Урок 11 Уро к- практикум: « Полезные ископаемые. »  Урок 12 Равнины и горы.  Урок 13 Процессы формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности человека на рельеф   2. Климат и агроклиматические ресурсы( 4 часа) . Урок 14 Особенности климата области. Урок 15 Распределение основных элементов климата. Урок 16 Времена года, фенологический календарь. Урок 17 Агроклиматические ресурсы области. Влияние климата на жизнь и здоровье человека.   3. Внутренние воды области. Водные ресурсы( 4 часа) . Урок 18 Внутренние воды области. Урок 19 Реки. Урок 20 Озера, водохранилища и подземные воды. Урок 21 Водные ресурсы охрана вод.   4. Почвы. Почвенные ресурсы( 2 часа) . Урок 22  Почвы. Условия образования почв. Урок 23 Чернозем – «царь почв». Охрана почв.   5. Растительность и Животный мир области( 4 часа) . Урок 24 Растения населяющие территорию области. Урок 25 Полезные растения Оренбургской области. Урок 26 Особенности животного мира. Урок 27  Конференция: Растения и животные на страницах «Красной книги».   6. Физико – географическое районирование( 5 часов) . Урок 28 Особенности ландшафтов края. Урок 29 Сыртовые ландшафты Русской равнины. Урок 30 Горы и равнины складчатого Урала. Урок 31 Ландшафты Тургайской равнины. Урок 32 Типы местности области.   7. Человек и природа( 2 часа) . Урок 33 Важнейшие экологически проблемы области и их взаимосвязь. Урок 34 Охрана природы. Особо охраняемые территории.   Урок 35 Экскурсия.   Тематическое планирование по курсу « География Оренбургской област и»  9 класс 35 часов( 1 час в неделю) РАЗДЕЛ  III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ. 1. Оренбургская область на карте России( 4 часа) . Дата Домашнее задание Урок   1 Лекция. Оренбургская область в составе Урала и России. Урок 2 Экономик о-   географическое положение области. Урок 3 Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и специализацию хозяйства области. Урок 4 Уро к- практикум: « ЭГП области. »   2. Население( 9 часов) . Урок 5 История заселения области Урок 6 Численность населения области. . Урок 7 Размещение населения. Урок 8 Современный многонациональный состав области Урок 9 Межнациональные отношения. Взаимообогащение различных национальных культур. Урок 10  Религиозный состав населения. Урок 11 Механическое  движение населения области. Урок 12 Особенности  естественного движения. Урок 13 Уро к- практикум: «Население области »   3. Материальное производство( 13 часов) . Урок 14 Общая характеристика хозяйства. Урок 15 Топливно-   энергетический комплекс. Нефтяная промышленность Урок 16 Газовая. Угольная промышленность. Урок 17 Металлургический комплекс. Черная металлургия. Урок 18 Цветная металлургия Урок 19 Машиностроительный комплекс Урок 20 Химический  комплекс. Урок 21 Комплекс отраслей легкой промышленности Урок 22 АПК области. Растениеводство Урок 23 Животноводство области. Урок 24 Пищевая промышленность Урок 25 Уро к- практикум по теме « Материальное производство. » Урок 26- 27 Экскурсия на промышленное или сельскохозяйственное предприятие.   4. Инфраструктурный комплекс( 4 часа) . Урок 28 Транспорт области Урок 29 Сфера обслуживания. Урок 30  Круглый стол. Развитие науки и образования. Урок 31 Рекреационные услуги. 5. Социально – экономические различия на территории области( 2 часа) . Урок 32 Экономические связи области. Урок 33 Внутриобластные различия. Урок 34 Годовая контрольная работа. Урок 35 Экскурсия.

Оставить комментарий: