a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Развитие образной речи детей дошкольного возраста посредством форм малого фольклора»

Автор: Перова Татьяна Викторовна Опубликовано: 2019-08-25 18:25:54

 

ИПМ: 1                                 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

ФИО: Перова Татьяна Викторовна

 

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 24 марта 1982 года

 

ОБРАЗОВАНИЕ: высшее, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2004год

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: физика, экономика,  квалификация – учитель физики, учитель экономики

 

МЕСТО РАБОТЫ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №45»

 

ДОЛЖНОСТЬ: воспитатель

 

СТАЖ РАБОТЫ – 7 лет

 

КВАЛИФИКАЦИЯ: вторая категория

 

ЦЕЛЬ ОПЫТА: на практике показать эффективность использования малых форм фольклора для развития образной речи детей дошкольного возраста.

 

ИМП: 2                   УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

 

       На протяжении последних лет я углубленно работаю над проблемой развития речи дошкольников, особенно акцентируя проблему образности детской речи, так как важное значение для меня имеет подготовить детей к успешному обучению в школе, где ребенок должен уметь выразить свои мысли, взгляды не шаблонным, «сухим» языком, а уметь донести до собеседника, учителя всю глубину своей мысли, своего видения окружающего, своего «Я».

       Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду  под редакцией  Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, В.И. Логинова, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней  не достаточно представлен раздел по развитию образной речи детей дошкольного возраста.

         Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика развития речи детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу мною были изучены работы выдающихся педагогов  К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, В.В. Гербовой, психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна и др. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ №655 от 23.11.2009 г.

 

 

 

Библиографический  список:

  1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Дошкольное воспитание 1992.№5-6.С.5-8.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика – Синтез, 1999. 272 с.
  3. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду М.: Просвещение, 1970. 148с.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.288 с.
  5. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание.1985.№11
  6. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе//М.: Мозаика Синтез, 2006
  7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: 1979. 471 с.
  8. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед. 2004. № 5.с. 41-47.
  9. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. Барнаул: БГПУ, 2007. С.128-133.
  10. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание 1991.№9.С.16-22.
  11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство. 2001. 368с.
  12. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу//М.: Школа Пресса. 2004.
  13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1976. 127с.
  14. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. 143с.
  15. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.1983. №5.С.34-35.
  16. Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников. Ярославль.:1994. 126с.
  17. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание 1984.№4.С.8-11.
  18. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников//М.: Школьная Пресса, 2003
  19. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание 1990.№7.С.15-18.
  20. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание 1990.№7.С.15-18.
  21. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. Владимир.: Академия, 1995. 185с.
  22. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.176-185.
  23. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошкольное воспитание 1994.№9.С.17-23.
  24. Смирнова Е.О. Развитие речи ребёнка – важнейшая задача воспитателя. /Е.О. Смирнова. //Дошкольное воспитание 1988.№ 5.
  25. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание 1990.№7.С.15-18.
  26. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание 1990.№7.С.15-18.
  27. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. Владимир.: Академия, 1995. 185с.
  28. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.176-185.
  29. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошкольное воспитание 1994.№9.С.17-23.
  30. Смирнова Е.О. Развитие речи ребёнка – важнейшая задача воспитателя. /Е.О. Смирнова. //Дошкольное воспитание 1988.№ 5.

 

 

 

 

 

 

ИПМ: 3                               ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельные высказывания свидетельствуют о необходимости формирования у детей образной речи.

   О.С. Ушакова, Е.М. Струнина в арсенале выразительных средств отводят таким способам передачи мысли, которые принято называть образными словами. Они считают, что образные слова и выражения оживляют речь и делают ее красочной.

    Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и анонимов к фразеологизмам  развивает осознание обобщающего смысла малых фольклорных жанров. Ознакомление дошкольников с малыми фольклорными жанрами оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

   Важнейшими источниками развития детской образной речи, по мнению многих авторов (О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др.) являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки и др.)

Детская художественная литература, произведения народного творчества и малые фольклорные жанры имеют большое познавательное значение для ребенка, раскрывают внутренний мир людей, помогают формировать нравственные оценки человеческих поступков и отношений, служат эстетическому воспитанию. Образцы художественной литературы и произведений устного народного творчества  воспитывают у детей чуткость к образной речи, обогащают выразительными средствами их речь.

   Различные ученые указывают на то, что воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяя значения об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исследование психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготский), посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются осмысленные восприятия, проявляющиеся в понимании содержания и нравственного смысла произведений, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

  В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.

    Действительно, работы, касающиеся развития образной речи дошкольников, в том числе и использование с этой целью фольклора, занимает непропорционально малое место среди исследований, посвященных вопросам речевого развития детей.

  Это приводит к тому, что на практике развитию образной речи почти не уделяется внимания.

 

 

 

Система использования малых фольклорных форм в режимных моментах (младший дошкольный возраст)

1

Гигиенические процедуры

«Водичка, водичка…», «вода текучая», «с гуся вода», «расти, коса» и др

2

Укладывание детей спать

«баю-баюшки-баю»,  «вот и люди спят», «котя, котик, коток», «ходит сон по хате» и др

3

Кормление детей

«щи да квас», «пришел кисель», «щи да каша», «пошел котик на торжок», и др

4

Одевание на прогулку

«Наша Маша маленька», «шапка да шубка», «валенки, валенки, невелички, маленьки», и др

5

игровые

«пчелка летела, уронила медок», «Ваня, Ваня-простота», «чики-чики-чикалочки», «скок-поскок, молодой дроздок»,

6

Ознакомление с окружающим (домашние животные)

«как у нашего кота»,  «курочка-тараторочка», «кошка в лукошке», «волк, волчок», «уточка луговая», «на реке-камыши», «петушок, петушок» и т.д.

 

Планируя свою работу по развитию образной речи детей, включаю малые фольклорные формы не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в индивидуальные беседы с детьми, в сюжетные игры.

 

Перспективный план работы по формированию образной речи у детей старшего дошкольного возраста

I этап. начальный

Цель: подготовить детей к процессу формирования образной  речи

II этап. закрепление.

Цель: использовать формы, методы и приемы по формированию образной речи.

Формы работы:

1. Коллективные:

- Дидактические игры

- беседы

-чтение художественной литературы

- создание альбома с малыми фольклорными жанрами

2. Индивидуальные:

- беседы

- дидактические игры

- дидактические упражнения

Формы работы:

1.  Коллективные:

- беседы

- занятия

- игры драматизации

2. Индивидуальные:

- поручения

- дежурства

 

Мероприятия

I.                       Формирование навыков

правильного одевания и раздевания:

 1. Беседа «каждой вещи свое место».

2. Чтение произведения В. Морица «Варины перчатки»

Беседа о прочитанном

3. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

II. Формирование навыков личной гигиены:

1. Чтение стихотворений: Т. Кузнецовой – Мыло и А, Барто. – Девочка чумазая.

Беседа по прочитанным произведениям

2. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

III. Формирование навыков правильного приема пищи:

1.  Беседа «Вспомним как надо правильно кушать».

2.  Чтение стихотворений А. Барто- Обедать и Новикова М. – Оладушки.

3.       Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

 

 

I. Формирование навыков

правильного одевания и раздевания:

1.Занятие «Как одеваться в прохладную погоду»

Цель: Обобщить и закрепить навыки правильного последовательного одевания, переодевания. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

2. Беседа «Каждой вещи свое место»

3. Индивидуальные поручения по наведению порядка в шкафчиках.

II. формирование навыков личной гигиены:

1.  Чтение стихотворения А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая»

2.  Игра-драматизация по произведению с целью совершенствования умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем.

3.  Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»

Беседа о прочитанном.

Рисование на тему произведения

4. Индивидуальные поручения с целью закрепления навыков соблюдения порядка в умывальной комнате.

III. Формирование навыков правильного приема пищи:

1.                     Занятие «Культура еды это серьезное дело»

2.  Чтение произведения И. Токмаковой «Ай да суп!».

Беседа о прочитанном

3.                     Показ правильности сервировки праздничного стола.

Организация дежурства по столовой.

4. Совместное с родителями чаепитие «К нам гости пришли».

     

      

 

ИПМ: 4 АКТУАЛЬНОСТЬ

 

       Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральные государственные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к речевому развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование малых фольклорных  форм в развитии образной речи дошкольников, что позволит ребенку более образно и четко излагать свои мысли при последующем обучении в школе.

         Образная речь является составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные средства. Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность.

Ознакомление дошкольников с малыми фольклорными жанрами оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Работа по развитию образной речи через малые фольклорные жанры эффективна при соблюдении определенных условий.

Одним их важных условий является накопление опыта восприятия произведений малых фольклорных жанров как речевых эталонов на занятиях по ознакомлению с русским бытом, по развитию речи, в игровой, бытовой, досуговой деятельности.

Не менее важным является и другое условие: развитие у детей  способности  выделять   и   объяснять   значение   выразительные   средства   языка  и   в произведениях     малых     фольклорных     жанров     (через     использование упражнений  этимологического  характера,   приемов  речевых  ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования малых фольклорных форм).

 

ИПМ: 5 НОВИЗНА ОПЫТА

 

         Новизна опыта – в рациональности усовершенствования традиционных и нестандартных форм обучения.

         Она состоит в том, что необходимо рассмотреть теоретические подходы влияния малого фольклора  на  развитие образной речи  дошкольников.  Выявить и применить в практике работы ДОУ наиболее эффективные методы и приемы интеллектуального развития через различные виды деятельности детей  и взрослого.

       Многообразие используемых мною художественного материала способствует развитию образной речи детей дошкольного возраста.

 

ИПМ: 6 АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

       Опыт может быть использован педагогами ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, реализуясь через коллективную, подгрупповую и  индивидуальную работу. Данный опыт  направлен на то, чтобы раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, обогатить речь образными выражениями,  помочь ему реализовать в деятельности все свои особенности  и способности.

А также опыт будет полезен для родителей детей дошкольного возраста, которые смогут использовать данный опыт, общаясь с детьми в домашних условиях.

 

ИПМ: 7 ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА

 

Опыт требует от педагога:

- постоянного совершенствования своего мастерства через посещение курсов для педагогов, по использованию художественного слова в работе с детьми дошкольного возраста, посещение городских мероприятий.

- изучение новинок методической литературы по проблеме использования художественной литературы, малого фольклора   в развитии образной речи  детей дошкольного возраста, авторских программ других педагогов и интернет – ресурсов по сходной проблематике;

- умение сделать творческий режим работы обычным состоянием педагогов через использование художественного слова  в их ежедневную совместную с детьми (в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в организации самостоятельной деятельности детей) деятельность.

 

 

ИПМ: 8                         ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

 

Определив тему опыта, его основную идею, я наметила следующие задачи:

1.Развивать творческие способности детей, воображение, познавательный интерес, творческую активность, желание заниматься словотворчеством.

2.Формировать умение использовать в своей речи образность, художественное слово.

  1. Подготовить к обучению в начальной школе: уметь описывать предмет, пересказывать художественное произведение, используя слова из текста, читать стихи с выражением.
  2. Уметь отгадывать загадки, подбирать пословицы и поговорки по заданной теме, называть приметы погодных явлений и сезонов.
  3. Уметь пересказывать сказки, рассказывать их по ролям, подражать героям.
  4. Научить детей высказывать свое мнение по какому-либо поводу, находить яркие примеры их литературы, фольклора.
  5. Формировать внимание, умение работать по образцу. 
  6. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. 
  7. Развивать практически-действенное мышление.
  8. Выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь. Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.
  9. Вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
  10. Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, элементы поисковой деятельности, умение мыслить, доказывать правильность своего решения.
  11. Развивать комбинаторные способности, смекалку, сообразительность, логическое мышление.
  12. Развивать умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащать детскую фантазию, приносить эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой слов в литературе.

       Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по развитию речи, а именно образной речи будет осуществлена при выполнении определенных требований:

  1. В процессе работы с детьми по данному направлению следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения. Использование в практике работы НОД в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.
  2. Большое значение при развитии образной речи детей дошкольного возраста через игру имеют дидактические игры, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. Следует при этом учитывать требования Программы воспитания в детском саду, индивидуальные и возрастные особенности детей.
  3. Необходимо организовать уголки художественной литературы, где на ряду с авторскими произведениями будут находится и народная классика, начиная с младшего дошкольного возраста, так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к рассматриванию, узнаванию знакомых предметов, а позже называнию их с использованием художественного слова.
  4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями в данном направлении.

 

ИПМ: 9                                      РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

 

       С целью самообразования по теме: «Развитие образной речи детей дошкольного возраста  посредством форм малого фольклора» мною в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего  вида №45»  с воспитанниками разных возрастных групп осуществлялся ряд занятий и развлечений с целью развития образной стороны речи дошкольников.

В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей.

       Анализируя состояние обучения дошкольников, я пришла к выводу, что использовать малые формы фольклора в образовательной деятельности области «Коммуникация» не достаточно, данная работа хорошо «вписывается» в ознакомление с окружающим, в художественную деятельность, ее можно использовать в дидактических играх, сюжетных играх, подвижных играх.

       Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования игр как средства обучения в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки).  Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  • освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
  • имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного мышления. Игровые занятия как раз и способствуют развитию психических процессов;

       Следует отметить, что не все занятия можно провести  полностью в игровой форме, так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал, который требует более серьезного отношения при знакомстве  с ним, и который можно только закрепить в игровой форме (подготовительная группа).

Если учесть, что детская психика еще не устойчива и  детям не всегда легко усвоить что-то новое, стараюсь новый материал преподносить через элементы игры. Например: знакомство с загадкой, а отгадку надо нарисовать, но при этом называть ее нельзя. Или знакомство с потешками, стараюсь найти иллюстрированный забавный материал, чтобы дети легко ее запомнили; после прочтения новой сказки беседуем о ее героях, их поступках, а потом дома дети рисуют героев сказок и мы устраиваем вернисаж из рисунков. Но каждый раз, чтобы закрепить образные слова, вошедшие в речь детей использую в работе репродукции художников, иллюстрирующих сказки по которым дети рассказывают о том, что они видят.

Результаты педагогической диагностики говорят о том, что развитие образной речи детей , выросло в сравнении с первоначальным этапом:

Учебный Год

Месяц

Уровень развития (в процентах)

высокий

средний

низкий

2011 – 2012

сентябрь

25

63

12

май

66

32

2

2012 - 2013

сентябрь

29

47

24

май

73,5

23

3,5

 

Дети стали более инициативными, раскрепощенными, повысилась речевая активность. Из результатов мониторинга можно судить об эффективности применения данного опыта работы. Целесообразно продолжать обогащать и применять данный опыт для развития образной речи детей дошкольного возраста.

 

 

Документы для скачивания