a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Автор: Перова Татьяна Викторовна Опубликовано: 2019-08-25 18:48:28

 

Цель собрания:

-формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);

-воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;

-педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

План проведения:

  1. Вступительное слово
  2. Выступление по теме собрания
  3. Обсуждение анкет
  4. Ситуации для анализа
  5. Игра с родителями
  6. Памятка для родителей
  7. Принятие решения собрания

Предварительная работа:

  1. Провести анкетирование родителей
  2. Подготовить раздаточный материал: «Памятка для родителей»

 

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский.

         Тема родительского собрания «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

  1. Выступление по теме:

Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

Основным методическим приемом формирования навыков личной гигиены является показ и подробное объяснение действий, и их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия, иначе никакое овладение навыками личной гигиены невозможно.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Также важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Формирование  навыков умывания  происходит постепенно. В основном все дети овладели навыками умывания. Некоторым детям, приходится напоминать завернуть рукава, перед тем как мыть руки.

По окончании умывания обращаем внимание детей на их внешний вид, отмечаем, что они стали чистые, аккуратные, что на них приятно смотреть. Закрепляем у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками,  хвалим тех, кто делает это без напоминания.

Культурно-гигиенические навыки формируем  у детей и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка к четырем годам, есть опрятнее. 

 При подготовке к обеду или завтраку  обращаем внимание малышей на то, как чисто на столах, на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик,  напоминаем, что есть, следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, обязательная образовательная деятельность и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, мы четко определяем место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены мы сочетаем словесный и наглядный способы, используем специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки: «Чистота всего полезней»,  «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. Большое влияние на формирование навыков оказывают , художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Мы обращаем внимание детей на иллюстрации из детских книг.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращали внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены выступало не как требование взрослых, а, как правило, самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Для достижения положительных результатов используем сюжетно-ролевые игры, которые проводятся ежедневно. В игры включаем элементы гигиенических знаний.

 Например: «Дочки-матери».  Во время этой  игры  дети учатся называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учатся правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками, обязательно мыть руки перед едой, учатся последовательно раздеваться и одеваться. Для закрепления навыков личной гигиены создаем  различные игровые ситуации.

 Например: в гости  к малышам приходил Хрюша – Грязнуля. Он бегал по группе, хватал грязными руками игрушки, разбрасывал их. Дети подходили к нему и просили посмотреть на себя. Ребята с удовольствием ему рассказывали, что за игрушки грязными руками браться нельзя. Руки, волосы, лицо и одежду нужно всегда содержать в чистоте, а если будешь таким грязным, то будешь часто болеть, некрасиво быть неряхой. Дети с удовольствием помогали Хрюше – Грязнуле привести себя в порядок и потом с ним играли.

Гигиенические знания закрепляем в организованной образовательной деятельности. Для этого используем дидактические игры, такие как: «Искупаем куклу Катю». Здесь мы помогаем запоминать и употреблять в речи названия мыльных принадлежностей, последовательность действий с ними, «Оденем куклу Машу на прогулку», во время этой игры привлекали детей называть элементы одежды, последовательность одевания.

         Для того чтобы научить убирать игрушки на место обыгрывайте  упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки?» и т.д.

Также нами используются дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания), дидактические игры «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле», «Что ты можешь о них сказать», «Умывалочка», «Почистим зубки», «Фонтанчик», «Угостим кукол чаем», «Кукла Маша идет на прогулку», «Мыльные перчатки», «Делаем прическу» и т.д.

Наряду с этим применяются приёмы: чтение художественных произведений (К.И.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»), составлена и постоянно используется картотека художественно – словесного материала, в которую входят потешки о гигиене, для одевания, при умывании, пальчиковые игры на тему «Одежда и обувь».

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых, он начинает подражать их привычкам и манерам. Трудно убедить малыша, что нужно аккуратно складывать свои вещи, чистить обувь, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. Правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением. Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если воспитателей поддержат родители.

 

3.Обсуждение анкет

Дети стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?». Давайте попробуем определить это. Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.

Анкета для родителей

Навыки самообслуживания у детей младшего возраста

 Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой ( опрятность)

 

 

Старается быть аккуратным в быту

 

 

Может кушать самостоятельно

 

 

Может пользоваться носовым платком

 

 

Может раздеваться

 

 

Может  одеться

 

 

Складывает свои вещи

 

 

Может убрать за собой игрушки

 

 

Моет и вытирает руки

 

 

Ходит в туалет

 

 

Просит ли помощи если что-то не получается?

 

Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие дети прибегают к помощи взрослого при одевании, раздевании, при приеме пищи, устраняют неполадки в одежде, но меньшая часть детей многие действия выполняют самостоятельно.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.  Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место

- выполнять небольшие поручение взрослых.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

- приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,

- выделить место для хранения предметов туалета,

- постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

4.Ситуация для анализа.

Письма от родителей. Ответы на вопросы.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация:

- Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «без цельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам! ». мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступила мама? (ответ родителей)

В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам! » - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

5.Игра для активизации родителей «Список прилагательных»

Цель: выяснить, что родители знают о навыках своих детей, что их дети должны уметь в раннем возрасте.

Ход игры: Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Каким вы видите своего ребенка, который владеет навыками самообслуживания?

Родители предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д.) Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение. Каким путем можно это достичь?   - это создание условий чтобы был пример для подражания, несложные действия позволяет ребенку совершать все самостоятельно, хвалить за каждое даже незначительное достижение и тогда у ребенка много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Необходимо сформировать у малыша привычку и почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции.

Родителям предлагаем потешки и стишки, а они подумают к какому гигиеническому навыку применить этот стишок. (стихи прилагаются)

 

Потешки.

Утренние потешки.

Просыпаемся, умываемся.

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Мама поцелует!

Просыпайся дочка! (славный мой сыночек)

Как тебя люблю я!

 

Мы проснулись, мы проснулись.

- Сладко-сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Да водичку найдем.

 

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Кушаем с потешкой.

Это ложка,

Это чашка.

В чашке гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

 

Пышка, лепешка,

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

 

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед,

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

 

Купаем малыша с потешкой.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

 

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг,

В ванне ножкой- дрыг, дрыг!

 

Будет мыло пенится,

И грязь куда-то денется.

 

Кран откройся,

Нос умойся,

Мойтесь сразу

оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся шейка!

Шейка мойся

хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь смывайся!

Грязь смывайся!

 

Одевание, раздевание

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

 

Тушки-тутушки,

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки.

 

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

 

Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

А засну я сам!

  1. Памятка для родителей

1.Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

2.Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

3.Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

4.Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

5.Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

6.Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

7.В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

8.Старайтесь использовать игровую ситуацию.

9.Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

  1. Принятие решения собрания.

 

 

Документы для скачивания