a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по развитию слухового восприятия и речи детей после кохлеарной имплантации

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-09-06 08:54:09

Документы для скачивания

Пояснительная записка

Программа предназначена для развития слухоречевого восприятия  и речи  детей после кохлеарной имплантации, рассчитана  на 3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели.  

Цель программы: развитие слухового восприятия ребёнка с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию, как основы для естественного развития  речи  и языка.

Задачи начального периода:

  • вызывать у ребёнка интерес к окружающим звукам, голосу человека, учить слушать и анализировать, выполнять действиям со звуками.
  • вызывать интерес к звуку своего голоса, желание пользоваться голосом для общения.

К концу начального периода малыш

  • проявляет активный интерес к окружающим звукам;
  • реагирует на звуки разной высоты, длительности и  громкости, в том числе тихие (шепот);
  • узнаёт знакомые звуки и слова.

Длительность начального периода зависитот:

-  Наличия у ребенка слухового опыта (использование СА). При отсутствии такого опыта малыш медленнее адаптируется к новым ощущениям.

- Оптимального уровня настройки процессора КИ. Определение параметров настройки зависит от адаптации ребёнка к КИ, подготовленности его  к процедуре настройки. 

- Наличия у ребенка сопутствующих психических нарушений (нарушения зрительного внимания, задержка психического развития, эмоционально-волевая незрелость).

 - Наличия интенсивных занятий с сурдопедагогом и родителями по развитию у ребенка слуха с КИ. Особенно важную роль при этом играют родители, которые должны постоянно привлекать внимание к окружающим звукам и вызывать у него к ним интерес в течение всего дня.

Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)

  • развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным
  • правильный подбор уровня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка)
  • ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе
  • ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию
  • занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

Задачи основного периода:

  • учить обнаруживать появление звука;
  • учить различать звуковые сигналы (речевые, неречевые);
  • учить различать звуки по громкости, длительности, высоте;
  • учить произносить все звуки речи;
  • учить контролировать с помощью слуха свой голос;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать слуховую и слухоречевую память, накапливать пассивный и активный словарь;
  • развивать у ребёнка желание общаться речью.

За основной  периода у ребенка должны быть достигнуты оптимальные и достаточно стабильные параметры настройки процессора КИ, а главное,  сформированы все мозговые механизмы анализа звуков и речи.

К концу основного периода

  • Ребенокдолжен уметь:
  • обнаруживать разные звуки в разных ситуациях, в том числе тихие звуки, звуки в шуме;
  • различать разные признаки звуков (тихий/громкий, один/много, длинный/ короткий);
  • различать при парном сравнении, узнавать при закрытом и открытом выборе гласные и согласные звуки речи;
  • узнавать голоса знакомых людей, интонацию;
  • связывать звуки с определенными предметами и действиями, которые их вызывают;
  • связывать слова с предметами, их свойствами, действиями, понятиями, которые они обозначают.
  • У ребёнка развивается:
  • непроизвольное и произвольное слуховое внимание;
  • слуховая и слухоречевая память, он постепенно запоминает разные окружающие звуки и часто слышимые слова и фразы;
  • формируются слухо-двигательные координации, необходимые для контроля своей речи.

Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей. Дальнейшее слухоречевое развитие и, соответственно коррекционная работа, проводится в рамках развития у ребенка речевой системы

(накопления пассивного и активного словаря, развития и формирования грамматической системы языка, использования речи для общения)

Задачи языкового периода  восприятия речи и собственной речи:

  • продолжать развивать слухоречевую память;
  • продолжать работу по накоплению словаря;
  • обучать грамматике;
  • развивать диалогическую речь, учить понимать и отвечать на вопросы;
  • учить связной речи;
  • совершенствовать управление голосом, звукопроизношением с помощью слуха;
  • учить читать и понимать прочитанное.

В языковой период  у  ребенка продолжается совершенствование процессов слухового анализа звуков и речи.

Ребёнок

  • быстрее обрабатывает речевую информацию;
  • лучше понимает речь и узнает звуки в шумных условиях;
  • лучше запоминает новые слова, происходит дальнейший рост пассивного и активного словаря, в том числе и спонтанно;
  • начинает частично понимать речь, не обращенную к нему;
  • понимает речь, произносимую разными людьми, по телефону.

Задачи  периода развития связной речи и понимания сложных текстов.

  • Продолжать накапливать словарный запас
  • Улучшать грамматический строй речи
  • Расширять общие понятия об окружающем мире

Показателем достижения четвёртого периода является:

  • умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях,
  • умения общаться с разными людьми с помощью речи.

 Этот этап речевого развития детей с КИ аналогичен периоду развития речи, который характерен для нормальнослышащих детей в возрасте старше 7 лет.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание коррекционной работы

по развитию слухового восприятия и речи

 детей после КИ

Тема

Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков, слов

1

Выработка УДР

2

Различение и узнавание :

 

 - звучания музыкальных и инструментов

 

- звуков дома

 

- звуков улицы

 

- звуков издаваемых человеком

 

- звуков животного мира

3

 Различение звукоподражаний

4

Различение характеристик неречевых и речевых звуков:

 

 - количество (много, 1, 2, 3,...)

 -  долгота (долго — кратко)

 - слитность (слитно — прерывисто)

 - высота (низко — высоко)

 -  громкость (громко — тихо)

 - локализация звука (сверху, снизу, справа, слева)

5

Различение ритмических рисунков слов

6

Различение и узнавание слов

 

Различение и узнавание слов с разной слоговой структурой

 

Различение односложных слов

 

Различение многосложных слов (слова из двух, трёх слогов)

Различение часто используемых слов и простых фраз

 

1

Моя семья

2

Игрушки

3

Части тела и лица

4

Овощи

5

Фрукты

6

Еда

7

Посуда

8

Одежда

9

Обувь

10

Головные уборы

11

Мебель

12

Бытовая техника и вещи в доме

13

14

Инструменты

Домашние животные и их детеныши

15

Дикие животные и их детеныши

16

Домашние птицы

17

Птицы

18

Насекомые

19

Растения

20

Транспорт

21

Профессии

22

Глагольная лексика

23

Числительные (один – много, 1 …….. 10 и т.д.)

24

Цвет

25

Размер и величина, антонимы

26

Антонимы

27

Различение простых фраз(при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более)

28

Узнавание предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним словом (при закрытом выборе из 3-х и более предложений)

 

Развитие фонематического слуха

 

 

Различение изолированных звуков и слогов

1

 «Ш», «С», «Ч»

2

 «А», «И»

3

 « О», «У»

4

 «А», «М», «Р»

5

 « Н», «В», «З»

6

 «А», «С»

7

 «У», «Ч»

8

 «У», «М»

9

 «Ш», «К»

10

ау-уа; ум-му; ля – я; е-ле, ю-лю, ё-лё, да-га

 

Определение наличия заданного звука в слове.

1

в начале слова

2

в  конце слова

3

в  середине слова

 

Узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова.

 

Определение места звука в слове.

 

Подбор слова на заданный звук.

 

Различение слов похожих по звучанию

Распознавание устной речи

1

Расширение словарного запаса:

- ответы на вопросы,

- выполнение сложных поручений,

- наречия,

- междометия в речи.

2

Грамматические представления:

- предлоги,

- наречия,

- союзы,

- один и много,

- время глаголов.

3

Тренировка понимания вопросов.

4

Тренировка понимания многосоставных инструкции и высказываний.

5

Узнавание слов и предложений, произносимых

в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса

6

Восприятие и понимание устных текстов.

7

Восприятие просодической информации в речи

-интонация

- положение ударного слога в слове

- положение смыслового ударения

-эмоциональное состояние говорящего

-определение мужских, женских, детских голосов

-индивидуальных особенностей голоса

8

Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе.

9

Узнавание  слов с одинаковой слоговой структуройпри открытом выборе.

10

Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе, произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии, шёпотом.

11

Узнавание слов с разной (одно-, двух-, трехсложные) и одинаковой слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне шума.

12

Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги), при закрытом и открытом выборе в шумах.

13

Тренировка восприятия речи по телефону.

 

Литература

  1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.
  2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша,  2010.
  3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.
  4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПбНИИуха, горла, носа и речи, 2006.
  5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.
  6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

 

 

 

 

Приложение №1

Развитие слухового восприятия

  1. Звуки окружающего мира.
  • Звуки дома

Звуки

Речевой материал

Пылесос

Стиральная машина

Щелчок (включение/ выключение) выключателя света

Звонок в дверь

Стук в дверь

Тиканье часов

Звон ключей

Звук, бегущей воды в раковине

Звук, капающей воды в раковине

Звук, спускаемой воды в унитазе

Звук, наливаемой воды в чашку

Стук ложки в чашке при помешивании

Звон посуды при мытье

Шум фантика конфеты (шоколадки)

Шуршание бумаги

Удар мяча об пол и стену

Шипение масла на сковороде

Пылесос шумит, гудит

Стиральная машина шумит

Свет включён (выключен)

 

Звонят в дверь

Стучат в дверь

Часы тикают (идут)

Ключи звенят

Вода бежит

Вода капает

Вода шумит

Вода шумит

Ложка звенит

 

Посуда звенит

Фантик шуршит

 

Бумага шуршит

Мяч ударился о стену, об пол

Масло шипит

 

  • Звуки человека, голоса животных и птиц

Звуки

Речевой материал

Смех ребёнка

Плач ребёнка

Шаги человека

Хлопанье в ладоши

Мужской голос

Женский голос

Детский голос

Кашель

Храп вовремя сна

Лай собаки

Мяуканье кошки

Кудахтанье кур

Крик петуха

Блеяние коз (овец)

Мычание коровы

Ржание лошади

Хрюканье свиньи

Гогот гусей

Кряканье уток

Ребёнок смеётся

Ребёнок плачет

Человек идёт

Хлопает в ладоши

Говорит мужчина

Говорит женщина

Говорит ребёнок

Человек кашляет

Человек храпит

Собака лает

Кошка мяукает

Курица кудахчет

Петух кукарекает

Коза (овца) блеет

Корова мычит

Лошадь ржёт

Свинья хрюкает

Гусь гогочет

Утка крякает

 

  • Звуки музыкальных инструментов (барабана, бубна, гармошки, деревянных ложек, дудочки, металлофона, колокольчика, маракасов)

 

  • Звуки на улице

Звуки

Речевой материал

Движущаяся машина

Тормозящая машина

Звук мотоцикла

Звук самолёта

Сигнал машины

Машина едет

Машина тормозит

Мотоцикл едет

Самолёт летит

Машина сигналит

 

 


 

Приложение № 2

Речевой материал

для развития слухоречевого восприятия у детей  с КИ

 

1 слог

2 слога

3 слога

лист

рыба

автобус

торт

кровать

пуговица

мяч

арбуз

цветочек

жук

кактус

конфета

шар

носки

градусник

сыр

очки

самолёт

круг

лейка

велосипед

хлеб

лампа

лестница

дом

книга

кастрюля

стул

лодка

карандаш

стол

утюг

кораблик

гриб

чайник

лягушка

пень

пчела

бабочка

рак

чашка

морковка

лук

шапка

снеговик

ёль

окно

гусеница

зонт

ведро

зеркало

мёд

часы

барабан

 

 

автобус

 

 

 

Приложение № 3

 

Различение многосложных слов (слова из двух, трёх слогов)

Различение слов

при выборе из двух типа: дом – собака, мяч-бумага, стул-карандаш, шкаф-лопата, нож-посуда, сок-бабочка, жук - яблоко, гриб- апельсин, лист-дерево, суп- кастрюля, сыр- колбаса, торт-молоко, чай-котлета, лук-капуста, шарф-одежда, шар- аппарат и т. д.

при выборе из двух типа: дом-тапки, мяч-ноги, стол-папа, чай-ложка, пить-стакан, круг-чашка, стук-слушай, спать-мама, ключ-бежит, дверь-ручка, гриб-мальчик, шарф-шапка, мел-тетрадь, лес-гулять, пол–кошка и т. д.

при выборе из двух типа: дядя- бабушка, тётя-дедушка, думай-голова, ложка-лимон, малыш-ребята, идёт-улица, язык-говори, тетрадь-комната, семья-девочка, руки-телефон, масло-лимоны и т. д.

при выборе из трёх типа: дом-тетрадь-собака, мяч-ноги-ботинки, стол-дядя-собака, круг-чашка-тарелка, стук-слушай-хорошо, кот-бежит-картина, нос-длинный-голова, газ-смотри-самолёт, чай-куртка-бабушка, дверь-носки-машина, шарф-надень-холодно, шар-мальчик-танцует, мел-тетрадь-нарисуй, кран-руки-поливать, суп-лицо-обедать, есть-каша-колбаса, соль-вода-капуста, нож-часы-отрезать и т. д.

 

Оставить комментарий: