a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию "Фиксики"

Автор: Гудкова Елена Васильевна Опубликовано: 2019-09-08 14:51:05

Документы для скачивания

Содержание

 

1

Пояснительная записка

стр.3

1.1

Цели и задачи

стр.4

1.2

Календарный учебный график

стр.5

1.3

Учебный план

стр.5

1.4

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

стр.6

2.1

Учебно-тематический план

стр.6

2.2

Содержание учебно-тематического плана

стр.8

3

Методическое обеспечение программы

стр.12

4

Список литературы

стр.13

 

1.Пояснительная  записка.

 

        Дополнительная  образовательная  программа  по познавательному  развитию «Фиксики» (далее Программа) носит инновационный характер. Программа ориентирована на развитие интеллектуальной, действенно-практической, культурно-эстетической и эмоционально-волевой сферы дошкольника, посредством включения информационных технологий в образовательную деятельность ребенка.

        Глобальный процесс компьютеризации охватывает все стороны нашей жизни и образования в том числе. Образовательный процесс обуславливает необходимость формирование компьютерной грамотности у ребёнка дошкольника. Использование инновационных компьютерных технологий способствует развитию интеллектуальной, творческой, речевой компетентности.

       Программа предусматривает  развитие алгоритмического и системного мышления, развитие творческого воображения. Развивает умение выделять и понимать знаки, систематизировать информацию, находить закономерности, следовать указаниям.

       Особую роль в программе отводится компьютерным играм, которые делают образовательный процесс увлекательным.

         Организованная образовательная деятельность проводится два раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью не более 25 минут, из которых 10-15 минут отводятся практической работе на компьютере. В содержание включается вводная беседа, освоение детьми теоретических навыков, гимнастика для снятия усталости глаз.

Программа обусловлена современными требованиями модернизации системы образования и потенциалом образовательного учреждения.

 

Нормативная документация

 

   -Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ « Об образовании в Российской федерации»;

 

 -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

 

  -СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» ;

 

  -Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

 

  -Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.14.№1726-Р.

 

 1.1.  Цель: создание условий  для  развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста с  использованием современных информационных технологий; 

Задачи:

-   формирование представлений о работе компьютера, способах управления событиями на экране, терминологии, что является обязательным компонентом компьютерной грамотности пользователя;

-   ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;

-   формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»;

-   ознакомление детей с такими понятиями, как: графика, последовательность событий, порядок действий, алгоритм, кодирование;

-   ознакомление с компьютерными играми и их правилами, развитие и совершенствование с их помощью процессов мышления;

-   развитие творческих способностей, речи, обогащение словарного запаса

-   воспитание  познавательной активности, умения работать в коллективе, потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.

    В программе участвуют дети от 5 до 7 лет.

    Срок реализации программы 1 год.

Формы проведения образовательной деятельности: занятие-игра, творческая мастерская, мастер-класс.

                            1.2.         Календарный учебный график

    Образовательная деятельность проводится два раза в неделю с 1 сентября по 30 июня  в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель. В соответствии со следующим объемом нагрузки:

 

№ п/п

этапы

Продолжительность образовательной деятельности

Количество образовательной деятельности в неделю

Объем образовательной нагрузки в месяц

Объем образовательной нагрузки по программе в год

1

Год обучения

25 минут

80 часов

Всего

80 часов

 

   Программа включает в себя 80 академических часов для каждого возраста и предусматривает три раздела:

- правила безопасного поведения в компьютерном зале и в работе с компьютерами;

- изучение компьютера и его возможностей (теоретическая подготовка);

- использование компьютера как средства познавательного, творческого развития (практическая подготовка).

 

1.3. Учебный план

                                             ( академические часы)

 

№ п/п

Разделы

Объем образовательной нагрузки за весь период обучения

1

Правила безопасного поведения в компьютерном зале и в работе с компьютерами

1,5/0,5

2

Изучение компьютера и его возможностей (теоретическая подготовка)

10/18

3

Использование компьютера как средства познавательного, творческого развития (работа на компьютере)

15/35

 

Итого

26,5/53,5

                                   Календарный учебный график

Образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 30 июня в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель.

 

1.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

                                                                                                                           

      В результате реализации программы воспитанники первого года обучения будут знать и уметь:

Уметь:

- осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом редакторе «Paint»;

- рисовать, конструировать с помощью графического редактора «Paint»;

- работать со вспомогательными частями компьютера;

- использовать в своей работе клавиатуру и мышь;

- уметь кодировать информацию;

- входить  и выходить из программ и игр;

- использовать главные знаковые клавиши enter, пробел, shift;

- применять полученные знания, умения, навыки в образовательной деятельности, в группе, в повседневной жизни, в домашних условиях и самостоятельной деятельности.

 

Знать:

- правила поведения в компьютерном классе,

- названия основных частей и дополнительных устройств компьютера, их применение;

-что такое компьютер; что такое информация, ее виды, 5 каналов получения информации;

- создавать графические изображения;

-что такое сопоставление, разрешающие и запрещающие знаки, алгоритм, закономерность, пиктограмма, множества, кодирование;

- виды графических редакторов, что такое палитра, инструменты палитры, способы рисования.

 

2.1. Учебно - тематический план

 

№ п/п

Тема программы

Теория

Практика

Всего

1.

Правила поведения и техника безопасности

1,5

0,5

2

1.1

Здравствуй класс компьютерный! Правила поведения в компьютерном классе.

1

 

 

1.2

«Нам компьютер верный друг!». Техника безопасности при работе с компьютером

0,5

0,5

 

2

Знакомство с компьютером

10

18

28

2.1

«Для чего нужны компьютеры?»

1

 

 

2.2

Компьютер и его части: устройство «монитор».

1

0,5

 

2.3

Средства управления - «мышь» Введение понятия «алгоритм».

1

0,5

 

2.4

Рабочий стол.

1

1

 

2.5

Путешествие по клавиатуре.

1

2

 

2.6

Графический редактор «Paint».

2

3

 

2.7

«Word», или Лягушонок на клавиатуре.

2

2

 

2.7

Устройство «Принтер» и его назначение.

1

1

 

2.8

Разновидности компьютерных игр.

 

8

 

3

Работа за компьютером.

15

35

50

3.1

Школа волшебников. Строчные  и заглавные буквы.

1

1

 

3.2

Маленькие наборщики.

 

1

 

3.3

Цифровой ряд клавиатуры.

1

1

 

3.4

Создание и редактирование текста.

1

2

 

3.5

В гостях у Пэйнтика, или веселая «рисовалка» (графический редактор «Paint».

1

2

 

3.6

Выполнение действий по алгоритму.

1

1

 

3.7

Палитра.

1

2

 

3.8

Раскрашивание замкнутого контура.

1

2

 

3.9

Основной цвет кисти и цвет фона.

1

2

 

3.10

Создание компьютерного рисунка.

1

2

 

3.11

Сохранение компьютерного рисунка.

1

1

 

3.12

Редактирование компьютерного рисунка.

1

2

 

3.13

Построение линий и фигур.

1

2

 

3.14

Выделение прямоугольной области.

1

2

 

3.15

Моделирование в среде графического редактора.

1

2

 

3.16

В творческой мастерской. Рисунок по выбору.

1

5

 

3.17

Развивающие игры на компьютере

 

5

 

 

                2.2. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Здравствуй класс компьютерный! Правила поведения в компьютерном классе.

Теория  1 ч.

Правила поведения и техники безопасности.

Тема 2. «Нам компьютер верный друг!». Техника безопасности при работе с компьютером.

Теория 0,5ч. Практика 0.5ч.

Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Презентация «Компьютер», иллюстрации по технике безопасности.

Тема 3. «Для чего нужны компьютеры?»

Теория 1ч.

Познакомить детей с разнообразием компьютерной техники, об использовании компьютера в разных сферах человеческой деятельности.

Тема 4. Компьютер и его части: устройство «монитор».

Теория 1ч. Практика 0,5ч.

Ознакомление с составными частями компьютера: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь. Знакомство с устройством «монитор». Развивающая игра «Найди пару».

Тема 5. Средства управления - «мышь».  Введение понятия «алгоритм».

Теория 1ч. Практика 0.5ч.

Ознакомление с манипулятором «мышь», понятием «алгоритм».  Игра «Собери цветочки для мамы».

Тема 6. Рабочий стол.

Теория 1ч. Практика 1ч.

Ознакомление  с содержанием рабочего стола.  Игра «Одень куклу по сезону»

Тема 7. Путешествие по клавиатуре.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Совершенствование навыка работы с клавиатурой и «мышью». Развивающая игра «Составь слово».

Тема 8. Графический редактор «Paint».

Теория 2ч. Практика 3ч.

Презентация «Рисуем в программе Paint» (знакомство с панелью инструментов, назначении, возможности, местоположении).

Тема 9. «Word», или Лягушонок на клавиатуре.  

Теория 2ч. Практика 2ч.

Ознакомление с программой  Word (окна программы, элементы окна, ввод текста, параметры шрифта и т д.)

Тема 10. Устройство «Принтер» и его назначение.

Теория 1ч. Практика 1ч.

Ознакомление с принтером, назначением и возможностями. Развивающая игра «Найди 10 отличий».

Тема 11. Разновидности компьютерных игр.

Практика 8ч.

Ознакомление детей с компьютерными играми.

Тема 11. Школа волшебников. Строчные  и заглавные буквы.

Теория 1ч. Практика 1ч.

Ознакомление с клавишей «Shift». Выполнение игровых упражнений с использованием компьютерной мыши. Развивающая игра «Раскрась картинку».

Тема 12. Маленький наборщик .

Практика 1ч.

Закрепление навыков работы на клавиатуре. Ввод текста строчными и заглавными буквами.  Развивающая игра «Буквы и звуки»

Тема 13. Цифровой ряд клавиатуры.

Теория 1ч. Практика 1ч.

Закрепление навыков работы на клавиатуре. Развивающая игра «Десять обезьянок».

Тема 14. Создание и редактирование текста.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Развивать умение работать с текстовым  редактором «Word». Ввод текста строчными и заглавными буквами, простейшие арифметические действия, редактирование текста.

Тема 15.  В гостях у Пэйнтика, или веселая «рисовалка».

Теория 1ч. Практика 2ч.

Ознакомление с панелью инструментов, развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть». Рисунок «Волшебная палочка».

Развивающая игра «Раскрась картинку».

Тема 16. Выполнение действий по алгоритму.

Теория 1ч. Практика 1ч.

Выполнение линейного алгоритма.  Развитие навыка работы с инструментом «ластик», с панелью команд: «файл» - «создать». Рисунок «Фоторобот»

 

Тема 17. Палитра.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Ознакомление с палитрой, инструментом «заливка». Рисунок «Бабочка и цветы».  Игра «Составь картинку»

 Тема 18. Раскрашивание замкнутого контура.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Совершенствование работы с инструментами «кисть», «заливка».

Рисунок «Ежик и грибы».

Тема 19. Основной цвет кисти и цвет фона.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Развивать навыки работы в среде графического редактора. Ознакомление с основным цветом кисти и цветом фона, с инструментом «Распылитель».  Закрепление навыков работы с инструментом «кисть», палитрой. Рисунок «Зимний пейзаж»

Тема 20. Создание компьютерного рисунка.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Закреплять навыки  работы в среде графического редактора, умения выполнять действия по алгоритму. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Развивающая игра «Составь картинку «Снеговик»

Тема 21. Сохранение компьютерного рисунка.  

Теория 1ч. Практика 1ч.

Ознакомление с панелью команд, с инструментом «пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Рисунок «Барашек».

Игра «Звуковое лото».

 

Тема 22. Редактирование компьютерного рисунка.

Теория 1ч. Практика 1ч.

Закрепление навыков работы с панелью команд. Рисунок «Курочка».

 

Тема 23. Построение линий и фигур.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Ознакомление с  инструментами «Линия», «Прямоугольник», «кривая линия». Рисунок «Морской пейзаж», «Воздушные шары».

 

Тема 24. Выделение прямоугольной области.

Теория 1ч. Практика 2ч.

Закрепление навыков работы в среде графического редактора. Рисунок «Космическое путешествие».

Тема 25. Моделирование в среде графического редактора.  

Теория 1ч. Практика 2ч.

Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования, работа с инструментом «выделение прямоугольной области». Рисунок «Многоэтажный дом», «Поезд».

 

Тема 26. В творческой мастерской. Рисунок по выбору.

Теория 1ч. Практика 5ч.

Закрепление навыков работы по программе «Paint».

Тема 27. Развивающие игры на компьютере .

Практика 5ч.

Выполнение разнообразных игровых упражнений, тренингов. Упражнять в умении играть в компьютерные игры.

 

3.Методическое обеспечение программы

  1. Ноутбуки – 6 шт.
  2. Колонки – 6шт
  3. Сканер.
  4. Принтер.
  5. Мультимедиа проектор, экран.
  6. Раздаточный материал для каждого ребенка.
  7. Дидактические игры.

 

                                        

 

                                           4.Список  литературы:

  1. Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова «Дошколёнок + компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет»: Дополнительное образование в ДОУ 2011 год.
  2. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. « Дошколенок +компьютер», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 г.
  3. Балабанова Л.К. « Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет», Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г.
  4. ГабдуллинаЗ.М. « Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет» Волгоград, издательство «Учитель», 2011 г.
  5. Мельникова В.В. «Ребенок и компьютер: избегаем опасности и извлекаем пользу»,Санкт-Петербург, ИД Литера, 2014г.
  6. Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Москва, Мозаика- Синтез,2013 г.
  7. «Мир информатики» А.В.Могилев, Ассоциация 21 век 2003 г.
  8. А.В.Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет» М: Изд.Дом РАО Баласс,
  9. А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников». - М.: изд.
  10. «Информатика. Математика. Логика» Ю.А.Соколова. - М: Изд-во Эксмо, 2004 г. - 224 с., ил. - (Готовимся к школе по интенсивной методике).
  11. Могилев А.В. Мир информатики. - М.: Ассоциация 21 век, 2003 г.
  12. Симонович С.В. Компьютер для детей. Моя первая информатика. - М.: Изд-во «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»,
  13. Зыкина О.В. Компьютер для детей. - М.: Изд-во Эксмо, 2004 г

Интернет ресурсы:

  1. http: //school-collection.edu.ru
  2. http://robotlandia.ru/abc/0101.htm , http://www.logozavr.ru
  3. www.klyaksa.net
  4. www.metod-kopilka.ru
  5. www.pedsovet.org
  6. www.uroki.net

 

Оставить комментарий: