a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа семейного клуба «Малыши – карандаши» с применением игровых технологий и проектов.

Автор: Грачева Наталья Михайловна Опубликовано: 2019-09-09 13:00:18

Документы для скачивания

 

Пояснительная записка

Семья – важнейший институт общества, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка с семьей является основой  психического развития. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.  Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей  Семейный клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

 

Цель создания и функционирования семейного Клуба: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период раннего дошкольного детства.

Задачи:

  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания,
  • осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.
  • сплотить родительский коллектив,
  • установить доверительные отношения между семьей и ДОУ

 

Принципы и подходы к формированию Программы:

  • Принцип эмоционального комфорта: создание на заседаниях клуба атмосферы, помогающей развивать творческий потенциал каждого родителя.
  • Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы участников клуба.
  • Принцип «здесь» и «теперь»: включение в содержание заседания клуба работу с «живым» содержанием.

Методы и приемы реализации Программы

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы: организация продуктивной совместной деятельности детей и их родителей, проведение мастер-классов.

 

Формы организации работы Клуба

  • круглый стол;
  • психологические тренинги;
  • практикумы;
  • решение педагогических ситуаций;
  • обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

 

Планируемые результаты реализации программы

  • сформируются определенные модели поведения с ребенком;
  • повысится уровень педагогических знаний и умений;
  • активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности воспитания детей;
  • установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста;
  • сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

 

Характеристика особенностей развития детей

от 1,5—3 лет

Все основные психические процессы – внимание, память, мышление – носят у ребёнка непроизвольный характер. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе деятельности.

Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.

Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, а в 2,5 года – 450, то в 3 года – это уже 800, а у хорошо развитых детей – более 1000 слов.

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная.

Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания. У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, – катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее – в уме – представить себе тот результат, который желательно получить в конце.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других.

Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но они должны и чувствовать, что с них требуют, призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.

Сверстник ещё не представляет для ребёнка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет.

Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребёнок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю; другой ребёнок наступил мне на ногу, он пролил компот на скатерть и т. п.

Заняться общим делом детям этого возраста ещё трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

 

Календарно – тематическое планирование

Тема

Цель

Форма проведения

Сентябрь

1

Адаптируемся вместе

Нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю.

Консультации

Оформление папки-передвижки

2

Совместная подготовка к учебному году

Вовлечь родителей в жизнь группы.

Беседы по подготовке к учебному году, обновление группового инвентаря, участка

3

Воспитание культурно – гигиенических навыков

Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.

Консультации

Оформление папки-передвижки

 

4

Первый раз в детский сад

(см. приложение)

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.

Родительское собрание

Октябрь

5

Осенняя ярмарка

Установление тесной связи педагогов и родителей для успешного воспитания и развития детей; укрепление отношений между родителями и детьми.

Совместный досуг, праздник

6

Осенние деньки

Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотографий.

Фотоколлаж

7

«Мой домашний питомец»

(см. приложение)

Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, способы ухода и общения с ними.

Совместный проект дети, родители, воспитатели.

8

Растим малыша здоровым

Пропагандировать здоровый образ жизни, изучить особенности отношения к здоровью в семье,дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период, пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.

Консультации

Оформление папки-передвижки

Ноябрь

9

Мини-музей

Привлечение внимания родителей к помощи оформления мини-музея в ДОУ; к совместному с детьми, посещению мини-музея.

Агитация родителей

В течении года

10

Стихи и потешки для развития мелкой моторики

Помочь родителям в правильном подборе материала.

Консультации

Оформление папки-передвижки

11

Мамочка любимая

Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Совместная работа родителей с детьми дома

Выставка портретов

12

Снежная сказка

Привлечь родителей к активной совместной работе в оформлении участка и постройки из снега.

Совместная постройка снежных фигур, оформление участка

Декабрь

13

Прогулка с детьми в зимний период

Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний.

Рекомендации

Оформление папки-передвижки

Мастер-класс для родителей во время прогулки «Подвижные игры зимой»

14

Чем занятьсяв выходные с детьми

Повышение педагогической культуры родителей.

Консультации

Оформление папки-передвижки

 

15

Мастерская Деда Мороза

 

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Выставка поделок

16

Праздник к нам приходит

Привлечь родителей к совместной подготовке к празднику, получить положительные эмоции от праздника.

Проведение новогоднего утренника

Январь

17

«Песочная терапия»

 (см. приложение)

познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обучающей деятельности детей дошкольного возраста.

Родительское собрание

Мастер-класс

18

Этикет для малышей

Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.

Консультации

Оформление папки-передвижки

 

19

Вредные привычки

Нацелить родителей на совместную работу по устранению «вредных привычек».

Консультации

Оформление папки-передвижки

 

20

Игра в жизни ребенка раннего возраста

Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего дошкольного возраста.

Консультация

Оформление папки-передвижки

Организовать совместные игры родителей в группе в вечернее время

Февраль

21

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья»

(см. приложение)

Формировать у детей понятие «Семья»; воспитывать нравственные качества к семье.

Совместный проект дети, родители, воспитатели.

22

Книга в жизни ребенка

Убедить родителей в важности семейного чтения и воспитания у детей интереса к чтению.Помочь родителям в правильном подборе материала.

Оформление для родителей уголка по речевому развитию

В вечернее время выставка уголка и консультация

23

Наши защитники

Создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования 23 февраля; укрепление детско-родительских отношений.

Видео-презентация сюрприз для родителей посвящённая 23 февраля

24

Развитие речи у детей раннего возраста

Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по развитию речи в семье и детском саду.

Консультации

Оформление папки-передвижки

Март

25

Мамины помощники

Создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования международного женского дня; укрепление детско-родительских отношений.

Видео-презентация сюрприз для родителей посвящённая 8 марта

26

Осторожно, весна!

Активизировать и обогатить знания родителей в области безопасности жизнедеятельности детей; какие опасности могут поджидать нас весной; предупреждение детского травматизма.

Распространение памяток, буклетов

 

27

Безопасность во время паводка

Активизировать и обогатить знания родителей в области безопасности жизнедеятельности детей

Распространение памяток, буклетов

 

28

Ребёнок на прогулке весной

Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в весеннее время года. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний.

Рекомендации

Оформление папки-передвижки

Мастер-класс для родителей во время прогулки «Подвижные игры весной»

Апрель

29

День космонавтики

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Выставка поделок

30

Путешествие в страну сенсорики

Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Консультация

Оформление папки-передвижки

 

31

Сказки для малышей

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы. Какие сказки лучше читать малышам.

Оформление для родителей выставки настольного театра и сказок.

В вечернее время выставка уголка и консультация

32

В царстве упрямства и капризов

Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет, наметить пути преодоления острых кризисных проявлений.

Консультация

Оформление папки-передвижки

 

Май

33

На парад!

Укрепление отношений между родителями и детьми; получить положительные эмоции от праздника.

Совместный досуг детей и родителей

34

Мама, папа я дружная семья

(см. приложение)

Формирование первичных ценностных представления о семье, семейных традициях, обязанностях; распространение опыта семейного воспитания детей; выявление мнения родителей об эффективности проведенных занятий. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года и что они должны подтянуть за лето.

Родительское собрание

Создание фотоколлажа родителями по теме собрания

Распространение памяток

35

Безопасность детей – забота взрослых

Советы по безопасности детей на дороге в летний период.

Распространение памяток, буклетов

36

Летний оздоровительный период

Ознакомить с правилами безопасности детей и планом работы на летне-оздоровительный период.

Распространение памяток, буклетов

 

 

Приложение

 

«Первый раз в детский сад»

http://gracheva_n_m.a2b2.ru/section/8285/item/59080

 

«Песочная терапия»

http://gracheva_n_m.a2b2.ru/section/8285/item/60560

 

«Мама, папа я дружная семья»

http://gracheva_n_m.a2b2.ru/section/8285/item/60561

 

Проект «Мои домашние питомец»

http://a2b2.ru/methods/41476_proekt_moy_domashniy_pitomec/

 

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья»

  1. http://a2b2.ru/methods/41475_tvorcheskiy_proekt_suzhetno-rolevaya_igra_semya/

Оставить комментарий: