a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству

Автор: Битиньш Анна Викторовна Опубликовано: 2019-09-10 10:03:40

 

Игры, обучающие детей музыкальной выразительности  посредством  культуры движений

                                     

Игра «Воротики».

 

Цель игры:  Обучить детей восприятию ритмического разнообразия  / долгие, короткие звуки/   посредством  движений под музыку.

 

Музыкальный материал:  «Марш» И. Дунаевского,

                                               «Полька» С.Рахманинова.

Движения, используемые в игре:

                   Энергичный шаг  на полной стопе.

                   Легкий бег на носочках.

 

Методика  проведения игры:

  • Дети делятся на первые и вторые номера.
  • Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
  • Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.
  • С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
  • Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами.
  • Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.

 

 

                                   « Передай мяч».

 

Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Музыкальный материал:  « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского   «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе  передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.

 

 

Методика организации игры

  • Дети стоят, образуя круг.
  • Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
  • Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

 

 

 

 

Примечания:

  1. 1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.

2 . В процессе игры очень важно, чтобы  дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.

  1. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

 

                                       Игра  « Жмурка».

                                                         

Цель игры: обучить детей восприятию  смены темпа в музыке и                                 точной реакции на нее  посредством движения.

Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.

Движения, используемые в игре:  легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.

 

Методика  организации игры:

 

  • Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
  • Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
  • Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
  • С окончанием музыки жмурка ловит детей.
  • Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
  • Игра повторяется несколько раз.

  

Примечания:

  1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
  2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
  3. Избегать столкновений.

 

                               Игра  «Верные друзья».

 

Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального  произведения  и согласовывать свои движения  с музыкой каждой части.

Музыкальный материал: Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».

Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом;  «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.

Методика организации игры

 

  • Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
  • Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
  • Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
  • Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.
  • Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.
  • Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.
  • Под музыку песни «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные  руки.
  • Побеждает та пара, которая сделает это первой.

 

Примечания

  1. Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике настроению и темпу.
  2. В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.
  3. Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.

 

 

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.

  

                                   Игра     «Круг и кружочки».

 

Цель игры: формирование  у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.

Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные движения рук и корпуса.

 

Методика организации игры

  • Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчет по номерам.
  • На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:

  - плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.

       - плавное  поочередное движение руками в стороны.

  • По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера, которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.
  • Далее педагог вызывает другие номера.

 

 

Примечания

 

  1. Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.
  2. 2. Избегать «шаркающего шага.

 

                                       Игра  « Змейка».

 

 

Цель игры:  формирование у детей представления о польке на основе некоторых ее элементов.

Музыкальный материал: «Полька» С. Рахманинова(1часть),      

                                                  «Вальс» А. Грибоедова (11 часть).

Движения, используемые в игре:

  1. Шаг польки.
  2. Шаг вальса
  3. Плавные движения рук.
  4. Покачивание корпуса.

 

 Методика организации игры

  • Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.
  • Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».
  • Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:

 -  плавные движения руками вверх-вниз перед собой.

 -  шаг вальса вперед-назад или в стороны.

  • С прекращением музыки все дети бегут на свои места.
  • Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.

 

Примечания

  1. Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты движений.
  2. Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над нравственно-этическими задачами игры.

 

                         Игра «Цветные звездочки».

 

Цель игры:  формирование у детей представление об элементах народного танца.

Музыкальный материал:  «Из – под дуба» р.н.п.

Движения, используемые в игре:

  1. Переменный шаг.

                                                        2.Шаг с подскоком.

Атрибуты:  Разноцветные  звездочки.

 

Методика организации игры

  • Музыкальный руководитель расставляет в зале 2ряда стульев параллельно друг другу. Расстояние между рядами  2метра, равное количество с обеих сторон.
  • Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.
  • В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звездочки.
  • Звучит 1 часть песни «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их места занимают соседние дети.
  • Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.
  • Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются обоим.
  • Играют все дети.
  • Побеждает команда с большим количеством звезд.

 

Примечание

  1. Оценивать не только скорость, но и качество исполнения
  2. Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.

             

                                Игра   «Забавная игра.

 

Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.

Музыкальный материал:  1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

  1. «Ах. Вы сени» р.н.п.

Движения, используемые в игре:

  1. «Ковырялочка» с притопом.
  2. Полуприседание с выбросом ног.
  3. Переменный шаг.

Методика организации игры

  • Все дети стоят в кругу со сцепленными руками, образуя «воротики».
  • Заранее назначенные солисты под музыку пробегают в воротики
  • С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
  • Игра повторяется несколько раз.

 

 

 

Примечания:

    

  1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.

     2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться

  1. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.

     4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно,  а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.

 

 

                          Игра   « Музыкальные загадки».

 

Цель игры: закрепление у детей  представлений о жанровом разнообразии  танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.

Музыкальный материал: 1. «Вальс»  П.И.Чайковский

  1. «Полька» С. Рахманинова»
  2. «Краковяк» М.Глинки.
  3. «Менуэт»  И.С.Баха.
  4. «Из – под дуба» р.н.п.

Движения, используемые в игре:

  1.    Шаг вальса.
  2. Шаг галопа.
  3. Шаг польки.
  4. Шаг менуэта.
  5. Переменный шаг.

Атрибуты: Картонные нотки.

 

Методика организации игры 

  • Воспитатель делит детей на несколько групп.
  • Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
  • Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
  • Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
  • Далее игра проходит под звучание другой музыки.
  • Побеждает команда, набравшая наибольшее количество ноток.

 

 

Примечания

  1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.
  2. Педагог должен подбодрить проигравших детей.
  3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.

 

 

              Игры,  развивающие у детей творческие

способности.

           Игра-импровизация «Веселый паровозик»

 

Цель игры:   Изображение   посредством   движений

паровозика с вагончиками и разнообразной растительности.

 

Музыкальный материал: аудиозапись « В деревню к бабушке поеду». Муз. Протасова.

 

Движения, используемые в игре:

                             1.Топочущий шаг.

                             2.Поступательные движения руками,                                                         согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.

                             3.Импровозационные движения детей.

 

Методика организации игры

  • Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый паровозик с вагончиками.
  • Педагог распределяет роли по желанию детей.
  • Обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа, например кустики- маленькие и густые, деревья большие и крепкие, паровозик веселый и гордый, а вагончики- любопытные.
  • Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
  • На вступление участники занимают свои места.
  • Звучит первая часть, во время которой паровозик и вагоны «едут» мимо деревьев и кустов, те приветливо наклоняются к ним.
  • На вступление деревья образуют круг- густой лес, паровоз стоит на станции.
  • Исполняется вторая часть паровозик проезжает по лесу в любом направлении.

 

                Игра – импровизация  «Щенок и бабочка».

 

Цель игры: Создание образов щенка и бабочек посредством движений.

 

Музыкальный материал: аудиозапись «Щенок и бабочка». Сборник «Ладушки».

 

Движения, используемые в игре:

                                                        1  Бег на носочках.

  1. Плавные взмахи руками
  2. Бег с подскоками.
  3. Импровизированные движения.

 

Атрибуты: Шляпки, шапочка для щенка, обруч.

 

Методика организация  игры:

 

  • Педагог предлагает детям отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и маленьким щенком.
  • Домик щенка отмечен обручем.
  • Вступление – щенок просыпается в своем домике, он радуется. Музыка А – щенок скачет вокруг своего домика, машет лапкой солнышку. Птички летают около него.
  • Музыка Б – к щенку подлетают любопытные бабочки, кружатся около него, поддразнивают и красуются своими крыльями.
  • Музыка В – Щенок догоняет бабочек.
  • Бабочка, которую он поймал, становится щенком.

 

 

Примечание: Важно, чтобы, убегая от щенка, бабочки не выходили из образа (легкий бег, плавные взмахи крыльями, нежность, хрупкость).

 

                      Игра- импровизация  «Звездопад».

 

Цель игры: Создание посредством движений образов цветов и звезд.

 

Музыкальный материал: аудиозапись  «Падают белые звезды» муз. Протасова.

 

Движения, используемые в игре:

  1. Легкий бег на носочках.
  2. Бег с подскоками.
  3. Переменный шаг в сторону и вперед.
  4. Свободные движения руками.
  5. Имповизационные движения

 

Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.

 

Методика организации игры:

  • 1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы.
  • Распределяются роли по желанию детей.
  • Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.
  • Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов
  • Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.
  • Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.
  • На окончание машу друг другу ладошками.

 

 

  Игра  удивительна…Она в разных формах  сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею  пронизан весь быт человека.

  Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность,  наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.

   По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.

  Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т.д./

  Народная  детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток,  соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны

  И хотя человек на протяжении всей своей жизни остается верен игре, все же само слово «игра»  неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством.

  Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко  эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности. Воображения, умения слушать, воспринимать, Оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.

    Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи  которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее  содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.

    Выразительность и музыкальность движений опирается   на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на  занятиях  /хорошая осанка,  пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.

К числу конкретных  задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:

  • Развитие чувства ритма;
  • Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
  • Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
  • Развитие музыкально-двигательной памяти.

Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно  условно разделить на три группы:

  1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях по ритмике.
  2. Танцевальные движения /шаг польки, галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./

      3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./

 

 Эти группы  движений объединяются  в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:

  • Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движения;
  • Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах в танцевальной музыке;
  • Игры, формирующие творческие способности детей.
  • Игры – хороводы.

Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.

   Хороводы повествуют о  природе, фольклорных персонажах, о повседневной жизни людей. Это доступно для детского восприятия, а значит,  может вызывать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной деятельности.

   Прежде чем начать разучивать с детьми хоровод-игру, педагог сам должен хорошо его освоить: разобраться в содержании игры, определить характер музыки, выучить песенный материал, а также проверить на себе движения. На подготовительном этапе педагог должен заинтересовать детей образами, вспоминая с ними необходимые детали.

   Затем педагог должен познакомить детей с песенным материалом хоровода, продумывая методику работы над ним. Хороводную песню разучивают заранее для того, чтобы они хорошо усвоили мелодию, содержание всех куплетов, это облегчит работу над композицией в  дальнейшем.

Далее можно приступать к знакомству с движениями и перестроениями игры-хоровода.

Документы для скачивания