a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация Тема: «Развитие профессионального самосознания педагогов через организацию работы в малых группах»

Автор: Серякова Марина Ивановна Опубликовано: 2019-09-16 18:58:23

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка( МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка) Консультация Тема: « Развитие профессионального самосознания педагогов через организацию работы в малых группах» Подготовила: ста рший воспитатель Серякова М. И. Кузнецк 2019 Тема: «Развитие профессионального самосознания педагогов через организацию работы в малых группах» План Развитие профессионального самосознания педагогов. Этапы работы. Организация работы педагогов в малых группах. Цель: Развитие профессионального самосознания педагогов через организацию работы в малых группах. Задачи: - О существлять дифференцированный подход в методической работе. - Выработать у воспитателей собственную педагогическую позицию в образовательной деятельности с детьми. - Повышать педагогическое мастерство педагогов. - Вовлекать педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. - Вооружить педагогов различными способами и формами организации образовательной деятельности с детьми. Результат: - Все члены педагогического коллектива получают удовлетворение от выработки общих решений, проявляют взаимное доверие. - Педагоги настроены на постоянный рост профессиональных умений и навыков, непрерывное образование и саморазвитие. - Переход педагогов от уровня соперничества друг с другом к атмосфере взаимного уважения, - Реализуются различные способы коллективного взаимодействия. - Педагогам предоставляется возможность самостоятельно находить решения вопросов взаимодействия с детьми в образовательных ситуациях. - Распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность детского сада. Механизм реализации: Информационно- аналитический блок( формирование банка данных) . Мотивационно- целевой блок( определение цели и задач предстоящей работы) . Планово – прогностический блок( прогнозирование результата предстоящей работы) . Организационно- исполнительский блок( творческие микрогруппы по работе над единой методической темой; микрогруппы по созданию газеты, буклета; микрогруппы по разработке схем, памяток, конспектов образовательной деятель ности, дидактического материала и другие) . Контрольно – диагностический блок( о беспечение оперативной помощи, достижение педагогического мастерства, повышение квалификации) . Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольной организации сегодня востребован педагог, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Именно поэтому акцент сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе. совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Профессиональный стандарт( Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013г №544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог») предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей. Сделать это можно с помощью четко организованной методической работы в ДОО. Методическая работа- часть системы непрерывного образования педагогов. Она должна быть ориентирована на достижение и подержание должного качества повседневной образовательной деятельности в ДОО и представление педагогам возможности себя реализовать. В каждой ДОО строится своя система повышения квалификации педагогов через самообразование и р азные формы методической работы. Целесообразно и спользовать различные формы организации педагогов. П ассивные формы методической работы сориентированы в большей степен и на мыслительную деятельность. Это семинары( теоретический, п роблемный, практикум) , конференции, дискуссии, лекции. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов. Для этого использовала такие формы, как педагогический квест, пед агогическая викторина, игра – путешествие с использованием интерактивного метода класте ра, мастер- класс, ярмарка методических идей и другие. Классификация форм методической работы имеет место в литературе. Но на практике не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные. Почему? А ответ прост: поскольку каждая из этих форм отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции. Наиболее эффективной формой повы шения квалификации педагогов детского сада, обеспечивающей создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня про фессионального мастерства, являе тся работа в творческих микрогруппах. Именно эта форма работы побуждае т педагогов к мыслительной и практической деятельности, т. к. они направлены не на изложение и воспроизведение новых знаний, а на самостоятельное овладение ими в процессе познавательной деятельности. Одинаковых педагогов не бывает, это всем известно и поэтому при формирование микрогрупп и участия в ней педагогов мы учитываем: - особенности профессиональной деятельности педагога( специальность, стаж, квалифицированность и т. п. ) . - индивидуально- типологические особенности личности педагога( общие и специальные способности и интересы, склонности, психофизиологические и интеллектуальные особенности и др. ) Существует условное деление педагогов на группы: 1- я группа Педагоги – исследователи Формы работы с ними: Педагогическая мастерская; мастер- класс; школа исследований; конкурс профессионального мастерства; школа передового педагогического опыта; наставничество; творческие отчёты; презентация авторской педагогической технологии; моделирование. 2- я группа Педагоги – стажеры Формы работы с ними: Конкурс профессионального мастерства; творческие группы; творческие отчёты; ролевая игра; интервьюирование. 3- я группа Молодые педагоги Формы работы с ними: Собеседование; временные творческие группы; педагогический практикум; консультация; школа дошкольных наук; наставничество; лист обратной связи. В основе деятельности названных выше дифференцированных групп лежат принципы СОПРОВОЖДЕНИЯ, УСПЕШНОСТИ и КРЕАТИВНОСТИ( ориентации на успех) . СОПРОВОЖДЕНИЕ понимается как: создание психологически комфортных условий для профес сиональной деятельности педагогов; · оказание педагогу всесторонней( педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др. ) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профил я к оказанию помощи педагогу; привлечение педагога к решению общезначимых задач развития детского сада, реализации программ, проектов и т. д. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества; обеспечение разноплановой и как можно более объективной( в том числе с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессион альной деятельности педагога; обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности, с одной стороны, и запросов, интересов, потребностей самого педагога, с другой стороны. УСПЕШНОСТЬ( ориента ция на успех) понимается как: актуализация “сильных сторон” деятельности педагога и спокойное преодоление “проблемных ситуаций”, возникающих в профессиональной деятельности; анонимность разрешения “проблемных ситуаций” возникающих в профессиональной деятельности педагога, непубличный характер решения проблем и публичный харак тер представления достижений; создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных “ситуаций успеха” для каждого педагога; активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов, создание “праздников успеха”. КРЕАТИВНОСТЬ понимается как: формирование потребности педагогов в тв орчестве и умений творчества; создание условий и возможностей для продуктивной творческой деятельности каждого педагога, независимо от уровня профессиональной подготовленности, опыта, интереса и склонности; широкое развитие творчества и инициативы педагогов, политика уважения и доверия к педагогам. Значение дифференцированного подхода  достаточно высоко,   поскольку   его использование в практике методической работы: «исключает неоправданную и нецелесообразную уравниловку; дает возможность эффективно работать с каждым педагогом; способствует реализации желания творческих педагогов быстрее и глубже продвигаться в самообразовании и развитии; позволяет учитывать индивидуал ьные запросы и интересы педагогов; повышает уровень «Я- концепции»: педагоги- новаторы утверждаются в своих способностях, сомневающиеся получают возможность испытывать успех; повышается уровень моти вации педагогов и многое другое. Этапы работы Первый этап. Создание и выявление у членов педагогического коллектива внутренней готовности к групповым способам работы, мотивированность на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия. Во- первых, педагогам необходимо предоставить возможность осознать свои личностные возможности, профессиональные качества. С этой целью целесообразно провести диагностику педагогов: - по выявлению перспектив каждого педагога; - оценке профессиональных качеств педагогов; - определению степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью детского сада и своим положением в нем; - изучению микроклимата коллектива. Второй этап. Постановка проблемы и работа над ней. Анализ работы на данном этапе. Важно заметить успехи каждого педагога со стороны старшего воспитателя, и тоже время предъявить эти успехи всем членам коллектива. Третий этап. Вооружение педагогов новым и современными технологиями работы с детьми. Четвертый этап. Демонстрация и обогащение опыта своей работы( Разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность всего коллектива, где каждый проявляет свои способности, испытывая чувство удовлетворения от успехов собственный самореализации) . Педагогам важно увидеть себя в зеркале мнений других людей, своих коллег. Значит, нужно создавать ситуации, когда педагог ставил бы под сомнение свои укоренившиеся системы оценок и самооценок, открывал неожиданные для себя стороны своего человеческого «Я». Как правило, с большим интересом воспринимается обсуждение таких проблем, как жажда одобрения и боязнь установки и самоустановки человека, проблема лидерства или почему одним нравится подчиняться, а другим командовать. Обсуждение этих и других про блем, подкрепленное выполнением практических упражнений помогает воспитателям осознать ту или иную проблему. Следующее направление работы было связано с возможностью воспитателя осознать себя в системе педагогического общения, межличностных отношений с детьми, коллегами, администрацией, родителями. На данном этапе отрабатывались навыки педагогического общения, анализировались ошибки в межличностном взаимодействии, развивались умения общения с детьми. Этим целям служило использование практических занятий, на которых решались педагогические задачи, выстраивались варианты, техники разговора с детьми на разных уровнях общения. Далее основная задача нашей работы заключалась не только в осознании педагогами себя в системе педагогической деятельности, но и оптимизации отношений в этой системе. Здесь основной упор следует делать на закрепление новых современных педагогических технологий, отработку умений самоанализа педагогической деятельности. Внутри малой подгруппы возникают благоприятные условия для сравнения своих возможностей с возможностями других, имеются оптимальные условия для беседы, поддрежки, поиска различных вариантов для решения проблем и заданий. Именно в малой группе наблюдается переход к признанию публичности отношений, что характеризуется особой выразительностью поступков, продуманностью решений и, наконец, желанием публичных выступлений. Возникает необходимость получить признание окружающих. Так выступления как зрелище порождают другую категорию зрителей –болельщиков. Старшему воспитателю остается взять на себя роль режиссера и только режиссера. Изменение степеней инициативы, ее проявление, р аспределение – как факт в данной ситуации сложившихся отношений внутри малых групп и между группами. В процессе ведения занятий практически невозможно предположить, как может сложиться та или иная ситуация. Если удавшимися приемами наполнена жизнь одной группы участников, то это не значит, что столько же успешностей можно ждать во второй. Хотя и возникает у ведущего желание соблазниться на подсказку – разъяснение, однако, поддаться искушению, значит разрушить работу группы. Предупредить ошибки – это предупредить успех. Во взаимодействии воспитателей в малых подгруппах нет легкоопознаваемого источника знаний, нет обучающего лица, процесс обучения развивается на языке действий, учатся все участники группы в результате активных контактов друг с другом. Комплектование микрогрупп может быть различным: - по типу «учитель- ученик»; - с учетом психологической совместимости; - с учетом творческих интересов. Важный момент в работе малых групп- это постоянная смена состава групп и способов организации их деятельности. Мы не просто играем, а постоянно останавливаемся, делаем записи наших шагов, обсуждаем, что не получается, для чего это нужно. Профессиональный рост обеспечивается мотивами, вытекающими из человеческих отношений. Человек мысленно примеривается к мнению тех лиц, уважением которых он дорожит. Работа в микрогруппах способствует развитию профессионального самосознания педагогов, повышению их творческого потенциала, инициативы, доброжелательности. Литература: Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М. : ТЦ Сфера, 2014( Библиотека журнала «Управление ДОУ») . Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: нормативные документы и практика. М. : ТЦ Сфера, 2018( Управление детским садов) . Газета «Детский сад. Управление» №8 2004год Статья Т. Погодина «Повышать квалификацию- объяснять практику»; Статья М. А. Федорова «Играть взрослым- это интересно и полезно». Интернет ресурсы.

Оставить комментарий: