a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Взаимодействие с воспитателями (семинары, мастер-классы, консультации)

Автор: Михеева Светлана Владимировна Опубликовано: 2019-09-19 09:25:40

 

Цель: Внедрять современные интерактивные технологии, способствующие активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Помочь найти наиболее эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрить их в социально-образовательное пространство дошкольного учреждения.

Содействовать сплочению всего коллектива сотрудников ДОУ от воспитателя до заведующей.

Совершенствовать умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивать способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, совершенствование ассоциативных механизмов мышления.

Распространение педагогического опыта  в ярко выраженной театрализовано – игровой форме.

 

План проведения:

  1. Теоретическая часть: Вступительное слово заведующей «Педагогическое мастерство – важная часть социализации ребенка через досуговую деятельность в детском саду». Блиц-опрос по мини-вопросам.
  2. Практическая часть: Деловая игра «Педагогический пробег»:
  • Организационный момент - старший воспитатель
  • Разминка « Алфавит»-педагог-психолог
  • Стартовая площадка «Строим театр» - старший воспитатель
  • Игра-тренинг«Хорошо–плохо»- старший воспитатель
  • Первая остановка «Аукцион знаний»
  • Вторая остановка Тренинг «Перефразирование»- учитель-логопед.
  • Третья остановка «Угадай-ка» (решение кроссвордов по театру)- старший воспитатель
  • Четвертая остановка «Мастер-класс актерское мастерство».

3.Проект «Олимпиада-  Сочи -2014» - презентация  работы творческой группы. Работа жюри

  1. Заключительная часть: рефлексия- подведение итогов игры.

 

Ход игры:

1 часть:  Вступительное слово заведующей

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть

известны люди,  мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,

 так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

 А. С. Макаренко

 

      Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.

         Сегодня мы рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС . Современные условия требуют работы в режиме нон-стоп, т.е. поддерживать и подстраивать к быстроменяющимся условиям жизни . Время идет вперед и уже миновав ФГТ мы движемся к ФГОС.  Это должно найти отражение и в работе всего ДОУ в целом.        

 

  Культурно-досуговая деятельность- это работа детского сада, - которая обеспечивает:

-Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;

-Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;

-Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;

-Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

-Формирование коммуникативной культуры дошкольников;

-Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;

-Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

      Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни! Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым , импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так! Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов - это три «И»: «Интеграция» - «Игра» - «Импровизация». Если педагоги владеют этими тремя «ключами», - значит они готовы к организации и проведению лёгких и весёлых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к переутомлению)

          И наша сегодняшняя встреча направлена на совершенствование мастерства педагогов, сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. И пройдет наша встреча не в традиционной форме, а в форме деловой игры посвященной одной из задач годового плана «Улучшить качество социализации детей путем подготовки и организации культурного досуга в рамках проектной деятельности». Потому что ,финалом детских проектов часто выступают- презентации, спектакли, выставки, театрализованные представления, поэтому теоретическая подготовка самих воспитателей в проведении досуговой деятельности детей в детском саду здесь имеет большое значение.

 Вопросы к аудитории педагогов :

1.А как вы думаете, какова главная задача культурно-досуговой деятельности в детском саду?

Главной целью культурно-досуговой деятельности в детском саду является ОТДЫХ и развлечение детей, поэтому подготовка должна быть у воспитателя , а не у детей. Дети могут принимать участие в изготовлении атрибутов, разучивании сценок, но ни как не в организации. Также это общение знаний за определенный отрезок времени. Развитие непроизвольного внимания к новым сведениям.

2.Как планируются развлечения в детском саду?

         Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и игровым репертуаром. Например, это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики), «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов). Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы воздействия с детьми и их родителями.

 

  1. От чего зависит содержание и форма развлечений?

       Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера; инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице; музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля, Выпускные…)

 

  1. Кто помогает организовывать досуги с детьми?

        На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает воспитателям в организации мероприятия, подборе музыки.

 

  1. Кого можно привлекать к проведению досугов в детском саду из вне?

       Важно привлечь к организации детских мероприятий родителей, бывших выпускников детского сада, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ.

Возможными формами досугов и развлечений. Которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки могут быть «Посиделки», Сам себе костюмер», «Мы играем и поём», «Танцевальное ассорти», «Кукольный театр»…. и др.

 

6.Что необходимо учитывать при планировании досуга?

 

При планировании досуга учитываются время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового Года может быть посвящён зимним забавам, осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме, в марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами, как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

 

2 часть: Организационный момент.

 

Заведующая: Сегодня наша встреча не совсем обычна и помимо теоретических знаний вам придется продемонстрировать ваши практические навыки работы с детьми в области культурно-досуговой деятельности.  И так вижу теоретически вы готовы, предлагаю, назначить «руководитель пробега» (руководитель игры, определяющий его остановки и дающий командам разрешение на продолжение маршрута) старшего воспитателя нашего ДОУ Михееву Светлану Владимировну и передаю ей слово ведущего.

 

Старший воспитатель: (руководитель пробега)

И так, вашему вниманию предлагается  деловая игра «Педагогический пробег»

Предлагается нашу встречу считать своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области досуговой деятельности детей. Руководитель игры  назначен. Участники т.е.вы воспитатели готовы можно начинать. Нам необходимо выбрать членов жюри, которые помогут нам оценить наши знания умения и навыки. Я предлагаю председателем выбрать нашу заведующую и специалистов ДОУ- педагога-психолога, учителя логопеда, музыкального руководителя и инструктора физкультуры.

           Далее я предлагаю вам разделиться на 2 команды для этого вам необходимо выбрать наугад карточку со словом  о составить известную пословицу, об отдыхе или труде.

          Команды определены , теперь подумайте и выберите название команде созвучно теме нашей встречи. Руководитель пробега» дает целевую установку:

Командам двигаться каждой по своему маршруту и отвечать на предоставленные задания и вопросы. При правильном ответе на вопросы получать балл на импровизированном табло и разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, приходит к финишу и наберет больше баллов (выполненных заданий).

Педагог-психолог: И так в начале нашего пробега я предлагаю вам разминку «Алфавит». Вам необходимо встать в круг . Для выполнения этого упражнения вам необходимо знать наш алфавит. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникающую у него  в ответ на прозвучащее слово, но только начинающееся уже на букву «Б» следующую в алфавите. Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит.

 

 Ст.вос-ль: Стартовая площадка «Строим театр»

Командам предлагается схематично выполненный дворец из множества кирпичей; «положить» кирпич в кладку», может тот, кто назовет 1 из параметров классификации досуговой деятельности в детском саду и пояснит его значение). Команды действуют по-очереди, работая маркерами разного цвета. И мы увидим, чья команда положила больше кирпичей в строительство нашего дома-театра.

Виды развлечений по степени активности участия детей

дети являются только слушателями или зрителями;

дети – непосредственные участники;

участники – взрослые и дети.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно­-досуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30–35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5–10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.

Виды развлечений по содержательной направленности

-театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;

-познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;

-спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;

музыкально-литературные концерты.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.)

Старший воспитатель: Здание мы построили,  движемся дальше. Я предлагаю Вашему вниманию тризовскую игру «Хорошо-плохо». Все мы понимаем положительные и отрицательные стороны досуговой деятельности с детьми в детском саду. Но наверно не отрицательные, а сложные стороны.

 Игра-тренинг «Хорошо – плохо».

 Команды поочередно вытаскивают из конверта смайлики , соответственно называя плюсы и минусы в известных им методах работы по досуговой деятельности с детьми.

( «+»

-Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;

-Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;

-Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;

-Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

-Формирование коммуникативной культуры дошкольников;

-Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств -интеграции различных образовательных областей;

-Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

«-  «

-много времени на подготовку

-сложность контакта с родителями

-изготовление костюмов и атрибутов

-сложность сотрудничества с родителями для подготовки к проведению досуговой деятельности

Ст.вос-ль: Смайлики закончились и обратите внимание,  что положительных у нас получилось больше.

Работа жюри.

Ст.вос-ль: Первая остановка «Аукцион знаний» . Для начала все таки подтвердим ваши теоретические знания в области  культурно-досуговой деятельности в детском саду.

 Предлагаются вопросы по организации театральной деятельности. Команды поочередно дают ответы (по одному), очко получает та из команд, которая даст последний правильный ответ. Все это мы будем фиксировать на нашем табло и члены жюри у себя в протоколах.

 

Вопросы:

  1. Что такое театрализованная деятельность в детском саду?

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участие в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

  1. Назовите план работы над сказкой:

 чтение сказки, показ музыкальных номеров, беседа по содержанию,

 обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки, чтение по ролям,

 работа с ведущим ребенком. Знакомство со вступлением,

 работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев,

 индивидуальная работа по ролям с фонограммой, разучивание танцев, закрепление,

 работа над танцами, с фонограммой

 объединенная репетиция для всех участников спектакля, закрепление,

 генеральная репетиция

 премьера.

  1. В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений, спектаклей. Перечислите, что должно располагаться в уголке театрализованной деятельности?

 В уголке располагаются:

-различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.

-реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски,

-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал.

  1. Назовите основные правила при подготовки к спектаклю?

 В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей
  2. не навязывать своего мнения
  3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других
  4. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Ст.вос-ль:  Вторая остановка нас встречает наш учитель-логопед и предлагает вашему вниманию

Тренинг «Перефразирование».

 Логопед: Для проведения досуговой деятельности практически всегда используется литературный  материал, стихотворный или прозаический и для работы с детьми воспитателю необходимо самому владеть своей речью на высоком уровне. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает. Сегодня я хочу предложить вам  тренинг , который направлен на развитие вербальной коммуникации.

          Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.

У какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (совпадение ритмов, близость синонимов, соответствие уровней пафоса)

 

Работа жюри.

Ст.вос-ль: Третья  остановка «Угадай-ка»  Решение кроссвордов по теме «Театр». Я предлагаю вам для решения два кроссворда посвященных театру.

 Первая команда - решение кроссворда по теме «Драматический театр».

 Установка: Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать, как называют человека, который является автором пьесы (драматург).

 1 – юмористический жанр театрального искусства

 2 – страна, где зародился театр

 3 – театральное представление

 4 – первое представление пьесы

 5 - оформление сцены

 6 – работник театра, помогающий артистам «погрузиться» в эпоху

 7 – перечисление спектаклей данного театрального сезона

 8 – постановщик спектаклей

 9 – краткое содержание спектакля

Вторая команда - решение кроссворда по теме «Музыкальный театр».

 Установка: Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать, как называют человека, который пишет литературный текст оперы (либреттист).

 1 – театральный жанр, объединяющий музыку, танец и сценическое действие

 2 – тип голоса человека

 3 – прибор, который используют зрители в театре

 4 – танцевальное искусство

 5 – работник театра, создающий сценическую внешность актера

 6 – страна – родина оперы

 7 – маленькая опера комедийного характера

 8 – руководитель оперным спектаклем

 9 – композитор, автор музыки к балету «Щелкунчик»

 10 – зрительские места

Ст.вос-ль: Четвертая  остановка «Мастер-класс актерское мастерство».  Мы движемся дальше по нашему пробегу и на третьей остановке нас приветствует музыкальный руководитель нашего детского сада и здесь уже она предлагает вам свои задания.

Муз.рук:

       Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности, педагог, в первую очередь, сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать навыками режиссуры и основами актёрского мастерства.

         Давайте сегодня и мы сегодня над этим «актерским мастерством» немного поработаем. Я предлагаю вам побыть актерами и с помощью мимики и жестов  изобразить героя. Ведь задача воспитателя  - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа, а для этого необходимо все это делать самому. Вот вам необходимые атрибуты ( шапочки маски лисы и медведя) , вам необходимо показать каждая команда своего персонажа. Каждой команде необходимо изобразить своего героя, а наши члены жюри оценят ваши актерские данные. Один член команды читает текст, другие изображают героя.

Этюд « Сучок на тропинке» В. Лунин.

 

1 команда:

Тренди – бренди, тренди – брень!

По тропинке шёл медведь,

По тропинке шел медведь

На малину поглядеть.

На сучок ногою встал,

Поскользнулся и упал.

Растянулся – испугался,

Что в капкан ногой попался,

С перепугу задрожал,

Подскочил и убежал.

 

2 команда:

Трали – вали, чудеса!

По тропинке шла лиса,

По тропинке шла лиса

И глядела в небеса.

На сучок ногой ступила,

Поскользнулась и завыла.

Хвать его что было силы –

Только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса,.

Трали – вали, чудеса!

Ст.вос-ль: На этом наш пробег завершен, члены жюри могут начинать работать , а вам я предлагаю оценить работу нашей творческой группы воспитателей старших , подготовительных групп и инструктора по физической культуре. Представит нам свой проект руководитель творческой группы инструктор по физической культуре Немцова Е.В.

        Проект «Олимпиада Сочи -2014» - презентация  работы творческой группы воспитателей старших и подготовительных групп и инструктора по физической культуре.( презентация)

Работа жюри.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог-психолог:  Всем участникам предлагается несколько неоконченных предложений, которые они должны завершить каждый по своему усмотрению.

-Я научился…

-Я узнал, что…

-Я нашел подтверждение тому, что…

-Я обнаружил, что…

-Я был удивлен тем, что…

-Я был разочарован тем, что…

-Самым важным для меня было…

Заведующая : Оглашение результатов игры. Команды получили разные баллы, но сегодня наверно важен не числовой результат , а важно прежде всего общение всего коллектива, важно то, что в процессе игры вы уточнили и поняли еще раз какие то вопросы культурно-досуговой деятельности в детском саду.  Что главной задачей досугов в детском саду  является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни!

 

 

 

Ст.вос-ль: На этом наш пробег завершен, члены жюри могут начинать работать , а вам я предлагаю оценить работу нашей творческой группы воспитателей старших , подготовительных групп и инструктора по физической культуре. Представит нам свой проект руководитель творческой группы инструктор по физической культуре Немцова Е.В.

        Проект «Олимпиада Сочи -2014» - презентация  работы творческой группы воспитателей старших и подготовительных групп и инструктора по физической культуре.( презентация)

Работа жюри.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог-психолог:  Всем участникам предлагается несколько неоконченных предложений, которые они должны завершить каждый по своему усмотрению.

-Я научился…

-Я узнал, что…

-Я нашел подтверждение тому, что…

-Я обнаружил, что…

-Я был удивлен тем, что…

-Я был разочарован тем, что…

-Самым важным для меня было…

Заведующая : Оглашение результатов игры. Команды получили разные баллы, но сегодня наверно важен не числовой результат , а важно прежде всего общение всего коллектива, важно то, что в процессе игры вы уточнили и поняли еще раз какие то вопросы культурно-досуговой деятельности в детском саду.  Что главной задачей досугов в детском саду  является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни!