a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методические рекомендации «Активизация навыков культуры общения педагогов»

Автор: Серякова Марина Ивановна Опубликовано: 2019-09-21 08:14:28

Современная действительность выдвинула новые требования к профессиональной подготовке педагога, работающего в системе дошкольного образования. Возник вопрос  о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в котором есть реальная потребность. Реально востребованным и защищённым в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований.

Сегодня, когда  в современном обществе происходят изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, необходимость повышения профессионально-педагогической культуры педагогов обусловлена возрастающими требованиями к уровню  общекультурной и специальной подготовки участников образовательного процесса.

Большое значение для успешной педагогической деятельности имеет готовность и умение выстраивать отношения, вести активные диалоги с коллегами, решать педагогические ситуации и задачи. Для этого важна педагогическая культура педагога, его владение приемами и техниками делового общения.

Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в  сфере  дошкольного образования и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Таким образом, формирование культуры делового общения  в ДОУ приобретает в современных условиях существенный смысл и является составной частью  процесса профессиональных отношений.

Основное правило общения  в педагогическом коллективе гласит: "Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам".

Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Для приобретения перечисленных умений необходимы знания основ психологии, педагогики, физиологии, логики, риторики.

Педагогам необходимо уметь   свободно пользоваться разнообразными средствами дискуссии и убеждения  в их профессиональной  деятельности, владеть  культурой  делового общения, обладать  навыками  логичной и выразительной речи, эффективно воздействующей на собеседника в процессе коммуникации.

Умение педагогов целенаправленно формировать нужное впечатление о себе, умение слушать, аргументированно излагать свою точку зрения и нейтрализовывать эмоциональное напряжение, нередко возникающее в ситуациях общения с коллегами или родителями – все это является неоспоримым доказательством высокого уровня его культуры делового общения. И чем выше данный уровень у конкретного специалиста, тем большим  преимуществом и авторитетом он обладает.

Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура специалиста: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

  • словарный состав (исключаются жаргонные слова, диалектизмы);
  • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
  • произношение;
  • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
  • стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений.

Особых знаний, умений и навыков требует искусство  педагогов  выступать публично.  Сообщение  оратора обычно вызывает различную реакцию   слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие.  Хороший оратор обладает способностью по ходу  корректировать свою речь, добиваясь положительной  реакции слушателей. Конечно, делать это непросто. Умение педагогов  вести диалог и выстраивать деловые отношения на высоком творческом и культурном уровне еще не стало  профессиональным достоянием каждого участника педагогического процесса. Очень часто среди причин, препятствующих развитию данных навыков, педагоги  в числе прочих называют отсутствие соответствующей практики, а также низкую степень уверенности в себе.

Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность специалиста, в состав которой входят следующие навыки:

1)  умение вступать в контакт;

2)  умение задавать вопросы;

3)  умение вести «малый разговор»;

4)  умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений;

5)  умение услышать и понять интенции партнера;

6) умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить;

7)  умение передать партнеру, что его услышали и поняли;

8)  умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др.

 

Культура делового отношения является необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса. Овладение ей  позволяет ослабить многие организационные, психолого-педагогические, методические проблемы, создает благоприятные условия для каждого члена педагогического коллектива, способствует повышению имиджа  детского сада, положительной репутации.

 

Воспитатель, помни!

 

переступая порог детского сада и своей групповой комнаты, оставь плохое настроение за дверью!

 

Настоящий воспитатель – это человек высокой общей культуры. Народная мудрость гласит: « Слова убеждают, а пример вдохновляет…» Вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова,  дела и  поступки стали примером для подражания.

 

Сердечность, чуткость, справедливость, доброта, вежливость – обязательные профессиональные качества педагога.

 

Один из основных приемов общения – тонкое понимание своих воспитанников.

 

Воспитатель должен заботиться не только о содержании требований, но и о форме и тоне их предъявлений, так как не стоит забывать, что ребенок очень чувствителен.

 

Помните! Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливо наносят ребенку глубокую рану.

 

Завоевать любовь детей, – значит, жить их жизнью!

 

Помните об ответственности за жизнь детей и принимайте решение без спешки.

 

Оптимальность педагогического общения зависит от стиля, который выбрал воспитатель.

 

Педагог должен дать ребенку образец того общения, которым ребенок еще не владеет, и, опираясь, на  достигнутый уровень, как бы вести его за собой.

 

Не забывайте, что ключом к успешному воспитанию является высокая культура педагогического общения!

 

Документы для скачивания