a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации «Создание условий для речевого развития дошкольников»

Автор: Серякова Марина Ивановна Опубликовано: 2019-09-21 08:15:08

Документы для скачивания

Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту развитие речи выделено в отдельную образовательную область.

Основные цели и задачи этой области:

-свободное общение с взрослыми и детьми;

-овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

-развитие всех компонентов устной речи;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи;

 -воспитание интереса и любви к чтению;

 -развитие литературной речи;

-воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.

Педагог – образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании. Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах.

Вот основные.

  1. Общение
  2. Игры.
  3. Пение.
  4. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
  5. Труд: трудовые и речевые действия.
  6. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

 

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

 

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно развивается в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы. Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность.

 

Качества речи педагога:

-правильность

-точность

 -логичность

 -чистота

 -выразительность

 

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

       Насыщая групповое пространство, необходимо заботиться в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и общении.

      С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию, в группе должны быть оформлены центры:

 

         - Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели.

Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Центр книги должен быть в каждой группе.

Его задачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой, формирование и расширение представлений об окружающем мире. В оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главное условие, которое должно быть соблюдено, это удобство и целесообразность. Этот центр должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Книжный уголок располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Обязательно нужно продумывать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (настольные лампы) для вечернего чтения.

Чем старше возраст детей, тем больше в книжном уголке выставляется книг (младший возраст 4-5, старший 10-12). Нельзя определить точный срок пребывания на выставке отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения. В среднем срок пребывания книги в уголке составляет 2 -2,5 недели. В старших группах устраивают тематические выставки книг.

 Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина, книги С. Я.Маршака и т.д. Это может быть выставка книги для детей связанная с предстоящим праздником и т.д. Такая выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4 дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться.

 

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры: «Собери картинку», «Сложи сказку», «Какой эпизод исчез», «Чего в сказке не было», «Докончи фразу» и др., которые развивают связную речь, воображение, сообразительность, память, внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила, уметь проигрывать.

 

- В Центре «Мир грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Его содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастания сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие развитие высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.

Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:

 – артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;

 – дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

 – высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др. Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

 – фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;

– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.) ;

– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

 Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником.

Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем речевого центра можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

 Таким образом, использование центра «Мир грамотности» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной.

  

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по речевому развитию ребенка в семье возможно осуществлять через:

- Центр «Педагогических рекомендаций» («копилка полезных советов», «развитая речь – развитый ребенок»). Этот центр предполагает различные рекомендации, консультации, практические советы специалистов по развитию речи детей. Для того, чтобы родители знакомились с данной информацией, можно повесить магнитный планшет, на котором будет вывешиваться полезная для родителей информация «Сегодня мы советуем…»

- Центр «Интеллектуального и речевого развития» В наше время, время новых технологий и возможностей, время вступления в действие ФГОС, большую роль в сотрудничестве воспитателей и родителей по вопросам речевого развития детей выполняют интерактивные формы с использованием возможностей современного цифрового оборудования: работа с сайтом ДОУ, возможностями электронной почты, группой в социальных сетях.

Они актуальны в настоящее время, так как не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, часто торопятся и не успевают прочитать информацию в группе.

А дома всегда найдется минутка времени заглянуть на сайт, получить консультацию, выполнить задание, сделать упражнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, массаж языка и т.д. Это могут быть речевые игры и упражнения, которые были пропущены ребенком из-за болезни.

 - Центр «Художественной и методической литературы» В групповой библиотечке для родителей завести формуляры, чтобы отслеживать обратную связь. Видеть, кто заинтересован в развитии речи ребенка, а кому нужно подсказать, помочь, организовать на работу.

           - Центр обмена «Играем вместе» Создание игровых пособий по речевому развитию детей ,которые записываются на диски.

 

 Такие формы взаимодействия с родителями:

 -позволяют доступно передавать информацию о речевом развитии дошкольников;

 -создавать активно действующую, работоспособную систему поддержки семейного воспитания, через использование информационно-коммуникативных технологий;

-помогают решать актуальные проблемы речевого развития детей;

-включают родителей в образовательную деятельность по речевому развитию как равноправных и равно ответственных партнеров;

-помогают родителям в освоении продуктивных способов общения с ребенком;

 -повышают уровень информированности родителей в области речевого развития;

 -повышают активность родителей, как одного из субъектов образовательного процесса в ДОУ.

 

 

«Создание условий для речевого развития дошкольников»

(памятка для педагогов)

 

·            Создание развивающей предметно-пространственной среды;

·            Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

·            Повышение профессионального роста в вопросах речевого развития дошкольников;

·            Изучение состояния устной речи детей;

·            Участие родителей в речевом воспитании детей.

 

      С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию, в группе должны быть оформлены центры:

   - Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Книжный уголок располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Обязательно нужно продумывать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (настольные лампы) для вечернего чтения. Чем старше возраст детей, тем больше в книжном уголке выставляется книг (младший возраст 4-5, старший 10-12.) В среднем срок пребывания книги в уголке составляет 2 -2,5 недели. В старших группах устраивают тематические выставки книг.

- В Центре «Мир грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки.

Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:

 – артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;

 – дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.

– фонематический слух: игры на дифференциацию

– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков

– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по речевому развитию ребенка в семье, возможно осуществлять через:

- Центр «Педагогических рекомендаций» («копилка полезных советов», «развитая речь – развитый ребенок»). Этот центр предполагает различные рекомендации, консультации, практические советы специалистов по развитию речи детей. Для того, чтобы родители знакомились с данной информацией, можно повесить магнитный планшет, на котором будет вывешиваться полезная для родителей информация «Сегодня мы советуем…»

- Центр «Интеллектуального и речевого развития»  Информация о сайтах ДОУ, электронной почте, группах в социальных сетях. Дома всегда найдется минутка времени заглянуть на сайт, получить консультацию, выполнить задание, сделать упражнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, массаж языка .

 - Центр «Художественной и методической литературы» В групповой библиотечке для родителей завести формуляры, чтобы отслеживать обратную связь. Видеть, кто заинтересован в развитии речи ребенка, а кому нужно подсказать, помочь, организовать на работу.

   - Центр обмена «Играем вместе» Создание игровых пособий по речевому развитию детей, которые записываются на диски.

 

 

Оставить комментарий: