a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями слуха", г.Казань

Автор: Шевлякова Ирина Владимировна Опубликовано: 2019-10-06 21:07:51

 

"Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется 

играя, а в игре он познаёт мир"

 С.И. Мерзлякова

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы у ребенка начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, он приобретает первоначальные знания об окружающем мире.

Но как помочь ребенку с особыми потребностями увидеть, почувствовать, услышать всю окружающую действительность в полном её многообразии? Как помочь ему найти себя в этом мире, научить существовать и взаимодействовать в социуме?  И я выбрала средство, способное решить эти задачи – это развитие творческого потенциала, способностей каждого ребенка. А одним из самых ярких и чудодейственных способов развить в детях творческое начало – знакомство их с театром.

Многие знают, как любят дети, когда взрослый, чуть изменяя голос, начинает разговаривать с ребенком от имени игрушки. При этом малыш смотрит нам в рот, и верит, что говорит, конечно, кукла, а её просьба выполняется быстрее и с большим энтузиазмом, чем та же просьба мамы. Рассказанная куклой сказка или история  намного увлекательнее, шутки смешнее, замечания и советы запоминаются, принимаются близко к сердцу. Именно такие простые манипуляции с игрушками открывают для ребенка мир преображения, театра. И мир этот его завораживает.

Но глухим детям услышать это не дано. Это сказывается на их внутреннем мире. Детям с нарушением слуха трудно научиться, свободно выражать себя, быть самостоятельными и интересными внешнему миру. Тогда и пришла идея создания в дошкольной группе «Колокольчики» творческого проекта «Увлекательный мир театра», где особое внимание я уделила театрализованной деятельности, участвуя в которой глухие и слабослышащие дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется эмоциональный словарь неслышащего ребенка. Даже маленькая исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Театрализованная деятельность так же является для него источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий, приобщает его к духовным  ценностям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость и др.   

Невозможно  представить себе, насколько сложен процесс обучения и овладения словесной речью у глухого ребёнка. Без специальных занятий с сурдопедагогом речь просто не сформируется. При этом дети опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ. Таким образом, память совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебно-воспитательной, театрально-игровой деятельности.

В зависимости от того, как формируется речь – развивается и интеллектуальная сфера детей; их кругозор, познавательные процессы, мыслительная деятельность, а это, в свою очередь, влияет на развитие навыков коммуникации, на эмоциональное состояние, настроение детей.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей неслышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно - создание игровых зон для художественной деятельности детей (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами; включение неслышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую, а затем и театрализованную деятельность;  активное участие в культурно-досуговой деятельности: театральных сценках, сказках-миниатюрах и т.д.

Но мои ребята оказались в полной изоляции от мира слышащих детей, и это отрицательно воздействовало на разные стороны  их психического и личностного развития. В рамках реализации проекта для успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, гармоничного развития и становления личности детей с нарушениями слуха было выстроено сетевое взаимодействие с дошкольными учреждениями города Минусинска: МОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида, МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида».

Для сокращения «дистанции» между детьми с нарушениями слуха и слышащими сверстниками, педагогами было принято решение об организации и проведении совместных прогулок, игр в группах на базе образовательных учреждений.

Через  игру старались выстроить дружеские взаимоотношения между детьми. Нам было важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.  Как только малыши немного стали понимать и принимать друг друга, приняли совместное решение об участие в городском конкурсе «Театральная юность Минусинска».

Основная задача заключалась, чтобы каждый ребенок показал свои возможности, несмотря на имеющиеся те или иные проблемы.

Воспитателями началась организация подготовки (совместные репетиции, изготовление костюмов, атрибутов) к спектаклям:

- музыкальный спектакль по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (2017г.);

- спектакль по мотивам сказки С.Я Маршака «Кошкин дом» (2019г.).

Подготовка к каждому спектаклю была довольно долгой, около 3 месяцев.

Дефектологи и логопеды работали над произносительной стороной речи, мимикой и эмоциями маленьких актёров.

Родители активно включались в подготовку атрибутов, декораций и костюмов для детей.

Юные артисты выступали перед детьми, педагогами, родителями детских садов «Аленький цветочек», «Звездочка», «Минусинской  школы – интернат».

В результате воспитанники приняли участие в городском конкурсе-фестивале детских театральных коллективов:

- «Театральная юность Минусинска -2017», в номинации «Лепесток надежды» и заняли I место, а воспитанница школы  - интернат за участие в фестивале получила диплом «За лучшую женскую роль»; 

- «Театральная юность Минусинска -2019», в номинации «Лепесток надежды» и заняли I место, а воспитанник школы -интернат за участие в фестивале получил диплом «За лучшее актерское воплощение образа».

Радостные лица детей после спектакля, убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей красочностью, яркостью и динамикой. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение ребёнка к действующим лицам и их поступкам. Находясь в речевой среде, у глухих и слабослышащих воспитанников появляется стимул к словесному общению, к развитию навыков диалогической речи, преодолевается коммуникативный барьер и  пополняется социальный опыт.

 Кроме того на дошкольников, с нарушением слуха благотворно влияет коллективная  театрализованная   деятельность, направленная на целостное воздействие, на личность неслышащего  ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на развитие всех ведущих психических процессов; способствует его самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения.

Театрализованная  деятельность как средство коррекции и развития весьма актуальна и отражает перспективное направление современной сурдопедагогики, так как ребёнок с нарушенным слухом не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами.

 

Предыдущие материалы
Следующие материалы