a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Условия развития ребёнка от 1,5 лет.

Автор: Чернявская Лидия Николаевна Опубликовано: 2019-10-07 07:32:13

Документы для скачивания

Развиваем ребенка от 1, 5 до 2 лет – ничего ли Вы не упустили?   Развитие логики. «Собери только»( учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные- по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, т олько красные предметы и т. п. ) . Учиться сортировать предметы( п о форме, по размеру, по цвету) . Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части( в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать  самостоятельно  после двух лет) . Собери из частей – игры из мягких конструкторов( ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки- домик, грибочек и т. п. из 2- 3 деталей( самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка) : Игры с рамками- вкладышами и их бумажными аналогами: Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера: Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков: Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат»( такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) . Игры со всевозможными сортерами. Развитие внимания. Игра в «Найди пару»- с носочками, варежками, карточками( лото) . Игра «Что в этой комнате? »- по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т. п. ». Игра «Где в этой комнате»? ( найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т. п. ) . «Найди по звуку»- мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку. «Найди маму»- игра в прятки( мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе) . «Найди похожий узор»- разновидность игры «найди пару»- найди предметы( платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором( обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия) . Изучение свойств предметов: Большой- маленький. Названия цветов( как  базовых  – синий, красный и т. п. так и  нетипичных  – салатовый, розовый и т. п. ) . Изучение геометрических фигур( круг, квадрат и т. п. ) . Один- много. Горячий- холодный. Высокий- низкий. Вверх- вниз. Грустный- веселый. Твердый- мягк ий. Гря зный- чистый. Спереди- сзади. Сухой- мокрый. Колючий- гладкий- ш ершавый. Легкий – тяжелый. Лексические темы: Посуда. Рыбы. Растительность( деревья, кусты, трава, цветы, листья) . Машины. Кораблик. Домики. Цветы. Грибы. Мой дом( кухня, ванная, туалет, прихожая, гост иная, спальня, детская, шкафы) . Город( улицы, дома, дворики, проезжая часть, обще ственный транспорт, парки) . Овощи, фрукты. Продукты, еда. Животные домашние. Животные дикие. Одежда. Мебе ль. Птицы. Част и тела, части лица. Нас екомые( муравей пчелка и т. п. ) . Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи. Творчество. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами( лучше брать на водной основе( “washable”)  – они хорошо отстирываются) . Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются. Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде. Рисование пальчиками. Рисование губкой( полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски) . Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет- внутри листа вырезается простой силуэт- например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета( силуэты елочки, грибочков и т. п. ) . В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество. В игровой форме начинать учиться рисовать линии( вертикальные, горизонтальные) , ближе к 2 годам – кружки.   Важно  – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто- то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша. Ближе к двум годам  можно  начинать осваивать раскрашивание( тоже очень индивидуально- все- таки большая часть детей успешно осваивают это умение где- то после двух) . Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т. п. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге( выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т. п. ) , делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/ тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками( похожими на формочки от печенья) . В описанных навыках лепки все также индивидуально – что- то ребенок легко усвоит в 1, 5 года, что- то «придет» уже после двух – у всех по- разному. Аппликация из бумаги( различной фактуры) , аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги. Аппликация крупой. Аппликация на тесте( на тесто выкладываются различные предметы( фасоль, мозайка, желуди и т. п и вдавливаются в тесто- получаются интересные орнаменты) . Поделки, сочетающие в себе различные техники( лепка и моделирование, аппликация и лепка и т. п. ) . Моделирование. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек. Учиться делать аппликации из 2- 3 элементов( например:   домик  ( 3 элемента) – крыша, дом, окно;   дерево  ( два элемента) – ствол и листва) .   Важно:  сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов. Строить домики из конструктора( квадратик и треугольная крыша) . Играть в конструкторы по типу" Лего" ( спонтанное моделирование) . Развитие мелкой моторики в 1, 5 года. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией. Рвать бумагу. Развертывать «сюрпризы»( предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги) . Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам. Игра с сортерами, рамками- вкладышами. Учиться собирать губкой воду со стола. Учиться выжимать губку. Игры с пирамидкой( учиться нанизывать) . Учиться нанизывать бусы( специальные детские) . Игры с крупной мозайкой( ближ е к двум годам, индивидуально) . Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать. Игры с конструктором типа «Лего»( соединение деталей, разъединение деталей) . Игры с прищепками. Кубики – строить башни, строить д омики. Учиться открывать- закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску: Учиться складывать матрешки. Играть со стучалками и забивалками: Доставать мелкие предметы ложкой из блюда( сначала столовой ложкой- это легче, потом чайной) : Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды. Переносить округл ые предметы в ложке по комнате. Переливать воду стаканчиками( идеально – игр ать в ванной во время купания) . Переливать воду и з детского чайника в чашку. Вылавливать ша рики в воде маленьким ситечком. Взбивать мыльную пену венчиком( в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства) . Оставлять отпечатки на тесте раз личными фигурками и формочками. Рисовать палочк ой на земле или песке на улице. Рисовать пальчиком на манке. Клеить наклейки. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать. Игра «наклей фигурку на свое место»: Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки: «Копилка»- опускать различные предметы небольшого размера( пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках: Учи ться пищать пищащими игрушками. Б рызгаться брызгалками в ванной. Массировать пальчики массажным мячиком( наприме р в сопровождении с потешками) . Игра с мелкими предметами( если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т. п. Застегивать- расстегивать липучки( на обуви, в специальных игрушках) . Развитие речи и артикуляции. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные( ква- ква, бум- бум и т. п. ) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат( учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях) . Учимся дуть( выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т. п. ) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику. «Мама- радио»- стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел( давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т. п. ) . Стараемся говорить с ребенком медленно и четко( чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту   - как быстро вы заговорите на китайском?  ) . Читать книги. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи( мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет! ») - обычно это возможно осуществить в среднем- к двум годам( у всех индивидуально) . По возможности- побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям( скажи" дай! " , " скажи, что это" , " скажи, как мяукает кошечка" , и т. п. ) . Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания( " давай покачаем куклу, спой ей" а- а" , " побибикай машинкой- " би- би" , " попроси у мишки чашку, скажи, " дай, мишка! " и т. п. ) . Развитие музыкального слуха, чувства ритма. Логоритмика- танцы под музыку( например Железновых) . Игра на детских музыкальных инструментах( в том числе  самодельных) . Знакомимся с понятиями «громко – тихо»( играем на ложках, барабане громко- тихо) . Знакомимся с понятиями «быстрая- медленная музыка». «Прислушайся! ( прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т. п. ) . Знакомимся с понятиями «шум – тишина». Прослушивание классической музыки фоном. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение( «вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает-  мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности) . Просить ребенка выполнять просьбы шепотом( развивает слух –" принеси куклу, дай мячик" ) . Развитие сенсорики. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т. п. Аппликация из материалов разных фактур( гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т. п. ) . Ощупывание различных предметов дома( диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т. п. ) . Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т. п. ) Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани. Гимнастика и развитие координации. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др. «Пройди по комнате, не задевая предметов»- передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями. Учиться ходить по дорожке( из книжек, ленточек и т. п. ) . Перешагивать препятствия( высоко поднимая ноги) . Катать мячики, машинки. Кидать мячики. Учиться прыгать на месте( можно учиться прыгать на фитболе или батуте) . Бить по мячу ногой. Ползать по лабиринту( покупному или самодельному- из стульев и т. п. ) . 10. Лазать: на детской площадке( горки, стеночки и т. п. ) и дома: на спорткомплексе, на диван- с дивана, забираться на стул и т. п. 11. Учиться переносить различные предметы на подносе. 12. На улице – побольше ходить( но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет) . Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния( проверено миллионами мам трехлетних детей ) , если торопить события и «заставлять» ребенка ходить- это может негативно сказаться на развитии суставов и костей. 13. Ходить по наклонным поверхностям- в горку, с горки, по пандусу, по лестнице. 14. Толкать тележку, игрушечную коляску. 15. Тянуть за собой предметы на веревочке. 16. Играть с мамой в догонялки. 17. Игры на фитболе по возрасту. 18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками. 19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям( камушкам, каштанам, песку, траве и т. п. ) . 20. Учиться водить с мамой хоровод( ближе к 2 годам) . 21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках. 23. Учиться катать машинку через “тоннель”. 24. Играть в разные способы ходьбы( как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя) . 25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их. Ролевые игры. Положи куклу, мишку спать( качаем, поем а- а) . Покорми, умой куклу. Шофер  - отвези игрушку на машинке- грузовичке. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню. Стираем и развешиваем белье. Изображать других животных( ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т. п. ) . Развивающие упражнения в быту. ( Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания) . 1. Учиться есть ложкой( у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться»- т. е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку») . 2. Пить из трубочки, из чашки. 3. Учиться соблюдать чистоту во время еды( «учиться»- концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т. п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности. )   4. Учиться вытирать со стола. 5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку. 6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы( " помоги поставить тазик на место" ) . 7. Поливать цветы( лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом) . 8. Помогать маме развесить белье( подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой) . 9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран( клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу. 10. Снимать шапку, варежки( некоторым по силам снять носки и штаны) . 11. Помогать маме разбирать сумки после магазина( учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место) . Социальные навыки. Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки. Здороваться и прощаться( ручкой или голосом) . Жалеть( совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже) . Делиться и меняться( не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером) . Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками. Помогать маме( для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка- настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т. п. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т. п. Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем: Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост- мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали( вольно или невольно) хорошую развивающую среду( не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир( трогать, крутить, играть с множеством предметов) . И результат не заставил себя ждать! Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения « среднестатистического » ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом( иногда скачками) , поэтому может случиться, что какие- то навыки ему будет освоить сложнее( но только пока, именно на данный момент) , а какие- то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только- только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года. Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию. Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

Оставить комментарий: