a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Психологический практикум для родителей «Взаимоотношения детей и родителей»

Автор: Плужникова Светлана Климовна Опубликовано: 2019-10-07 15:37:32

Цели:

          1.Оказать родителям помощь в самоанализе  своего родительского поведения, нацелить родителей  на положительные моменты воспитания ребенка и формы проявления   любви к нему;

  1. Направить родителей в русло гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

  • Расширить возможности понимания своего ребенка.
  • Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
  • Выработать новые навыки взаимодействия и сотрудничества детей и родителей.
  • Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
  • Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.

 

Оборудование:   презентация,   плакаты с детскими рисунками: «Моя семья»

                                                   Ход практикума:

 

  Взаимодействие и понимание между родителями и детьми становится все более актуальным внутри семьи по мере взросления ребенка.

Ребенок растет и меняется, и конечно же  должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения.

Поэтому надо учиться понимать близких и любимых людей, смотреть и видеть, слушать и слышать друг друга.

Воспитательный процесс – сложный,  длительный и обязательно взаимный. Учится ребенок у взрослых правилам  и элементарным нормам  проживания в этом мире, а взрослый у ребенка учится той непосредственности, той чистоте и мудрости, которую он принес в эту жизнь.

 Детско-родительские отношения строятся на основе сотрудничества и приобретают яркий позитивный окрас, если родителями осознается это обоюдное взаимовлияние.

Навыки эффективного взаимодействия со своими детьми сами по себе не появляются.

 Я вам советую вместе с ребёнком погрузиться в пространство совместной деятельности.

Сотрудничество в едином пространстве  снимает многие психологические барьеры, укорачивает дистанцию непонимания взрослых и детей.

Практикум «Взаимоотношения детей и родителей»  направлен на приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми, улучшение взаимопонимания в семье.

Этот увлекательный процесс познания себя, своего ребенка и окружающего  даст родителям возможность вернуться в детство и вновь побыть ребенком.

И через это состояние Вы:

  • подарите себе новый опыт общения с ребенком;
  • научитесь прояснять и выражать свои чувства;
  • поймете и примите внутренний мир своего ребенка;
  • укрепите доверие и улучшите взаимоотношения в семье.

 

 

-   Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей.

Часто ребятам необходим родительский пример, чтобы вырасти  полноценным человеком, культурной, социально зрелой личностью.

Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью. 

Я убеждена в том, что каждый из Вас  - искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания.

- Работать мы будем сегодня в группах.

 

  1. Упражнение «Принятие себя» - Встреча с ребенком внутри себя.

Описание упражнения:

«Начнём с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

 Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет майский цветущий сад  ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу речки или пруда , мягко освещенного закатным солнцем.   Попытайся вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где Вы чувствовали себя очень комфортно.

 Вспомните себя такими, какими вы были в раннем детстве.

 Представьте, что этот малыш стоит сейчас перед Вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

 Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

 После этих слов представьте, что малыш улыбается Вам в ответ и обнимает Вас крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что Ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

 Теперь сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза.

 Скажите себе: «Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью. Я счастлив».

Рефлексия. По завершению упражнения уделите внимание тому, насколько отчётливо вам удалось увидеть себя в детстве, и что при этом почувствовали. Постарайтесь ответить для себя на вопросы:

 - Что вызывало наибольший интерес и удовольствие, а что было трудно?

 - Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить?

 - Что в данный момент вам хотелось бы сделать или сказать? 

 

  1. Мини-дискуссия

- Какими бы родителями мы не были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос…  Как вы думаете, что это за вопрос?

- Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?».

А вот как же мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то и задумываться не приходится.

А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть. 

Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы или родных остается ежедневно всего лишь 17 минут.

Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?

- Поэтому Вам, родителям, нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни.

Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью.

Групповая работа.

Инструкция – «Родители, Вам необходимо выделить «3 основные ошибки в воспитании, которые все когда-либо совершали».

 Объединитесь в группу, обсудите и выберете 3   ошибки в воспитании.

Рефлексия: Вызвало ли это задание дискомфорт, затруднение?

«В каких проявлениях любви нуждаются дети».

- Было бы неправильно оставить все так, как есть.

Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.

- Возьмите небольшие листы бумаги с нарисованными на них солнышками.

В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).

Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка,  все ваши достоинства. (Лучики у общего солнышка прикреплены английскими булавочками).

А теперь – общая картина - общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей.

Рефлексия - Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время.

Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, просто так, безусловно. 

Поэтому, для безболезненных, полноценных детско-родительских отношений важна, прежде всего, любовь, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.

 


- У нас с вами действительно получился насыщенный разговор, в конце которого мне бы хотелось предложить вам закончить следующие предложения:
ИТОГ: Рефлексия.  

  • В процессе совместного общения мне понравилось …
  • или мне не понравилось…

Родители свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.

         - В заключении мне хочется рассказать вам притчу.

 Притча о перевёрнутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул камень и прочитал на другой стороне?». Зачем ты ищешь нового знания, Если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».

                Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда «военные действия», которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарятся мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания