a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

экологическое ассорти в 2-4 кл

Автор: Сулейманова Патимат Магомедовна Опубликовано: 2019-10-08 16:21:32

Документы для скачивания

 

Цель:

формирование экологической культуры младших школьников.

 

Задачи:

  1. Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.
  2. Развитие познавательной активности и любознательности.
  3. Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Дети класса поделены на 2 (3) команды и сидят за столами.

Оборудование:

  • Тексты к туру « жалобная книга» + презентация к ней.
  • Тексты – описания поведения всего живого в природе.
  • На столе учителя вращающийся диск с шестью секторами разного цвета: красный, жёлтый, голубой, зелёный, бежевый, фиолетовый. Шесть конвертов таких же цветов, цвет конверта определяет цвет сектора. Каждый конверт имеет своё название:

Красный - «Звери»

Зелёный - «Растения»

Жёлтый - «Насекомые»

Голубой - «Птицы»

Фиолетовый - «Явления природы».

  • Экспресс – вопросы для капитанов (по 10).

 

Правила игры:

1 этап. Конкурс «Жалобная книга». Учитель зачитывает текст, а ученики должны определить, кто из животных написал жалобу.

2 этап. Конкурс «Бюро погоды». Каждой команде на листочках предлагается описание всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

3 этап. . Конкурс капитанов. Капитаны команд по очереди должны ответить на экспресс – вопросы в течение 1 минуты.

4 этап. Конкурс «Знаешь ли ты ...» Участники команд вращают по очереди диск, который определяет цвет конверта (сектора) и называют номер вопроса ( числа от 1 до 6). Учитель зачитывает вопрос, команда совещается 10 секунд и даёт ответ. В случае ошибки ответ вправе дать болельщики.

Использованная литература:

1.Материалы Интернет.

Ход викторины.

Приветствую вас, дорогие гости, ребята и уважаемые члены жюри. Сегодня второй день недели начальных классов и посвящен он окружающей природе.

- Поэтому среди учащихся мы проводим игру – викторину «Экологическое ассорти»

-Также в классе работает жюри. (Представление членов жюри).

- Сегодня соревнуются две команды.

Команды «Друзья природы» и «Следопыты».

Выбор капитана команды (дети выбирают капитана в каждой команде).

Ведущий.

- Итак, выясним, кто лучше знает природу. Ведь знания помогают человеку выжить в сложной ситуации, помогают и природе. А природа помогает людям жить, делает человека добрее. Наша игра – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать. Итак, вперед в мир тайн и загадок!

Разминка

1.У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб.)

2.Рос ребенок, не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём.( капуста)

3.Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню. (колокольчик)

 

 

1 конкурс «Жалобная книга»

(Ведущий зачитывает жалобу того или иного животного, не называя автора, а команды должны отгадать, кто автор жалобы).

Сова«Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!» (показ слайда)

Это сова. Находится под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые за лето способны уничтожить тонну зерна.

Стрекоза:«Слышала, слышала, что меня называют страшным хищником, за аппетит не мерянный ругают, диетой угрожают. А вы разве видели, чтоб я упитанней сверх меры была? Да некоторые ещё благодарить меня должны за избавление от кровососущих насекомых. Многие мной даже очень довольны, люди мне, например, спасибо говорят!» (показ слайда)

Крот:«Наговаривают на меня, ругают. Стараюсь на глаза даже меньше попадаться, что где не случись на даче – то я крайний. Очень мне нужны их картошка с клубникой. Терпеть овощи не могу! Да, рою, конечно, червей дождевых очень люблю. Я виноват, конечно, но у каждого свои слабости. Зато сколько пользы приношу – урожай от вредителей спасаю!» (показ слайда)

Кроты не только вредят огородам и садам, но и приносят определенную пользу: уничтожают медведок, личинок майских жуков, слизняков.

Щука:«На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!» (показ слайда)

Летучая мышь:«На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!» (показ слайда)

Жаба:Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.

2 конкурс «Бюро погоды»

Каждой команде на листочках предлагается описание всего живого в природе. Команды должны определить: к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

Для 1 команды:

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

 

Для 2 команды:

 

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К сухой погоде. Все эти признаки хорошей погоды.)

 

3 конкурс капитанов.

Капитаны команд по очереди должны ответить на экспресс – вопросы в течение 1 минуты. Кто больше?

Вопросы для 1 капитана.

 

1.Что значит «Волка ноги кормят»?

(Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

2.Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)

3.Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)

  1. 4. Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)
  2. 5. Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)
  3. 6. Сколько ног у паука? (Восемь.)
  4. 7. Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)

 Вопросы для 2 капитана.

 

  1. Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит.)
  2. Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
  3. Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
  4. Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
  5. Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)
  6. У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)

7.Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)

      

 4 конкурс «Загадочные животные»
- Ваша задача расшифровать названия животных, записанные на карточке.

ЛЬДОША (ЛОШАДЬ), СОЛЬ (ЛОСЬ), ВАЙРУЕМ (МУРАВЕЙ)- 1команда;

ЗОКА (КОЗА), БАКОСА (СОБАКА), КАБЕЛ (БЕЛКА)- 2 команда.

 

5 конкурс «Знаешь ли ты…»

Участники команд вращают по очереди диск, который определяет цвет конверта (сектора) и называют номер вопроса (числа от 1 до 6). Учитель зачитывает вопрос, команда совещается 10 секунд и даёт ответ. В случае ошибки ответ вправе дать болельщики.

 

Птицы

     

  1. Какая птица летает выше всех?(орел)
  2. У какой птицы очень длинный хвост?(сорока)
  1. Собой не очень и красив, За то поёт он, как артист!(соловей)
  2. Гнездо под крышей - ловко строит, Птенцов своих постоянно выводит, Перед дождем очень низко летает(ласточка)

5 Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

6..Как зовут почтальона, которому адреса не пишут и на словах не говорят, а он всё-таки письма доставляет? (Голубь)

 

ЗВЕРИ

  1. . У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса). 
  1. Что теряет лось каждую зиму?(рога)
  2. Назови животное лесов, похожее на кошку.(тигр,рысь,барс)
  3. Сердитый недотрога. Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной(ёжик)
  4. Какие животные спят зимой?(медведь)
  5. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору?(с горы)
  6. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко(олень)
  7. А кто в дупле. Живет в тепле. С ветки на ветку, Быстрый как мяч? (Белка).
  8. Какой хищный зверь падок до малины?(медведь)

 

 

НАСЕКОМЫЕ.

  1. Вспомнить песню о любом насекомом (кузнечик)
  2. Какую пользу приносят божьи коровки? (Они являются хищниками и питаются разными видами тли и паутинными клещами, при этом спасая сады и огороды от уничтожения)
  3. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Яркая окраска - предупреждение опасности. Птицы съедают божью коровку, и она выделяет коричневую жидкость, которая птицам не вкусна)) И птицы, запоминая окраску божьей коровки её не едят)
  4.  Целый день летает ,всем надоедает ,ночь настаёт тогда перестаёт (муха)
  5. Куда осенью деваются бабочки?  (Большинство гибнет с холодами, некоторые прячутся в щели, под кору и зимуют)
  6. Как узнать о приближении дождя наблюдая за муравьями? ( Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.)
  7. Неустанный вертолет все летит, летит вперед (стрекоза)
  8. Что случается с пчелой, когда она ужалит? (умирает)

 

РАСТЕНИЯ

  1. Дерево-символ России.(Береза)
  2. Какие деревья зимой остаются зелёными?(ель)
  3. Что за трава, которую и слепой узнает?(крапива)
  4. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?(смородина)
  5. Самая высокая трава.(бамбук)46м
  6. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Ромашка. Мята. Эвкалипт. Мать-и-мачеха. Душица. Липа. Алоэ вера. Подорожник)
  7. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов, семян?(водоросли)
  8. Назови 5 названий деревьев.


ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

  1. Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

Туча скрыла солнца свет —

Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

 

  1. Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

 

  1. Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не соберёт. (Град)

 

  1. Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

 

  1. Висит за окошком

Кулёк ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

 

lll. Итоговая рефлексия.

- Закончилась наша игра. Вам понравилось? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Если вас что-то заинтересовало, то можно найти ответ на интересующий вас вопрос? Да. Для этого можно прочитать книги, которые вы видите на выставке. Ведь в природе ещё столько всего неопознанного, неизведанного, так что открытия можно совершать и совершать. Поэтому мы все желаем вам как можно больше открытий в любой области!

- Я надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия вы будете относиться к природе внимательнее.

 

- Предоставляю слово жюри.

(Жюри подводит итоги, называет количество заработанных каждой командой баллов и называет победителей по номинациям.)

Наша викторина подошла к завершению. Спасибо всем участникам).

ЗАГАДКИ

Я предлагаю вам  отгадать загадки

1) Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Ее боятся мышка

И зайка-шалунишка,

Хоть сама в лесу живет,

Из деревни кур крадет. (Лиса)

 

3) Белым был зимою снежной,

 Летом он сменил одежду,

 Серым стал косой зверек,

 Кто узнал, пусть назовет? (Заяц)

 

4)Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. (Жираф)

 

5) В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу! (Слон)

 

6) Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит ...(Черепаха)

 

7) Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)       

 

8) У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кошка)

 

9) Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е". (Коза)

 

10) Летом, в болоте, вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)

 

11) Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком. (Корова)

 

12) Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

 

13) Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака)

 

Оставить комментарий: