a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Выступление на МО специалистов МБДОУ детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области на тему: РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Войтко Татьяна Владимировна Опубликовано: 2019-10-17 14:47:48

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Польза пальчиковых игр действительно впечатляющая. Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Упражнения и игры для пальчиков являются эффективным средством для развития правильной речи малышей, что особенно важно в дошкольном возрасте. Немаловажным фактором, имеющим значение для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной.

Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Пальчиковые игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Также необходимо отметить, что игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша со взрослыми. Ведь проведение таких игр  подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Разучивать пальчиковые игры с детьми следует поэтапно:

  1. Сначала взрослый должен сам продемонстрировать предстоящую игру малышу.
  2. Затем взрослый показывает ребенку игру, манипулируя уже пальчиками и ручками ребёнка.
  3. На третьем этапе взрослый и ребёнок выполняют движения игры одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. На этом этапе разучивания пальчиковой игры ребенок выполняет движения самостоятельно, а взрослый проговаривает текст, оказывая помощь ребенку в случае необходимости.
  5. В результате ребёнок самостоятельно выполняет движения игры и проговаривает текст, а взрослый лишь подсказывает и помогает малышу.

Для того, чтобы пальчиковые игры приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться некоторых рекомендаций. Для начала лучше подбирать такие пальчиковые игры, сюжет которых дает возможность взрослому «побегать» своими пальцами по спинке и ручкам ребенка, погладить его. Перед проведением таких игр взрослому стоит погреть свои руки.  Чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует проводить игру с выразительной мимикой, делать паузы в нужных местах и комментировать движения с правильной интонацией. Для начала стоит остановиться на нескольких играх, и только после того, как они будут освоены, переходить к новым. Если в задуманной игре упоминаются незнакомые ребенку персонажи, следует предварительно  познакомить малыша с ними при помощи картинок и игрушек. И, конечно, не стоит забывать, что залогом успеха любой деятельности ребенка является своевременная похвала со стороны взрослого!

И вот сейчас, я хочу предложить вашему вниманию пальчиковую гимнастику из цикла «Музыка с мамой» Железновых.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Играя в пальчиковые игры Железновых, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность. При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!

Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогаю лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право... Видео и аудиоматериалом цикла занятий «Музыка с мамой» я могу предоставит для ознакомления и скачивания. А сейчас, пальчиковая гимнастика «Перчатка», которую вам покажут ребята из подготовительной группы «Лучик».

Перчатка (музыкальное сопровождение)

 

 

Весёлая мышка перчатку нашла, 

                      

Гнездо в ней устроив, мышат позвала.  

 

                                

Им корочку хлеба дала пожевать,


Отшлепала всех 

и отправила спать. 

 

 

 

 

Весёлая мышка  перчатку нашла

 

Гнездо в ней устроив мышат позвала

 

 

Им корочку хлеба дала пожевать,

 

Погладила всех 

 

 

и отправила спать

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены    

                                              (перчатка). 
Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной    стороной вверх 

Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Большим пальцем "шлёпаем" остальные

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). 

Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков

 Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Современный детский репертуар позволяет найти музыкальное сопровождение на любую тему, любой мотив и на любой возраст. Любимые детишками мультгерои и знакомые песни из мультфильмов вызывают неподдельный интерес к упражнению. Именно это позволяет детям заинтересоваться учебно-игровым процессом, а также легче запомнить, а возможно и сымпровизировать, последовательность движений, надежно привлекая их внимание. 

Упражнения с элементами пальчиковой гимнастики  решает следующие задачи:

-развитие мелкой и общей моторики , темпо-ритмических представлений детей;

- привлечение внимания детей к музыке и танцу;

-расширение словарного запаса, памяти и воображения.

 РАЗМИНКА

 с элементами пальчиковой гимнастики «Самолет»

(разработка учителя-логопеда Боровцовой А.Ю.

 

Стоит и не взлетает на поле самолет

На солнце он сверкает, но не спешит в полет

Но главный здесь пилот

 

А он в тенечке спит

Сам самолет, сам самолет

 

 Не полетит

 

 И к взлету и к посадке готово все давно

И двигатель в порядке и топлива полно

Но главный здесь пилот

 

А он в тенечке спит

Сам самолет, сам самолет

 

Не полетит

 

ПРОИГРЫШ

 

 

 Протерли все окошки, проверили рули

И взлетную дорожку три раза подмели

Но главный здесь пилот

 

А он в тенечке спит

Сам самолет, сам самолет

 

Не полетит

(дети показывают «Крылья самолета»)

(дети руками показывают солнышко)

 

(дети ладошками складывают на голове пилотку- «стрелочка» двумя соединенными руками впереди)

(дети складывают ладошки под ушки по-очереди)

 (дети хлопок и показывают руками «полочку»- 2 раза)

(мотают головой).

 

(дети показывают движение «Мотор»)

 

 (повторяют движение другой рукой)

 

(дети ладошками складывают на голове пилотку- «стрелочка» двумя соединенными руками впереди)

(дети складывают ладошки под ушки по очереди)

 (дети хлопок и показывают руками «полочку»- 2 раза)

(мотают головой).

 

Свободно перемещаются по залу, показывая «Крылья самолета»

 

(дети ладошками вытирают окошки)

 

По тексту

 

(дети ладошками складывают на голове пилотку- «стрелочка» двумя соединенными руками впереди)

(дети складывают ладошки под ушки по очереди)

 (дети хлопок и показывают руками «полочку»- 2 раза)

(мотают головой).

         В работе педагога всегда есть место сказке. Она сделает привлекательным и оригинальным любой режимный момент, особенно, если дети устали от занятий, требующих усидчивости и пристального внимания. Сказка может быть проведена в сопровождении музыки, или без нее, может быть рассказана и дополнена педагогом в зависимости от ситуации. Как музыкальный руководитель, я рекомендую проводить подобные «сказочные» отступления в начале занятия. Это позволит детям «включиться» в образовательный процесс на позитивной ноте. Тем более, что данный материал не перегружен артикуляционными упражнениями, не утомляет детей. Вашему вниманию я хочу предложить пальчиковую сказку «Три поросенка». И сейчас, я хочу попробовать с вами вместе рассказать сказку «Три поросенка» с элементами пальчиковой гимнастики. Мультимедийный материал найден на просторах интернета, а движения  предложены учителем-логопедом Боровцовой А.Ю. Итак «Три поресенка».

МАСТЕР-КЛАСС

Пальчиковая сказка «Три поросенка»

Сказка «Три поросенка»

-.Жили были три поросенка, три брата

 

-Целыми днями они бегали

-прыгали по лужам

-и выкапывали из земли вкусные корешки

 

-Но наступила осень и стал часто идти дождь

 

-Поросята мокли и мерзли

 

-Старший брат стал себе строить дом из тяжелых камней

 

-Средний брат построил себе домик из дощечек

 

-А младший поросенок построил себе домик из соломы, быстрее всех

 

-А потом пошел снег и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка

-Волку захотелось есть и он побежал за младшим поросенком

 

-Волк подбежал к соломенному домику и зарычал

 

-В дверь застучал

 

-Волк подул

 

-и соломенный домик разлетелся

 

-Поросенок бросился бежать .А волк за ним . Поросенок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь

 

-Волк зарычал

 

-в дверь застучал

 

-Волк подул

 

-и деревянный домик развалился

 

-Поросята бросились бежать, а волк за ними. Поросята забежали в дом старшего брата и захлопнули дверь

 

-Волк подбежал к дому и зарычал

 

-в дверь застучал

 

-Волк подул

 

-но дом не развалился. Волк подул еще сильнее

 

-дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил

 

-но дом стоял, как раньше, ведь он был каменный.

на экране появляются поросята

 

движение «Пальчики бегают»,

дети хлопают ладошками по коленкам)

дети крутят кулачками

 

дети потирают указательным, средним пальцами о большой.

дети изображают замерзание.

 

дети стучат кулачком о кулачок.

 

 

 дети стучат указательными пальчиками.

 

дети сжимают и разжимают кулачки.

 

 

 

дети произносят звук у-у-у-у.

 

логопед показывает волка,.

 

 

дети  изображают волков , рычат.

 

 

дети стучат кулачком по стульчику.

 

дети дуют

 

дети произносят звук и-и-и-и.

 

дети хлопают в ладошки.

 

 

 

дети рычат,

 

дети стучат по стульчикам.

 

дети дуют

 

дети разводят руками

 

дети делают хлопок

 

 

 

дети рычат ,

 

дети стучат по стульчику.

 

дети дуют,

 

дети дуют

 

дети дуют,

 

 

показали большой палец вверх

 

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них существенная. Играйте с детьми и получайте удовольствие от этих игр!

 

20 марта 2018 года

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад «Солнышко»

 

Войтко Т.В.