a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Диагностический инструментарий по программе "От рождения до школы"

Автор: Худякова Елена Вячеславовна Опубликовано: 2019-10-19 10:52:42

Диагностическая таблица уровня сформированности интегративных качеств в процессе освоения Общеобразовательной программы дошкольного образования на основе п рограммы Н. Е. Веракса М. А Васильевой «От рождения до школы» в первой младшей группе Дети Интегративные качества н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками 1. Антропометрич. показатели( рост, вес) в норме. Владеет соответствующ. возрасту основн. движениями. 2. Проя вляет желание играть в подвиж игры с простым содержанием, несложными движениями. 3. Самостоят. или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенич. процедуры, владеет доступными воз расту навыками самообслуживания 4. Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции. Средний балл Любознательный, активный 1. Принимает участие в играх( подв. , театрализ, сюж- ролевых) , проявляет интерес к игровым действиям сверстников. 2. Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезон ных наблюдениях. 3. Принимает активное участие в продукт. деятельности( рисование, лепка, конструирование 4. С интересом слуш ает сказки, рассказы воспитат. ; расс матривает кар тинки, иллюст. 5. Проявляет активность при подпевании и пении, выпо лнении простей ших танц. Движений Средний балл Эмоционально отзывчивый 1. Проявляет положит. э моции в процессе самост. двига тельной деятельности. 2. Проявляет эмоциональн. отзывчивость на доступные возрасту лите ратурно- худ. произв. ( потешки, песенки, сказки, стихи) . 3. Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в и г рах – драматизац. и кук. спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. 4. Проявляет эмоционал. отзывчивость на произведения изобрази тельного и скусства, на красоту окруж. предметов( игрушки) и объек тов природы( растения, живот. 5. Проявляет эмоц. отзывчивость на доступные возрасту муз. произведения, различает веселые и грустные мелодии. Средний балл Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками 1. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. 2. Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе расска зать об игрушке, изображенном на картинк е, о событии из личного опыта. 3. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми Средний балл Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 1. Самост. или после напоминания в зрослого соблюдает: режим элем. правила поведения во время еды, умывания. 2. Имеет первичн ые представления об элемен. п равилах поведения в д/ с, дома, на улице( не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их. 3. Соблюдает правила элемен. Вежливости. Са мост. или по напоминанию г оворит «спасибо», «здравствуйте, «до свидания», «спокой ной ночи»( в семье, в группе) . 4. Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. Средний балл Способный решать интеллектуальные и личностные задачи( проблемы) , адекватные возрасту 1. Проявляет желание самост. подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы- заместители. 2. Со оружает элем. постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно. 3. Ориентируется в помещении группы и участка детского сада. Средний балл Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет первичные представл. о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи. Средний балл Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 1. Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру. 2. Отвечает на простейшие вопросы( «кто? », «что? », «что делает? ». . . ) . 3. Выполняет простейшие поручения взрослого. 4. Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций, к книгам. Средний балл Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности Средний балл Показатель Оценивание по балльной системе: Высокий результат- 3 балла; Средний результат – 2 балла; Низкий результат – 1 балл. Средний балл – показатель интегративного качества( средний показатель высчитывается из суммы сложенных баллов определенного интегративного качества и разделенных на количество пунктов в определенном интегративном качестве

Образовательная область «Познание» ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Раздел «Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение» Уровень знаний о предметах ближайшего окружения: А) Дидактическая игра «Что это? » Материал: предметные картинки – игрушки( мяч, кукла, машина) , посуда( тарелка, чашка, ложка) , одежда( платье, носки, шорты) , обувь( сапоги, сандалии, туфли) , мебель( стол, кровать, стул) . Задание: - Воспитатель показывает картинки и просит ребенка рассказать, что это такое. - Воспитатель самостоятельно распределяет картинки по группам и просит ребенка объяснить, для чего нужны предметы, собранные вместе( игрушки – чтобы играть; посуда – чтобы кушать, одежда – чтобы одеваться; обувь – на ноги надевать; мебель – чтобы можно было спать, кушать) . Б) Дидактическая игра «Подбери пару». Материал: парные картинки. Задание: Найди такую же картинку. В) Дидактическая игра «Найди игрушку». Материал: игрушка из бумаги( например: лисичка) , деревянная лошадка, кукла, сшитая из ткани, глиняная игрушка. Задание: - Найди и принеси лисичку( деревянную лошадку…) . - Какого она цвета? Большая или маленькая? Из чего сделана? Критерии оценки: 4 балла – ребенок уверенно и самостоятельно называет предметы по картинкам, может установить простейшие связи между предметами и объяснить, для чего они нужны; правильно подбирает предметы по тождеству, сравнивая разные предметы; достаточно хорошо сформировано умение называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий) , величину( большой – маленький) , материал, из которого сделан предмет. 3 балла – ребенок самостоятельно называет предметы по картинкам, может с небольшой помощью воспитателя установить простейшие связи между предметами и объяснить, для чего они нужны; правильно, но не очень уверенно, подбирает предметы по тождеству, сравнивая разные предметы; достаточно хорошо сформировано умение называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий) , величину( большой – маленький) , материал, из которого сделан предмет. 2 балла – ребенок называет предметы по картинкам, но не может установить  связи между предметами и объяснить, для чего они нужны; правильно, но не очень уверенно, подбирает предметы по тождеству, сравнивая разные предметы; достаточно хорошо сформировано умение называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий) , величину( большой – маленький) , но не может назвать материал, из которого сделан предмет. 1 балл – ребенок называет отдельные предметы по картинкам, с другими заданиями не справляется. Уровень знаний о своей семье и детском саде: - Как зовут твоих маму и папу? - Как зовут воспитателей( младшего воспитателя) ? Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно называет имена родителей и воспитателей, последних по имени- отчеству. 3 балла – ребенок самостоятельно называет родителей и воспитателей по именам. 2 балла – ребенок может назвать имена родителей, а воспитателей, только с помощью взрослого. 1 балл – ребенок не может назвать имен. Уровень знаний о транспортных средствах ближайшего окружения: Игровое задание «Найди и покажи». Материал: на столе воспитателя игрушки или картинки – грузовик, легковая машина, автобус, трактор, велосипед. Задание: Воспитатель просит детей найти на столе отдельные игрушки и показать, назвав или повторив название за воспитателем. Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно находит и называет транспортные средства ближайшего окружения. 3 балла – ребенок самостоятельно находит и называет транспортные средства ближайшего окружения, но не очень уверенно. 2 балла – ребенок называет не все транспортные средства, делает 1- 2 ошибки. 1 балл – ребенок не может найти и назвать большинство машин или показывает и называет лишь 1. Ориентировка детей в пространстве: - Покажи, где у нас в группе находится спальная комната. - А где мы играем? Умываемся? - Где у тебя голова? Лицо? Руки? Ноги? Спина? Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно ориентируется в групповых помещениях, в частях своего тела. 3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно ориентируется                          в групповых помещениях, в частях своего тела. 2 балла – ребенок делает 1- 2 ошибки. 1 балл – ребенок не может показать групповые помещения, путается даже                     в частях своего тела. Раздел « Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой» Уровень знаний детей о растениях: А) Дидактическая игра «Назови овощи и фрукты» Материал: предметные картинки или муляжи овощей( морковь, огурец, помидор) , фруктов( яблоко, груша, апельсин) . Задание: - Посмотри на картинку и скажи, что это такое? Б) Игровое упражнение «Бежим до дерева». Материал: большие плоскостные модели ели и березы( или на участке живые деревья) . Задание: - Посмотри вокруг и добеги до березы( елочки) . Как называется это дерево? Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно называет растения с опорой на наглядность. 3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно называет растения                с опорой на наглядность. 2 балла – ребенок называет не все растения, делает 1- 2 ошибки. 1 балл – ребенок не может назвать большинство овощей и фруктов, путает деревья. Уровень знаний детей о животных: Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Материал: игрушки домашних животных( курочка, корова, собака, кошка) и их детенышей, диких животных( медведь, лиса, зайчик) , чудесный  мешочек. Задание: - Вытащи из чудесного мешочка игрушку и скажи, кто это. - Мамы- курочка, корова, собака и кошка хотят найти своих малышей. Ты поможешь? ( воспитатель выставляет на отдельный стол детенышей домашних животных и просит найти малышей для мам – домашних животных) . Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно называет диких, домашних животных и их детенышей. 3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно называет диких, домашних животных и их детенышей. 2 балла – ребенок правильно называет взрослых животных, но не может назвать  всех детенышей, делает 1- 2 ошибки. 1 балл – ребенок путается в названиях даже взрослых домашних и диких животных. Уровень знаний о сезонных изменениях в природе: Дидактическое упражнение «Когда это бывает? » Материал: сюжетные картинки по временам года; предметные картинки – осенние листочки, снежинки, проталинки, яркое солнце. Задание: - Положи маленькие картинки на большие, которые подходят. - Какое это время года? Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно раскладывает предметные картинки на сюжетные в соответствии со временем года, может назвать его. 3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно раскладывает предметные картинки на сюжетные в соответствии со временем года, может назвать его. 2 балла – ребенок правильно раскладывает предметные картинки, но путается в названиях времен года. 1 балл – ребенок не справляется с заданием, действия выполняются наугад. Образовательная область «Познание» ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ  ГРУППА Развитие продуктивной( конструктивной) деятельности Уровень развития способности различать и называть строительные детали: Материал: строительные детали – кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, трехграннная призма( крыша) . Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их. Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию: Материал: мелкий конструктор. Задание: А) Построй гараж для машинки. Б) Поиграй с ней. Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно называет строительные детали, умеет сооружать и обыгрывать игровые постройки. 3 балла – ребенок называет почти все строительные детали; достаточно хорошо строит и обыгрывает постройки. 2 балла – ребенок может назвать только кубик и кирпичик, но умеет строить. 1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Диагностика освоения Программы Группа с 1, 5 до 3 Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» № п/ п Ф. И. ребёнка Приобщение к художественной литературе Развитие речи может слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы без наглядного сопровождения, при повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы. рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога итог Отвечает на простые вопросы «Кто? Что? Что д елает? И более сложные « Какой? Во что одет? И т. д. сопровождает речью игровые и бытовые действия Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения итог Общий итог 2 2222 33333 ИТОГО по группе, % В ысокий уровень( 3балла) - соответствует возрасту; С редний уровень( 2 балла) - отдельные компоненты не развиты; Н изкий уровень( 1балл) - большинство компонентов недостаточно развиты Диагностика освоения Программы Группа_ ОРН от 1, 5 до 3- х лет( первая младшая, 2- 3 года) за учебный год Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» конец года № п/ п Ф. И. ребёнка Приобщение к художественной литературе Развитие речи может слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы без наглядного сопровождения, при повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы. рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога итог Отвечает на простые вопросы «Кто? Что? Что делает? И более сложные « Какой? Во что одет? И т. д. сопровождает речью игровые и бытовые действия Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения итог Общий итог 22222 33333 ИТОГО по группе, % Высокий уровень( 3балла) - соответствует возрасту; Средний уровень( 2 балла) - отдельные компоненты не развиты; Низкий уровень( 1балл) - большинство компонентов недостаточно развиты Диагностика освоения Программы Г руппа ОРН от 1, 5 до 3- х лет( п ервая м ладшая, 2- 3 года) за учебный год Образовательная область « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ » № п/ п Ф. И. ребёнка Формирование познавательных действий, конструктивно- модельная деятельность формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы, социальным и предметным окружением итог различать основные формы деталей строительного материала с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм разворачивать игру вокруг собственной постройки образовывает группу из однородных предметов различает один и много предметов различает большие и маленькие предметы, называет размер Называет форму предметов( кубик, шар, кирпичик и т. д. ) различать и называть предметы ближайшего окружения называть имена членов своей семьи и воспитателей узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детёнышей различать некоторые овощи и фрукты( 1- 2 вида) различать некоторые деревья ближайшего окружения( 1- 2 вида) иметь элементарные представления о природных сезонных явлениях 16. ИТОГО по группе, % В ысокий уровень( 3балла) - соответствует возрасту; С редний уровень( 2 балла) - отдельные компоненты не развиты; Н изкий уровень( 1 балл) - большинство компонентов недостаточно развиты Диагностика освоения Программы Группа ОРН от 1, 5 до 3- х лет( п ервая младшая, 2- 3 года) за учебный год Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» № п/ п Ф. И. ребёнка Формирование представлений о ЗОЖ Физическая культура Знает для чего нужны разные органы человеку( уши, глаза, ноги и т. д. проявляет навыки оп рятности( за мечает непо рядок в оде жде, устра няет его при небольшой помощи взрослых) при небольшой помощи взрослых пользуется ин дивидуальными предме тами( носовым платком. полотенцем, горшком. расчёской, салфеткой) умеет само стоя тельно есть итог ходить и бегать, не наталки ваясь друг на друга прыгать на двух ногах на месте, с продви жением вперёд брать, держать, перено сить, класть, бросать, катать мяч ползать, подле зать под натя нутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу итог Общий уровень ИТОГО по группе, % Высокий уровень( 3балла) - соответствует возрасту; Средний уровень( 2 балла) - отдельные компоненты не развиты; Низкий уровень( 1 балл) - большинство компонентов недостаточно развиты Диагностика освоения Программы Группа( п ервая м ладшая, 2- 3 года) за учебный год Образовательная область « ХУДОЖЕС Т ВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» № Ф. И. ребёнка Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Об. итог по области Вместе с воспитателем подпевает в песне фразы Узнаёт знакомые мелодии, различает высоту звуков( высокий- низкий) Двигается в сооветствии с характером музыки Умеет выполнять движения: притопывать, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, полуприседать Называет муз. инструм: бубен, погремушки, итог Проводит линии прямые, округлые, правильно держит карандаш, набирает краску на кисть Различает 4 основных цвета и+ чёрный и белый Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями, отщипывать, сплющивать, соединять, прижимать Лепит несложные предметы, аккуратно пользуется пластилином итог 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Высокий уровень( 3балла) - соответствует возрасту; Высокий ур. - Средний уровень( 2 балла) - отдельные компоненты не развиты; Средний ур. – Низкий уровень( 1 балл) - большинство компонентов недостаточно развиты Низкий ур. – Диагностика освоения Программы Группа( п ервая младшая, 2- 3 года) за учебный год Образовательная область «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ » Ф. И. ребёнка Социально- игровая деятельность, общение Трудовая деятельность ОБЖ Играет рядом, не мешая другим, может подражать действиям сверстника, взрослого эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, общается в диалоге с воспитателем итог умеет самостоя тельно одеваться и раздеваться в оп ределённой после довательности Выполняет простейшие трудовые поручения итог Соблю дает элем. правила пове дения в детсаду Имеет элем. представл о правилах дорож. движения итог Общий итог 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Высокий уровень( 3балла) - соответствует возрасту; Высокий уровень – Средний уровень( 2 балла) - отдельные компоненты не развиты; Средний уровень – Низкий уровень( 1 балл) - большинство компонентов недостаточно развиты Низкий уровень – Мониторинг освоения содержания образовательной программы Группа ОРН от 1, 5 до 3- х лет Да та проведения май 2018г № Ф. И. ребёнка Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Общий уровень развития Социально- коммуникативное Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Мониторинг результатов освоения содержания образовательной программы Группа детского сада: ОРН от 1, 5 до 3- лет Дата проведения: Образовательные области Общий балл Уровни( количество детей и в% ) Вывод по результатам( какие разделы программы хуже дети освоили, какие лучше) Социально- коммуникативное развитие Вы сокий- Средний- Низкий- Физическое развитие Вы сокий- Средний- Низкий- Познавательное развитие Вы сокий- Средний- Низкий- Речевое развитие Вы сокий- Средний- Низкий- Художественно- эстетическое Вы сокий- Средний- Низкий- ДИАГНОСТИКА комплексной оценки результатов освоения общеобразовательной программы на основе программы «От рождения до школы» п од редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой( 1 младшая группа)

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Вторая младшая группа Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки I. Уровень знаний о ближайшем окружении. Игра «Четвертый лишний». Материал: предметные картинки с изображением различных предметов. Содержание диагностического задания: Воспитатель раскладывает предметные картинки по принци пу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю кар тинку и объяснить почему. балл- ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего. балла- ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с по мощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуатив ной речью, жестами. балла- ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний( объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их( цвет, форма, материал) . II. Уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями. 1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке». Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка», предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека( солнце, облако, дерево, река, птич ка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др. ) . Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображе нием бабочки сложить картинки с изображением природы. 2. Дидактическая игра «Разложи картинки». Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви( по 4- 5 шт. ) . Содержание диагностического задания: Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, ( посуда, обувь) и т. д. А теперь скажи, из чего сшито платье? Из бумаги, дерева или ткани? А посуда стеклянная или деревянная? И т. п. балл- ребенок затрудняется группировать и классифици ровать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя. балла- ребенок выполнил задания с незначительной по мощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо зна комые предметы. балла- ребенок легко справляется с заданиями, правиль но обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы( дерево, ткань, бумага) . Делает простейшие обобщения. III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни. 1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья». Материал: сюжетная картинка с изображением семьи( ба бушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын) . Содержание диагностического задания: Инструкция. Посмотри внимательно на эту картинку. Как ты думаешь, кто здесь нарисован? Что делает бабушка? Дедушка? Остальные? Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа? С кем ты живешь? 2. Беседа по вопросам. Попробуй вспомнить название города, в котором ты жи вешь. Ты часто гуляешь по городу с мамой( папой) ? Ты благодаришь родителей за интересные прогулки? И т. п. 1балл- перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города. 2балла- ребенок называет членов семьи, но с трудом отве чает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города. 3балла- ребенок знает каждого члена семьи. Знает назва ние своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем. Высокий уровень- 8- 9 б Средний уровень- 6- 7 б Низкий уровень- 3- 5 б РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ» Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценок I. Уровень знаний о некоторых домашних животных. 1. Дидактическая игра «Кто в домике живет? ». Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна встав лены иллюстрации с изображением домашних животных. Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку домик с закрытыми ставен ками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных. Например: - Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь. 2. Дидактическая игра «Чьи детки? ». Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей( корова- теленок, лошадь- жеребе нок, свинья- поросенок, коза- козленок, кошка- котенок, со бака- щенок) , фланелеграф. Содержание диагностического задания: Воспита тель, выставляя на фланелеграф картинки дете ны шей животных, просит найти взрослое живот ное- маму. Например: На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им. Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш поте рялся. Как зовет детеныш коровы свою маму? А лошади? И т. п. балл- ребенок не справляется с заданием. балла- ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех. балла- ребенок правильно называет всех домашних жи вотных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картин ку с детенышем и называет его. II. Уровень первоначальных знаний о диких животных и их отличительных особенностях. Дидактическая игра «Кто где живет? ». Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных( лиса, медведь, заяц, волк, белка) . Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить живот ных. Ребенок под картинкой с изображением леса должен разло жить диких животных, под картинкой с изображением домика- домашних. После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в ле су и назвать их одним словом( дикие) . Затем педагог просит ребенка назвать отличительные осо бенности внешнего вида животных( лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост) . балл- ребенок не справляется с заданием без помощи взрослого. балла- ребенок имеет первоначальные представления о диких животных( живут в лесу) . Затрудняется назвать отличи тельные особенности. балла- ребенок имеет первоначальные представления о диких животных( живут в лесу) . Называет отличительные осо бенности внешнего вида знакомых животных. III. Уровень сформированности элементарных представ лений о хороших и плохих поступках. 1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений. 2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений. Содержание диагностического задания: Предшествующая беседа. Чем поливают цветы? ( Водой. ) Из чего поливают цветы? ( Из лейки. ) Где мы будем брать воду? Сколько воды нужно наливать в лейку? ( Половину. ) Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимо сти оказывает помощь. Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением не обходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить. 1балл- ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется. 2 балла- ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружаю щей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно. 3 балла- ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы( без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и т. п. ) , охотно выполняет простейшие поручения, умеет планиро вать свою деятельность. Высокий уровень- 8- 9 б Средний уровень- 6- 7 б Низкий уровень- 3- 5 б РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки I. Словарный запас ребенка. 1. Дидактическая игра «Назови, что покажу». Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды. Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку картинки и просит их на звать. - А теперь назови все предметы одним словом( воспитатель показывает предметы посуды) . - Что это? Затем показывает картинки предметов одежды и просит на звать одним словом. - Что это? З атем воспитатель предлагает показать части предметов. Покажи носик у чайника. Покажи крышку. - Что есть у платья? ( Рукава, воротник, карманы, пуговицы И т. п. 2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи сво место». Материал: предметные( мелкие) картинки с изображение! одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинк: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для голов ных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку внимательно рассмотрет картинки и поместить каждую картинку на свое место. Инструкция. «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья». 3. Дидактическая игра «Когда это бывает? ». Показ сюжетных картинок с изображением частей суто] Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Вопросы: Когда мы играем? Когда мы кушаем? Что мы делаем ночью? балл- допускает ошибки в назывании предметов. Не раз личает существенные детали и части предметов. Путает назва ния частей суток. балла- все предметы называет правильно, определяя на значение предмета, но не называет обобщающего слова. Пра вильно различает и называет контрастные части суток с помо щью наводящих вопросов. балла- все предметы называет правильно, определяет на значение предмета; понимает, различает и называет существен ные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Разли чает и называет части суток. стороны речи 1. Дидактическая игра «Чего не стало? ». Материал: предметные картинки. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3- 4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало? » 2. Упражнение «Прятки». 1балл- не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых. II. Уровень сформированности грамматической. Материал: мелкая игрушка. Содержание диагностического задания: Воспита тель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку. Например: в шкаф, за спину и т. д. 3. Дидактическая игра «Кто это? ». Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей. Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это? Утка- утенок- утята. Заяц- зайчонок- зайчата. 2 балла- ребенок правиль но употребляет в речи имена су ществительные в форме ед. и мн. чис ла, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употреб ляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путает пространственные предлоги. 3 балла- ребенок правиль но употребляет в речи име на су ществительные в фор ме ед. и мн. чис ла, обозна чающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около. III. Уровень развития связной речи. Б е с е д а по сюжетной картинке. Материал: любая сюжетная картинка( например, играющие дети) . Содержание диагностического задания: Например: Посмотри, Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравится? Кто нарисован на картинке? Что делают дети? И т. д. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята». Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, ис пользуя фигурки настольного театра. 1балл- на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсцени ровке сказки. Ребенок договари вает за взрослым отдельные слова. В- ль. Жили- были дед и. . . Ребёнок. Баба. В- ль. И была у них курочка Ребёнок. Ряба. 2балла- в речи преиму щественно простые пред ложения из 2- 3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незна чительной помощью взрос лого, соблюдая логичность и после довательность. В- ль. Жили- были. . . Ребёнок. Дед и баба. В- ль. И была у них. . . Ребёнок. Курочка Ряба. 3 балла- самостоятельно отвечает на все вопросы, пользу ется простыми нерас пространенными предложе ниями и пред ло жениями с однородными членами. Инс ценирует отрывки из знако мых сказок, соблюдая ло гичность и последователь ность, передаёт содержание текста. Высокий уровень- 8- 9 б Средний уровень- 6- 7 б Низкий уровень- 3- 5 б РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного. Дидактическое упражнение «Один, много, ни од ного». Содержание диагностического задания: Воспита тель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке: на одной много игрушек, на второй- одна, на третьей- ни одной. Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек( одна, ни одной) . балл- ребенок не справился с заданием, даже после наво дящих вопросов. балла- ребенок допустил одну ошибку. балла- ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. Уровень знаний об эталонах величины и их использо вании 1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку». Материал: полоски разного цвета и разной длины- «шарфики». Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть полоски. Инструкция. Определи длину полоски способом наложения. Какая длиннее( короче) ? Назови цвет полосок( шарфиков) . Давай наденем длинный шарфик( красный) и т. п. 2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку». Материал: елочки, разные по высоте. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Про сит найти самую высокую( низкую) елочку, применив способ наложения. балл- ребенок не справился с заданием даже при актив ной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже», «вы ше», «длиннее», «короче». балла- ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку. балла- ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине( высоте) , показывает( называет) , какой из двух пред метов длинный- короткий, высокий- низкий. III. Уровень представлений о форме. Дидактическая игра «Найди домик». Материал: большие круг, квадрат, треугольник- «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньше го размера. Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треуголь ник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам. 1 балл- ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого. 2балла- ребенок допустил одну ошибку. 3балла- ребенок различает круг, квадрат, треугольник IV. Ориентировка в пространстве. Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка- зайчик, морковка. Содержание диагностического задания: Инструкция ребенку. Возьми одну морковку и выполни задание зайчика: возьми морковку в правую руку; переложи морковку в левую руку; подними морковку вверх; опусти вниз; спрячь морковку за спину; положи ее перед собой; подними над головой; положи под стул. И т. п. балл- ребенок не справился с заданием даже после наво дящих вопросов. балла- ребенок понимает смысл обозначений: вверх- вниз, впереди- сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки. балла- ребенок понимает смысл обозначений: вверх- вниз, впереди- сзади, слева- справа, над- под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. Высокий уровень- 10- 12 б. Средний уровень- 6- 9 б. Низкий уровень- 4- 5 б

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Средняя группа Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки I. Уровень знаний о предметах ближайшего окружен и я 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Материал: 10- 15 предметов, различных по назначению, при знакам и форме( муляжи овощей, игрушки- инструменты, куби ки строительного материала и т. п. ) . Содержание диагностического задания: Задание ребенку. Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен( где применяется) . Опиши его( какой предмет) . 2. Дидактическая игра «Что из чего? ». Материал: образцы 8 материалов: глина, бумага, ткань, ме талл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картин ки с изображением предметов, которые изготовлены из этих ма териалов. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку назвать материл и соотне сти картинки. Вопросы: Какой это материал? Что из него делают? ( Посмотри внимательно на картинки и вспомни. ) 3. Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что та кое море? ». Материал: картинка с изображением моря. Содержание диагностического задания: Вопросы: Что это? В нашем городе есть море? Хотел бы ты увидеть море? Что тебе интересно узнать о море? ( Или: что ты уже зна ешь о нем? ) 1балл- называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окру жают. 2балла- ребенок называет предметы, знает их назначение, затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет, проявляет интерес к предметам и явлениям, кото рые они не имели( не имеют) возможности видеть. 3балла- ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования. Проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели( не имеют) возможности видеть. II. Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, тра дициях 1. Дидактическое упражнение «Семейная фотография». Материал: сюжетная картинка, где изображена семья( ба бушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра) , или фотография се мьи( семейный праздник, туристический поход и т. п. ) . Содержание диагностического задания: Задание: Покажи на картинке детей( дай им имена) . Покажи родителей, как их называют дети? ( Папа и мама. ) Чем вы любите заниматься всей семьей? Какой у тебя самый любимый праздник? Почему? И т. п. 1балл- ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты. 2балла- ребёнок правильно называет членов семьи на кар тинке, допускает ошибки в родственных связях( покажи родите лей папы и мамы) , речь ребенка бедна. 3балла- ребенок правильно отвечает на воп росы, с удо вольствием рас сказывает о семье, семей ном быте, традициях. III. Уровень знаний ребенка о родном городе. . 1. Дидактическое упражнение «Город- деревня». Материал: сюжетные картинки с изображением города и де ревни. Содержание диагностического задания: Вопросы. Рассмотри картинки. Чем отличается город от деревни? Как называется город, в котором мы живем? Как называется улица, на которой ты живешь? Есть ли у тебя в городе любимое место, куда ты любишь ходить? Расскажи о нем. 2. Дидакт ическое упражнение «Родное село ». Материал: иллюстрации достопримечательностей села. Содержание диагностического задания: Вопросы. Назови село, в котором ты живешь. Как называется улица, на которой ты живешь? Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего села. Тебе известны эти места? И т. д. 1балл- знает название села, затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности города не знакомы ребенку. 2балла- ребенок знает название села, своей улицы. Осве домленность о достопримечательностях села незначительна. 3балла- рассказывает о своем родном селе. Знает назва ние своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родно го села. IV. Уровень знаний о профессиях. Дидактическая игра «Кому что нужно? ». Материал: сюжетные картинки с изображением людей раз личных профессий( воспитатель, повар, врач, водитель, мили ционер, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель) . Картинки с изображением профессиональных принадлежностей. Содержание диагностического задания: Вопросы: Назови, кто изображен на картинках? Что делает врач? Что нужно врачу для работы? Каким должен быть врач? А милиционер? Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь? И т. п. 1 балл- правильно называет не все профессии. Большинст во заданий вызывает у ребенка трудности. 2балла- ребенок правильно называет профессии и опреде ляет профессиональные действия. Затрудняется рассказать о че ловеке тру да, его личностных и деловых качествах, делает это с помощью наводящих вопросов. 3 балла- ребенок рассказывает о человеке труда, его лично стных и деловых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приоб рести в будущем определенную профессию( стать милиционе ром, пожарным, военным и т. п. ) . Высокий уровень- 10- 12 б Средний уровень- 6- 9 б Низкий уровень- 4—5 б РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ » Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценок I. Уровень знаний об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Собери урожай ». Материал: корзинки разной формы( цвета) , предметные кар тинки с изображением овощей и фруктов( груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла) . Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой- овощи. 1балл- ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их. 2балла- ребенок знает и называет фрукты и овощи. Оши бается в классификации. 3балла- ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их. II. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях. 1. Дидактическая игра «Где чей дом? ». Материал: иллюстрация леса с изображением жилища жи вотных( берлога, нора, логово, дупло) . Набор предметных кар тинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные( рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д. ) . Содержание диагностического задания: Воспита тель объясняет правила игры. На картинке с изображением леса найди жилище для каждо го из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, вос питатель предлагает «накормить» их. 2. Дидактическая игра «Охотник и пастух». Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных( корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца; заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка) . Содержание диагностического задания: Воспита тель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой- пастуха. Пред лагает ребенку назвать, кто это. Задает уточняющие вопросы. Кто такой охотник? Кто такой пастух? Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пасту хом- домашние. 3. Беседа по вопросам. Содержание диагностического задания: Почему человек заботится о домашних животных? 1 балл- ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных. 2 балла- ребенок знает и называет некоторых диких и до машних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных. 3 балла- ребенок знает и называет диких и домашних жи вотных, имеет представления о жизни диких и домашних жи вотных( особенностях поведения, передвижения; что едят) . Какие домашние животные дают молоко? Какие домашние животные дают пух и шерсть? Какие домашние животные несут яйца? У каких домашних животных есть рога и копыта? Какие дикие животные впадают в спячку? И др. III. Умение классифицировать деревья, комнатные рас тения, цветы. Дидактическая игра «Заполни клетки правильно». Материал: игровое поле( большие три квадрата) . Предмет ные картинки с изображением деревьев( тополь, береза, клен, ель, рябина) ; цветов( одуванчик, ромашка, колокольчик) ; ком натных растений( бегония, примула) . Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку игровое поле( с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и про сит разложить все картинки по квадратам, . 1 балл- не справляется с заданием. 2 балла- допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки. 3 балла- легко и безошибочно справляется с заданием. IV. Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным. Беседа по сюжетным картинкам. Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п. Содержание диагностического задания: Воспита тель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересу ется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п. 1 балл- односложные отве ты по содержанию каждой кар тинки. Значи тельные затруднения при выполне нии задания 2 балла- ребенок по картинкам называет правильные и не правильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны. 3 балла- ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им( не кормить собаку сладо стями, не рвать растения и т. д. ) . Охотно делится своими позна ниями о живом и неживом. Высокий уровень- 10- 12 б Средний уровень- 6- 9 б Низкий уровень- 4- 5 б РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки I. Словарный запас 1 Игр а «Опиши предмет». Материал: различные предметные картинки. Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: Что это? ( Шар. ) Какой он? ( Красный, большой, воздушный. ) Что с ним можно делать? ( Играть, катать по полу, под брасывать, пинать. ) 2 Дидактическая игра «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а ты- подумай, как его можно закончить. Сахар сладкий, а перец. . . ( горький) . Дорога широкая, а тропинка. . . ( узкая) . - Пластилин мягкий, а камень. . . ( твердый) . Мачеха злая, а Золушка. . . Карабас- Барабас злой, а Папа Карло. . . и т. п. 3. Задание «Расскажи о мальчиках». Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи ков: один- чистый, аккуратный, веселый, второй- неряшливый, грустный. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовывает беседу по вопросам: - Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? - Один мальчик веселый, а другой какой? ( Грустный. ) - Быть неряшливым хорошо? - А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят ным? - А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п. 1 балл- словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов. 2 балла- понимает и употребляет слова- антони мы. Допус кает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстети ч еских характеристик. 3 балла- ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния( сердитый, печальный) , этиче ские качества( хитрый, добрый) , эстетические характеристики стороны речи 1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Материал: чайный сервиз( Для кукол) , предметные картинки с изображением продуктов питания( муляжи) . Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопрос ы. Как можно назвать все предметы? ( Обращает внимание на чайный сервиз. ) Назови известные предметы посуды. 1балл- ребенок не справляется с заданиями. 2 балла- затрудняется самостоятельно образовывать новые слова( сахар- сахарница) , Осмысливает причинно- следствен ные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или II. Уровень сформированности грамматической. Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? ( Сахар, чай, сухарики. . . ) В какую посуду положить сахар? »( В сахарницу. ) А сухарики? ( В сухарницу. ) И т. п. Расставь красиво посуду. Где лежит чайная ложка? ( Рядом с блюдцем или справа от блюдца. ) И т. д. 2. Упражнение «Закончи предложение». С одержание диагностического задания: В оспитатель предлагает ребенку придумать окончание пред ложения: «Наступила ночь и. . . » «Мы пошли с мамой в магазин и купили. . . ». «Мне нравится зима, потому что. . . ». «Мы делаем зарядку, потому что. . . » И т. п. 3. Дидактическая игра «Прятки». Материал: наборы игрушечных животных( медвежата, котя та, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением. Содержание диагностического задания: Воспита тель расставляет игрушки( раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных. Это лисята. Это ежата. И т. д. Затем воспитатель просит запомнить все груп пы жи вотных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспита тель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало( медвежат, котят и т. д. ) . сложносочиненные, исключая сложноподчи ненные предложения. Допускает ошибки в образовании множе ственного числа существительных, обозначающих животных. 3 балла- ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно- следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Пра вильно образовывает форму множественного числа существи тельных, обозначающих детенышей животных. III. Уровень развития связной речи 1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». Содержание диагностического задания: В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происхо дит действие. 2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зай чик и др. Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает игрушки и предлагает образец рас сказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внима ние на план описательного рассказа. За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану. 3. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зер нышко». 1 балл- ребенок не может даже при помощи взрослого рас сказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по об разцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преиму щественно пользуется ситуативной речью, жестами. 2 балла- ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последова тельности в описании признаков. С помощью взрослого драма тизирует знакомую сказку. 3 балла- ребенок подробно рассказывает о содержании сю жетной Содержание диагностического задания: Воспи татель достает из сказочного сундучка курочку, пе тушка, бобовое зернышко. - Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? - Что произошло с петушком? - Как ты думаешь, почему петушок подавился? - К кому сначала побежала курочка за помощью? - Для чего нужно было маслице? ( Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспом нить ее содержание. ) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть ска зку с использованием наст. театра. картинки, последовательно составляет рассказ об иг рушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки. IV. Звуковая культура речи. Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук. ООО- ля, ААА- стра, УУУ- тка и др. При повторе слов просит назвать первый звук. 1балл- большое количес тво звуков произносит с искаже нием, затрудняется в выделении первого звука. 2балла- не в се звуки произносит чисто, выде ляет первый звук. 3балла- осмысленно рабо тает над собственным произно шением, выделяет первый звук в слове. Высокий уровень 10- 12б Средний уровень- 6- 9 б Низкий уровень- 4- 5 баллов. РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки I. Уровень знаний о количестве, умение считать в преде лах 5. 1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики». Материал: кубики( по 6- 7 шт. ) разной величины и цвета. Содержание диагностического задания: Инструкция. - Что ты видишь на столе? - Сколько кубиков на столе всего? - Чем отличаются кубики друг от друга? - Посчитай кубики по порядку. - Который по счету желтый кубик? ( Красный и т. д) - Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? ( Вто ром, третьем. ) - Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. - Что можно о них сказать? 2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки». Материал: у ребенка карточка с разделена горизонтальной полосой, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки( 5 штук) . Рядом на подносе лежат бабочки( больше 5) . 1 балл- ребенок не справляется с заданиями даже при ак тивной помощи педагога. 2 балла- ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего? » Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп( не пони мает инструкции) . Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество. 3 балла- ребенок считает до 5, отвечает на вопрос Содержание диагностического задания: Инструкция. Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в ниж нем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько ба бочек в верхнем ряду( меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду) . «Сколь ко всего? ». Сравни вает количество предметов в группах на ос нове счета( в пределах 5) , а также путем поштучного соотнесе ния предметов двух групп( составления пар) . Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество II. Уровень знаний об эталонах величины. 1. Дидактическое упражнение «Посади елочки». Материал: плоскостные елочки, разные по высоте( 2 шт. ) . Содержание диагностического задания: Инструкция. Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елоч ки в порядке убывания( возраста ния) , исполь зуя слова «выше», «ниже». 2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. Содержание диагностического задания: Инструкция. Пе дагог предлагает сравнить дорож ки по длине и ширине. Покажи длинную дорожку( короткую) . Что можно сказать о ширине дорожек? Покажи широкую дорожку( узкую) . Прокати шарик по узкой( широкой) дорожке; по длинной( короткой) дорожке. 1 балл- ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допуска ет ошибки в понятиях выше- ниже, длиннее- короче. 2 балла- ребенок сравни вает два предмета по величине( больше- меньше, выше- ниже, длиннее- короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. 3 балла- ребенок сравни вает два предмета по величине( больше- меньше, выше- ниже, длиннее – короче, одинаковые, ра в ные) без приложения их друг к другу или наложения. III. Уровень знаний о геометрических фигурах. 1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры». Материал: два набора( у воспитателя и у ребенка) фигур( круг, к вадрат, треугольник, прямоуголь ник, шар, куб) разных размеров- большие и маленькие. Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку какую- либо фигуру и про сит найти такую же и назвать ее. 2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометри ческой фигурой ». Материал: предметные картинки( тарелка, платок, мяч, ста кан, окно, дверь) и геометрические фигуры( круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др. ) . Содержание диагностического задания: Воспита тель просит соотнести форму предметов с извест ными геометрическими фигурами: тарелка- круг, платок- квадрат, мяч- шар, стакан- цилиндр, окно, дверь- прямо угольник и др. . 1 балл- ребенок различает и правильно называет толь ко круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. 2 балла- ребенок различает и называет круг, квадрат, тре угольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотне сти форму пре дметов с известными геометричес кими фигурами. 3 балла- ребенок различает и называет круг, квадрат, тре угольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометри ческими фигурами. IV. Ориентировка в пространстве. 1. Дидактическая игра «Поручение». Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пира мидка. Содержание диагностического задания: Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Инструкция. Расставь игрушки следующим образом: матрешку- впереди( относительно себя) , машинку- сзади, мяч- слева, пирамидку- справа. 2. Дидактическая игра «Назови, что видишь». Содержание диагностического задания: По зада нию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать пред меты, которые находятся впереди( справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. 1 балл- ребенок не справ ляется с заданиями даже при по мощи взрослого. 2 балла- ребен ок после дополнительных инструк ций справ ляется с задания ми. Не знает левую и правую руки. 3 балла- ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает пра во и лево. Справи лся с заданием, не сделал ни одной ошибки. V. Ориентировка во времени. Игровое упражнение «Когда это бывает? ». Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток. Содержание диагностического задания: Инструкция. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели( при помощи стихотворения) . Просит назвать выходные дни. Первый( второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п. 1 балл- ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. 2 балла- ребенок правиль но определяет части суток, за трудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. 3 балла- ребенок правиль но определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и назы вает правильно дни недели. Высокий уровень- 13- 15 б Средний уровень- 8- 12 б Низкий уровень- 5- 7 б

Оставить комментарий: