a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Рабочая программа театрального кружка "Сказка"

Автор: Киселёва Дарья Валерьевна Опубликовано: 2019-10-19 14:08:39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

   Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

   Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группа).

Цель рабочей программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

 

Задачи:

* Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

* Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

* Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

* Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

* Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

* Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

* Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Основные направления программы:

*Театрально-игровая деятельность: направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

* Музыкально - творческое : включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

* Художественно-речевая деятельность : объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

*Основы театральной культуры : призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

*Работа над спектаклем: базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми:

  • игра
  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры.
  • пантомимические этюды и упражнения.

Предполагаемые умения и навыки:

-Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

-Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

-Запоминать заданные позы.

-Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

-Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

-Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

-Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

-Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

-Уметь составлять предложения с заданными словами.

-Уметь строить простейший диалог.

-Уметь сочинять этюды по сказкам.

Формы подведения итогов:

-Театрализованные представления;

-Создание и пополнение картотеки театрализованных игр ;

-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

 

Список детей  посещающих  кружок:

 

Перспективно - тематический план на 2019-2020 учебный год

 

Неделя/Месяц

 

Тема занятия

 

Содержание занятия

 

Задачи

1 неделя/сентябрь

Знакомство с театром

Что такое театр.

Виды театров.

С чего начинается театр.

Беседа , просмотр картинок и видео- роликов

Дать детям представление о театре; расширять знания детей  о театре как виде искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру

2 неделя/сентябрь

Знакомство с театральными профессиями и их важность(художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист и т.д).

Беседа, просмотр презентации на мультимедийной доске

Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3 неделя/сентябрь

«Как вести себя в театре». Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Проведение сюжетно-ролевой игры (разыгрывание сценок со сверстниками с участием воспитателя)

Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

4неделя/сентябрь

Знакомство с различными видами театров

Беседа, показ презентации

Развивать у детей умения различать и называть различные виды театра

1 неделя/октябрь

Чтение сказки «Теремок на новый лад». Беседа по содержанию.

Знакомство со сценарием спектакля

Прослушивание сказки , беседа по содержанию, распределение ролей

Развивать умение внимательно слушать сказку, развивать воображение

2 неделя/октябрь

Работа над интонационной выразительностью речи, репетиция спектакля, мимические этюды

Беседа «Почему нужно беречь свой голос». Игровое упражнение «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я». Показ воспитателем мизансцен пьесы. Проговаривание диалогов.

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев, побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты), воспитывать чувство уверенности в себе

3 неделя/октябрь

Разучивание ролей с детьми, работа над мизансценами

Репетиция спектакля, этюды на выразительность движений

Работа над артистичностью, мимикой, движениями, выразительностью

4 неделя/октябрь

Изготовление масок и атрибутов к театральной постановке

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

Развивать воображение , творческие способности, умение работать в коллективе

 

1 неделя/ноябрь

Репетиция спектакля, изготовление афиши и билетов

Репетиция спектакля, отработка мизансцен с детьми в костюмах

Совершенствовать навыки владения умением изобразить героя

 

2 неделя/ноябрь

Генеральная репетиция спектакля

Репетиция спектакля, отработка мизансцен с детьми в костюмах

Развивать навыки театрального искусства, воображения, творческих способностей

 

3-4 неделя/ноябрь

Инсценировка спектакля для детей младших групп «Теремок на новый лад»

Показ спектакля зрителям

Развивать умения выступать на сцене перед зрителями, воспитывать артистические качества

 

1 неделя/декабрь

«Весёлые сочинялки»

Игры : «Сочини сказку», «Фраза по кругу», музыкально -ритмическая композиция «Танцуем сидя»

Побуждать детей сочинять сказки, развивать творчество и фантазию, учить работать вместе

 

2 неделя/декабрь

Чтение сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Знакомство со сценарием инсценировки

Прослушивание сказки , беседа по содержанию, распределение ролей

Развивать умение внимательно слушать сказку, развивать воображение

 

3 неделя/декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над интонационной выразительностью речи, репетиция инсценировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривание диалогов. Работа над интонационной выразительностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев, побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты), воспитывать чувство уверенности в себе

 

 

4 неделя/декабрь

 

 

Репетиция инсценировки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Этюды на выразительность движений

Работа над артистичностью, мимикой, движениями, выразительностью

1 неделя /январь

Изготовление масок и атрибутов к инсценировке

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

Развивать воображение ,творческие способности, умение работать в коллективе

2неделя /январь

Репетиция инсценировки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» , изготовление афиши и билетов

Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах

Совершенствовать навыки владения умением изобразить героя

3 неделя/январь

Генеральная репетиция инсценировки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» 

Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах

Развивать навыки театрального искусства, воображения, творческих способностей

4 неделя/январь

Показ инсценировки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» для родителей

Показ инсценировки зрителям

Развивать умения выступать на сцене перед зрителями, воспитывать артистические качества

1 неделя/февраль

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» Знакомство со сценарием спектакля

Прослушивание сказки , беседа по содержанию, распределение ролей

Развивать умение внимательно слушать сказку, развивать воображение

2 неделя /февраль

Работа над интонационной выразительностью речи, репетиция спектакля

Беседа «Почему нужно беречь свой голос». Показ воспитателем мизансцен пьесы. Проговаривание диалогов.

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев, побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты), воспитывать чувство уверенности в себе

3неделя/февраль

Репетиция спектакля, работа над мизансценами

Репетиция спектакля, этюды на выразительность движений

Работа над артистичностью, мимикой, движениями, выразительностью

4 неделя/февраль

Изготовление масок и атрибутов к театральной постановке

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

Развивать воображение ,творческие способности, умение работать в коллективе

1 неделя/март

Репетиция инсценировки сказки В. Сутеева «Под грибом» , изготовление афиши и билетов

Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах

Совершенствовать навыки владения умением изобразить героя

2 неделя /март

Генеральная репетиция инсценировки сказки В. Сутеева «Под грибом»

Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах

Развивать навыки театрального искусства, воображения, творческих способностей

3-4 неделя/март

Показ инсценировки сказки В. Сутеева «Под грибом»

Показ инсценировки зрителям

Развивать умения выступать на сцене перед зрителями, воспитывать артистические качества

1неделя/апрель

Театральные игры

Артикуляционная гимнастика;  «Что изменилось?» «Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..», «Тень»

«Внимательные звери», «Веселые обезъянки», «Угадай что я делаю»

Развивать игровое поведение, готовность к творчеству;  коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

2 неделя/апрель

Демонстрация театра на фланелеграфе

Сочиняем сказку сами

Побудить детей импровизировать и  придумывать сюжет для театра

3-4неделя/апрель

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Развивать речь , интонационную выразительность , умение правильно ставить логическое ударение в словах

1-2 неделя/май

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Карточки с рифмами для стихотворений

Развивать дикцию; ввести  понятие «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам

3 неделя/май

«Рисуем театр» (конкурс рисунков «В театре»)

Совместная деятельность детей и родителей и воспитателя

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса

4 неделя/май

Игровая программа «Это вы можете!»

Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей

Закрепить пройденный материал; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей

         

 

Список используемой литературы:

  1. 1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.
  2. 2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
  3. 3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
  4. 4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
  5. 5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1,2,3,4/2001г.
  6. 6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
  7. 7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
  8. 8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
  9. 9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
  10. 10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
  11. 11. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
  12. 12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  13. 13. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

14.С.Я. Маршак «Все сказки для малышей». Москва , 1998 г

  1. В. Сутеев «Сказки», Москва , «Лист» 1994 г

Документы для скачивания