a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

опыт нравственное воспитание

Автор: Епифанова Любовь Петровна Опубликовано: 2019-10-20 19:37:11

Сведения об авторе:

  1. Епифанова Любовь Петровна
  2. Образование: высшее
  3. Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, 1987г.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2015г.

4.Учитель русского языка и литературы; воспитатель-методист. Дошкольное образование.

5.МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска

6.Воспитатель

  1. Педагогический стаж – 24 года.

8.Стаж работы в занимаемой должности - 15 лет

9.Первая квалификационная категория

Содержание.

  1. Условия возникновения и становления опыта - 4.
  2. Актуальность - 4
  3. Теоретическое обоснование темы - 5.
  4. Новизна опыта - 6.
  5. Трудоемкость опыта - 7.
  6. Технология опыта - 7.
  7. Результативность - 8.
  8. Адресная направленность – 9.
  9. Приложение – 13.

 

«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств,

мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться,

и которые дают много импульсов для жизни и творчества.

Среди всего этого мы честно должны выбирать то,

что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что-то

услышат, увидят и почувствуют»

В.А Сухомлинский.

Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно,

передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времени, когда

появилась письменность. Все это позволило сказкам завоевать популярность

у большого количества людей и поэтому сегодня каждый из нас может

наслаждаться богатством сказочного мира, который представлен в музее во

всем своем многообразии.

В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное

воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в

ногу со временем, окружающей нас действительностью, предполагают, что

их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. Но заменить живое

общение между взрослым и ребенком посредством чтения книг не может ни

один технический прогресс. Ведь процесс чтения способствует духовному

обогащению взрослых и детей, становлению взаимопонимания, близости,

доверительности, без которых немыслимо воспитание детей.

Во время пребывания в детском саду у детей формируются нравственные черты и качества: умение различать, что хорошо и что плохо; делать то, что можно и воздерживаться от того, что не дозволено, быть правдивым и скромным, доброжелательно относится к сверстникам.

Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, он переживает события, и, чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание. И мы, педагоги, должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в наших детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности.

Условия возникновения и становления опыта.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка.  Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание. Имея филологическое образование и опираясь на труды и высказывания писателей и ученых, я взяла за основу в нравственном воспитании художественную литературу.

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.

Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по реализации программы нравственного воспитания начала с возрождения интереса у детей к сказкам. Я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.

Актуальность.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это пагубно сказывается на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время Интернет и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.

На плечи воспитателей ложится сложная задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в ребенке духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

Я считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.

Теоретическое обоснование темы.

В процессе деятельности по данной теме я ознакомилась с различными программами и теориями. В Законе Российской Федерации « Об образовании» отмечается « гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей»(96,97 с 2). Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников. В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.

Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, К.И. Чуковский и др. О нравственном воспитании дошкольников посредством сказок можно узнать из следующих источников:

- Н.М. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника»

- Л.В. Рыжова «Метод работы по сказкам»

- О.Я. Шиян «Развитие творческого мышления»

- О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»

Новизна опыта.

Развитие творческого мышления дошкольников через сказку.

Ученые, которые исследовали сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.

Народные сказки не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.

Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.

Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.

В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста преобладает наглядное мышление - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии, детям нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки возможно развитие у детей творческого мышления, умения самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.

Трудоемкость опыта.

Данную работу может реализовать любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация работы не будет трудоемкой при наличии методической и художественной литературы. Большую помощь могут оказать родители.

Трудности заключаются в планировании системы организованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в разработке критериев отслеживания результатов.

Технология опыта.

Из всего многообразия художественной литературы для нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста я выбрала детский фольклор: малые фольклорные жанры и сказки.

Цель: Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы (сказок).

Были определены следующие задачи:

Воспитательные

  1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
  2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
  3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
  4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивости, дружелюбия, умения уступать, помогать друг другу и др.

Развивающие.

  1. Содействовать развитию речи детей.
  2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

Обучающие.

  1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  2. Знакомить детей с художественной литературой.
  3. Расширять представления об окружающем мире.
  4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Основной этап.

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Рисуем сказку» и др.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, осуществили проект «Что за прелесть эти сказки!».

Сказка в системе нравственного воспитания.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»).

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап:

Провела итоговую литературную викторину: «По дорогам сказки»

Результат:

- Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль

- Улучшилось взаимопонимание благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

Результативность.

В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Сравнение результатов показывает наметившуюся положительную динамику, после проведённой с детьми работы, это выражается в том, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности нравственных представлений:

Таким образом, проведенная работа позволила сделать вывод,

что сказка оказывает огромное влияние на развитие личности.

Считаю, что в результате проделанной работы у детей сформировались нравственные представления. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом. Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону

личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость - все это

будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

«Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах». Эти слова А.И. Герцена

остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека.

 

2016 – 2017 учебный год. 20 детей.

В результате проведенной работы отметим, что отсутствовавший в начале работы высокий уровень развития детей повысился до 20% (4 ребенка), средний – с 60% (12 детей) до 80% (16 детей). Низкий уровень отсутствует.

 

2017 – 2018 учебный год. 18 детей

В результате проведенной работы высокий уровень развития детей повысился до 58% (10 детей), средний понизился с 82% до 42% (8 детей).

Адресная направленность.

Опыт работы по нравственному воспитанию посредством художественной литературы детей дошкольного возраста может быть использован среди воспитателей города и района, также может использоваться на методических объединениях, семинарах, родительских собраниях.

 

Приложение №1.

Литература:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.
  2. Буре Р.С. Нравственное воспитание дошкольников. М.1972. с. 61..
  3. Макаренко А.С. Проблемы воспитания М.1978. с.67.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.1998. с 176. с.178.
  5. Т.А.Шорыгина «Родные сказки»
  6. Урунтаева Г.А. Диагностическое обследование детей. М.1999.с. 25.
  7. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой. 1998. с.2.
  8. Статьи сети Интернет.
  9. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  10. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду - М., 2000.

Приложение №1

Список детей.

1. Матвей А.

2. Наташа Б.

3. Матвей В.

4. Матвей Г.

5. Дима Е.

6. Максим Б.

7. Злата К.

8. Герман К.

9. Миша К.

10. Полина С.

11. Дима Л.

12. Артем К.

13. Аня М.

14. Стас М.

15. Настя М.

16. Амина Р.

17. Лиза С.

18. Олег С.

19. Маша Ч.

20. Слава Я.

 

Приложение №2

Конспект ООД.

Цель: Познакомить детей с художественным произведением В. Катаева «Цветик-семицветик». Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.

Просмотр мультфильма по произведению В. Катаева «Цветик – семицветик»

Образовательные задачи: учить понимать идею сказки, передавать е содержание через беседу; давать полный ответ на поставленный вопрос; формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь;

Развивающие задачи: развивать произвольное внимание, слуховую память, развивать связную речь, формировать неречевые способы общения;

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая других; воспитывать уважение к ребёнку-зрителю; формировать желание помочь другу, попавшему в беду.

Методы и приёмы: наглядные (просмотр мультфильма), практические (изготовление продукта деятельности), словесные (беседа, вопросы), метод релаксации

Оборудование: Ноутбук, запись мультфильма «Цветик-семицветик», запись с релаксационной музыкой "Пробуждение растения", конверт с письмом от Волшебницы, бумажный цветок, карандаши цветные.

Участники проведения: дети, воспитатель, родители Время проведения: 25 минут

Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-Семицветик», заучивание слов из сказки «Лети, лети лепесток…», дидактическое упражнение «Если бы я был…(например, волшебником), я бы…», беседа «Заветное желание».

Ход ООД:

Раздаётся стук в дверь, входит воспитатель из соседней группы и сообщает детям, что почтальон случайно перепутал группу и отдал письмо не тем ребятам, которым оно предназначалось. А предназначалось оно вам (показывает детям конверт с адресом).

Воспитатель с детьми благодарят воспитателя за то, что она принесла письмо и вскрывают конверт: "Дорогие дети, пишет вам волшебница, у меня есть волшебная книга в которой живут сказки, но сегодня одна из сказок исчезла… Какая же? Я не знаю! Помогите, пожалуйста, мне её вернуть!"

Воспитатель с детьми и родителями включаются в поиск исчезнувшей сказки, в раздевалке, коридоре, на лестнице, возле окна находят разноцветные лепестки, считают их и приходят к выводу, что потерялась сказка В. Катаева «Цветик – Семицветик». Складывают лепестки в конверт и доверяют одному из родителей отправить письмо с нашедшейся сказкой волшебнице.

А воспитатель приглашает детей и остальных родителей в видеотеку. Релаксационное упражнение «Растение». Дети берут себе коврики и присаживаются на них. Воспитатель: « Представьте себе, что вы маленькие семена самых прекрасных растений. Тёплый луч солнца упал на землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают вверх руки, соединённые стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком». Сообщение темы. Дети, а если бы у вас была волшебная палочка или цветок, который мог бы исполнять любое ваше желание, то какие бы вы желания загадали? (ответы детей).

- Присаживайтесь поудобнее на коврики и посмотрите мультфильм - сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний.

Просмотр мультфильма - сказки «Цветик-семицветик»

Беседа: - Кто главный герой сказки? - Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? - Как вы поняли, что старушка была доброй феей? - Какой вам показалась Женя? - Что вы можете о ней сказать? (добрая, рассеянная, невнимательная…). Объясните, как вы это поняли?

Какие из желаний, которые загадала Женя, Вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?

Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так решили? Творческое упражнение «Раскрась цветок»

Воспитатель: - Вы запомнили, какого цвета лепестки были у цветика- семицветика? Давайте мы, тоже смастерим цветик - семицветик. Будем раскрашивать по одному лепестку, и вспоминать, как Женя использовала каждый из лепестков (по очереди дети рассказывают).

Физминутка (стоя на ковре в кругу):

Мимическое упражнение «Нежный цветок».

Воспитатель: - Представьте себе, что в руках у меня волшебный, нежный, хрупкий цветок. Бережно, осторожно будем передавать его друг другу, чтобы не помять и не сломать.

Заключительная часть.

Подведение итога: Воспитатель: - Посмотрите на цветик - семицветик, который вы сами разукрасили. Заберите его в группу. Как только вам захочется помочь кому-нибудь, захочется совершить какой-нибудь добрый и полезный поступок, отрывайте по одному лепесточку и произносите волшебные слова и у вас обязательно всё получится! Не отрывайте лепестки просто так! Многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться, заработать своими добрыми, хорошими поступками!

Дети, кому понравилось сегодня в видеотеке, возьмите себе на память красный лепесток, кто хотел бы ещё сюда прийти - жёлтый лепесток, кому не понравилось здесь - синий цветок.

Подводя итог работы, мы выявили:

Синий цветок дети не брали, всем понравилось занятие.

Красные и желтые лепестки были разобраны детьми.

 

Приложение №3

Анкеты для родителей.

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания.

1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Нет, изредка.

В. Никогда.

2.Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

3.Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

4.Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

5.Под влиянием, каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6.Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

7.Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

п/п Вопросы1234567

  1. 3 балла1 балл 3 балла
  2. 2 балла1 балл1 балл
  3. 3 балла 2 балла2 балла
  4. 2 балла1 балл2 балла
  5. 2 балла 2 балла 1 балл
  6. 3 балла1 балл0 баллов
  7. 3 балла3 балла1 балл

От 6 до 10 баллов - в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания. От 11 до 17 баллов - в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания. От 18 до 21 балла - в семье преобладает либерально - попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

Приложение №4

«Поговорим о нравственности»

С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

  1. Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.).

2.Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

Придумайте синонимы к словам "доброта", "взаимопомощь", "дружба".

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии.

Показатели сформированности нравственных представлений детей.

Для определения результативности проведенной работы проведено педагогическое наблюдение в группе детей 6-го года жизни в количестве 20 человек.

Цель: поиск эффективных педагогических условий организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений дошкольников

Суть наблюдений:

соблюдение условий:

- репертуар сказок подобран с учётом ярко выраженных нравственных понятий;

- в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей;

- в педагогическом процессе используются нетрадиционные приёмы работы со сказкой.

Для выявления уровня сформированности нравственных представлений проведена диагностика по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькина «Закончи историю» и сюжетные картинки в книге «Диагностическое обследование детей». (Приложение 2)

Всем детям одновременно была прочитана русская народная сказка

«Заяц - хваста», затем, чтобы избежать повторов, индивидуально с каждым ребенком в беседе

по таким вопросам:

  1. О чем эта сказка?
  2. Кто главный герой в сказке?
  3. Какой он по характеру?
  4. Одобряешь ли ты его поведение? Почему?
  5. Какой он стал в конце сказки?
  6. Кто ему помог стать таким?
  7. А ты ведешь себя иногда также как он?
  8. Хорошо это или плохо? Почему?

 

Критерии сформированности нравственных представлений.

  1. Устойчивость нравственных представлений.
  2. A) Понимает ли смысл сказки.

Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

  1. B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.
  2. Сочетание нравственных образов и поведения.

А) Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок.

Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли

нравственные качества.

  1. Нравственная оценка.

А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

Б) Каким литературным героям он стремится подражать, какие

нравственные качества он выделяет.

Уровни сформированности нравственных представлений детей.

Высокому уровню соответствуют дети, которые хорошо понимают смысл сказки, отвечают на поставленные вопросы, могут выделить нравственные качества в сказке, правильно мотивируют предполагаемый поступок, отражают в речи нравственные качества, развернуто

последовательно объясняют ситуацию, дают полную нравственную характеристику героям.

Среднему уровню соответствуют дети, которые понимают смысл сказки, но не могут выделить нравственные качества в сказке, не всегда мотивируют предполагаемый поступок. Для этих детей характерно идти за лидером, соглашаться с его мнением. Беседуя по содержанию сказки, дети молчаливы, имеют трудности в поддержании диалога.

Низкому уровню соответствуют дети, которые не всегда понимают смысл сказки, не выделяют в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает в них никакого эмоционального состояния, ребенок вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во

взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

В результате наблюдения были выделены три уровня

сформированности нравственных представлений дошкольников.

Результаты наблюдения занесены в таблицы

По результатам делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей через сказку.

  1. Умение внимательно слушать чтение литературных произведений.
  2. Умение выделять поступки героев, давать элементарную оценку.
  3. Умение различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в литературе.
  4. Умение откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, слов, выражений.
  5. Умение сопереживать героям.
  6. Умение воспроизводить текст сказок при рассматривании иллюстраций.
  7. Наличие потребности в чтении, самостоятельное добровольное обращение к книгам.
  8. Применение нравственного урока из сказки на себя.
  9. Умение аккуратно пользоваться книгой, бережно относиться, убирать на место.

 

Оценка выполнения осуществляется по 5-ти бальной шкале.

1-2 балла – низкий уровень

3-4 балла – средний уровень

5 баллов – высокий уровень

 

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну, а слабый – его защитить,

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

 ( А. Лесных)

Документы для скачивания