a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5) лет) в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие по сказкам».

Автор: Кумицкая Елена Викторовна Опубликовано: 2019-10-23 09:56:52

Цель:  Формирование элементарных математических представлений через игру.

Задачи:

. Образовательные:

- Закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделить их свойства (форма);

 - Закреплять знание количественного счета до 5;

-Учить детй сравнивать предметы по высоте и длине;

Развивающие:

    - развивать  память, речь,  логическое мышление, воображение;

Воспитательные:

   - Воспитывать стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной        ситуации; прививать доброжелательное отношение к сказочным героям

Оборудование:

 Сказочный сундучок, теремок с жителями (лягушка, мышка, заяц, волк, лиса, медведь), ковер-самолет (заплатки в форме геометрических фигур), три медведя и Машенька, кровати трех медведей, три коврика, ноутбук

Методические приёмы:

 использование ИКТ, наглядный материал, загадки, использование игровых технологий, беседа, вопросы.

Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности.

Предварительная работ

а: Чтение и театрализация  сказок «Теремок», «Три медведя», дидактическая игра «Заплатки», показ презентации,  о «волшебном транспорте» (ступа, печь, метла, ковер-самолет).

Ход ООД

Воспитатель:

Ребята, я очень рада видеть вас. Собрались все дети в круг я твой друг и ты мой друг крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь вдохнули глубоко и выдохнули.

Незаметно в группе появляется сундучок, и дети обращают на него внимание.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось.

Дети: Это ведь сказочный сундучок.

Воспитатель:  А в сундучке  сказочные герои,  хотите узнать какие?

Дети: Да

Воспитатель:  Тогда отгадайте загадки:

           Из болота прискакала

           В поле домик увидала

           Зеленая попрыгушка

           Мышке в дверь стучит …….(лягушка)

Дети: Лягушка

Воспитатель: А из какой сказки лягушка?

Дети: Сказки «Теремок»

           В дом хозяева зашли –

           Безобразие нашли.

           На трех стульях кто сидел?!

           Кто похлебку всю доел?!

           Кто шмыгнул в окно, как ветер,

           На вопрос вы мне ответьте?  (Машенька)

Дети: Машенька

 Воспитатель: А из какой сказки Машенька?

Дети: Сказки «Три медведя»

Воспитатель: Но, Машенька и лягушка почему-то грустят, как вы думаете. Почему?

Дети: Предполагают (потерялись).

Воспитатель: А как мы можем им помочь?

Дети: Вернуть их в сказку.

Воспитатель: Ребята хотите попасть с нашими героями в сказку?                        

Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно попасть в сказку?  (Слайд 1)

Дети: Предполагают (подвожу постепенно их к ковру самолету)

Воспитатель: Посмотрите, не волшебный ли  «ковер-самолет» здесь лежит. (Разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур).

- На нем мы и отправимся путешествовать. Ой, на ковре у нас  дырки, мы не сможем, отправиться, на нем путешествовать.  Что же мы будем делать?

Дети: Зашить, поставить заплатки.

Воспитатель: Но дырки необычной формы, на что они похожи?

Дидактическая игра: «Заплатки»

А в сказочном сундучке  лежат заплатки. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырок  на ковре. Называя, какую геометрическую фигуру они берут.

Воспитатель: Вот мы и поставили заплатки, усаживайтесь на ковер-самолет и мы с вами отправляемся в полет. Полетели.

          С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

          Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?             (слайд2)

          Сядем мы вот в этом месте -будет очень интересно!

                                                                                                                                           

Воспитатель: В какую сказку мы прилетели? (Открываю на столе теремок и его героев)

Дети: Теремок.

Воспитатель: Смотрите, нас встречают  жители Теремка, но кого-то здесь не хватает.

Дети: Лягушки

Воспитатель: А где же наша лягушка?

Дети: В сказочном сундучке? (Достаю лягушку из сундучка)            

Воспитатель: Но жители никак не могут сосчитать, сколько, же их.  Давайте сосчитаем  их  Сосчитайте героев сказки, сколько всего?

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно сосчитали героев. Герои решили вас пригласить поиграть с ними в игру.

Дидактическая игра «Кто, где спрятался?»

Воспитатель:

          Закройте глаза, а тем временем жители теремка  спрячутся, а вы должны их найти. (Герои прячутся в пределах обстановки теремка).  ( слайд 3)

Воспитатель:

           Куда спряталась мышка-норушка?

           Где сидит зайчик?

           Возле чего сидит лягушка-квакушка?

           Где спряталась лисичка сестричка?

           Куда спрятался волчок?

           Возле чего стоит медведь?

 Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

 

Воспитатель: Вот мы и помогли лягушке вернуться в ее сказку, а теперь усаживайтесь на ковер-самолет и полетели дальше. Полетели. ( слайд 4)

          С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

          Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

          Сядем мы вот в этом месте -будет очень интересно!

                                                                                                                                            Как вы думаете, в какую сказку мы прилетели? (Открываю на столе три медведя и их домик)

Дети: «Три медведя»                                                                             

Воспитатель: Правильно – это сказка « Три медведя».  Нас встречают герои этой сказки Михайло Потапович, Настасья Петровна и Мишутка, но   кого-то здесь не хватает.

Дети: Машеньки

Воспитатель: А где же наша Машенька?

Дети: В сказочном сундучке (Достаю Машеньку из сундучка)

Воспитатель: Но герои грустят, потому что в домике беспорядок. Ребята, а как мы им можем помочь?

Дети: Убрать все.

Воспитатель: Давайте наведем порядок в домике у медведей.

Дидактическая игра «Каждому свое!».

Воспитатель: Чья это кровать?

Дети: Михайло Потаповича

Воспитатель: А какая она по высоте?

Дети:  Высокая.

Воспитатель: Чья это кровать?

Дети: Настасьи Петровны

Воспитатель: А какая она по высоте?

Дети: Чуть-чуть пониже.

Воспитатель: Чья это кроватка?

Дети: Мишуткина

Воспитатель: А у Мишутки, какая кроватка по высоте?

Дети: Низкая.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а здесь еще и коврики лежат. Давайте положим их к кроваткам.  

Воспитатель: Это какой коврик по длине?

Дети: Длинный

Воспитатель: От чьей кровати этот коврик?

Дети: Михайло Потаповича

Воспитатель: Это какой коврик по длине?

Дети: Короче

Воспитатель: От чьей кровати этот коврик?

Дети: Настасьи Петровны

Воспитатель: Это какой коврик по длине?

Дети: Короткий

Воспитатель: От чьей кровати этот коврик?

Дети: Мишуткиной

Воспитатель: Вот мы и помогли навести порядок у трех медведей и Машеньку вернули  в ее сказку. Но Машенька принесла с собой тарелочки для медведей, посмотрите ( Слайд 5  )  

Ой, но они разбились, что же делать? ( ответ детей помочь слепить).

Лепка тарелок из теста. Вот мы и еще раз помогли Машеньке. 

   Теперь усаживайтесь на ковер-самолет

Пора нам возвращаться в детский сад.  (Слайд 6)

С вами мы опять в полёте,                                                                                              На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится –                                                                                                      Должен в группе приземлиться.                                                                                                                                    

   

Вот мы и в группе (дети усаживаются на стульчики).  Вам понравилось путешествие по сказкам. (Ответы детей) На чём путешествовали? (Ответы детей) В каких  сказках  мы  с вами побывали? (Ответы детей).

  

Самоанализ НОД по ФЭМП «Путешествие по сказкам»

 

Материал и оборудование: «ковер-самолет» с дырками и заплатками в форме геометрических фигур, колобок, кукла Аленушка, картинки с изображением сказок, цифры, запись полета «ковра-самолета», песня колобка.

 

НОД по ФЭМП «Путешествие по сказкам» проводилось в средней группе.

 

Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Путешествие по сказкам» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

 

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, (из мотивационно - ориентировочного, практического, оценочного этапов) в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

 

Мотивационно-ориентировочный этап – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться на в сказочное путешествие на «ковре-самолете».

 

Практический этап НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей – путешествие по сказкам и ответы на вопросы, направленные на решение поставленных задач.

 

Оценочный этап НОД включал повторение и закрепление положительного результаты словесным поощрением.

 

Каждая часть непосредственно-образовательной деятельности была направлена на решение определенных задач.

 

На занятии решались основные

 

образовательные задачи:

 

  1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

 

  1. Закрепить знание количественного и порядкового счета, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.

 

  1. Закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже, между, рядом и т. д.

 

  1. Повторение знакомых сказок и героев, которые встречаются в них.

 

воспитательные задачи:

 

  1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

 

  1. Воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

 

развивающие задачи:

 

  1. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, воображение.

 

  1. Развивать интерес к математике.

 

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности.

 

  1. Словесные (беседа, вопросы на сообразительность и логическое мышление, загадки, поощрение);

 

  1. Наглядно - демонстрационные (показ игрушки, показ картинок);

 

  1. Проблемные (отправиться на ковре самолете)

 

  1. Игровые (игры с «ковром -самолетом», колобком);

 

  1. Метод контроля. (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом)

 

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

 

Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.

 

В ходе образовательной деятельности сочетались как фронтальная, так и индивидуальная форма работы.

 

Непосредственно-образовательную деятельность я построила так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга, обеспечивая работоспособность. Старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

 

Материал для НОД был подобран в соответствии с уровнем развития детей, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

 

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие»

 

Я считаю, что выбранная мной форма организации НОД была достаточно эффективной, динамичной.

 

Поставленные задачи непосредственно образовательной деятельности были выполнены! НОД своей цели достигло!

 

Самоанализ НОД по ФЭМП в средней группе

«Путешествие в сказку»

 

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

- Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделить их свойства (форма, размер).

- Закрепить знание количественного счета до 5, соотносить с количеством предметов.

- Воспитывать стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации; прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

Материал и оборудование: изображения сказочных персонажей; ковер-самолет с «заплатками»-геометрическими фигурами, кукла-Алёнушка, кукла- Иванушка, кукла-Баба-Яга, речка с мостиком, яблоня с яблоками, Красная Шапочка (кукла или картинка), избушка на курьих ножках (картинка), корзинка, грибы, сосна, белка.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: чтение сказок, знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером предметов.

 

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Путешествие в сказку» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться на в сказочное путешествие на «ковре-самолете».

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.

В заключительной части НОД также использовала игровую проблемную ситуацию – выполнить задания Бабы Яги, чтобы проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию воспитательной задачи. Были сюрпризные моменты (угощение от Бабы Яги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление, проблемные ситуации на закрепление названий геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделение их свойств (форма, размер), закрепление знания количественного счета до 5, соотношение с количеством предметов. Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы:

  1. Словесный (вопросы к детям, стихотворения, загадки, поощрение);
  2. Наглядно-демонстрационный (изображения сказочных персонажей; ковер-самолет с «заплатками»-геометрическими фигурами, кукла-Алёнушка, кукла-Иванушка, кукла-Баба Яга, речка с мостиком, яблоня с яблоками, Красная Шапочка (кукла или картинка), избушка на курьих ножках (картинка), корзинка, грибы, сосна, белка);
  3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);
  4. Игровой (сказочное путешествие, задания);
  5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом (подсказка от Красной Шапочки) или с помощью каких-то предметов (яблочко от Яблони), угощения (от Бабы Яги)).

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Поставленные задачи непосредственно образовательной деятельности были выполнены! НОД своей цели достигло!