a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Работа по самообразованию "Музыкальный фольклор Белгородской области"

Автор: Васильченко Любовь Алексеевна Опубликовано: 2019-10-24 19:31:38

План работы по самообразованию

Музыкальный фольклор Белгородской области

Есть особая область народного творчества, которая, по мнению крупнейшего отечественного педагога и фольклориста Г.С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Причем это те же «надобности», которые являются главными и в современной педагогике – забота о том, чтобы вырастить человека здоровым телом и душой. Очевидно, что область эта образована произведениями народного творчества, фольклора, созданными для детей, иначе - детским фольклором.

Детский фольклор всегда объединял мир детей и взрослых, поскольку с его помощью взрослые легко устанавливали с ребенком эмоциональный контакт. Воспитательная ценность фольклора исторически основывалась также на том, что, представляя собой специфическую область народного творчества, он включает в себя целую систему поэтических, музыкально-песенных, танцевальных и обрядово-игровых самобытных жанров. Одновременно с этим, являясь средством нравственно-эстетического воспитания и формирования национального самосознания подрастающего поколения, детский фольклор сближает, а не разъединяет народы и, следовательно, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих ценностей.

В современных условиях значение традиций отечественного фольклора – песенных, игровых, танцевальных, инструментальных, весьма возросло и актуализировалось в практике воспитания личности детей, подростков и юношества на национально-культурной основе. При этом к настоящему времени уже накоплен значительный педагогический опыт такого воспитания. Постоянно пополняется и обогащается методика обучения детей народным художественным традициям в условиях различных образовательных учреждений (Н.Н.Гилярова, М.Литвинова, М.Мухлынин, Г.М.Науменко и др.).

Исходя из этого, мы определили тему нашего теоретико-методического исследования как: «Основы нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора Белгородской области».

Цель исследования: Определить возможные пути воспитания нравственно-эстетических позиций личности средствами музыкального фольклора Белгородской области.

Задачи исследования:

  1. Теоретически выявить нравственно-эстетический и личностно-развивающий потенциал музыкально-песенного фольклора;
  2. Изучить, систематизировать и классифицировать фольклорные песни для детей младшего школьного возраста;
  3. Экспериментально проверить педагогические условия успешного освоения детьми фольклорно-песенных традиций на занятиях фольклорного ансамбля.

Форма самообразования: групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;

- Самоанализ.

Практический выход: музыкальные праздники, конкурсы.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.

 

2017-2018 уч. год 

«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1.    «Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность.

2.    Проведение диагностики музыкальных способностей.

1.    Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 –

№ 10.

2.    Провести диагностику.

1.    Консультация для педагогов.

2.    Анализ результатов диагностики.

Октябрь

1.    «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно аналитическая деятельность.

1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – Москва; 1997 г.

1.    Консультация для педагогов.

 

Ноябрь

1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы  муз.рук-ля В.В. Герасимовой 1 кв.категории, г. Озерск, 2011 г.

1. Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах).

Декабрь

«Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки»

Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г.

Доклад на педагогическом совещании.

Январь

«Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника)

Разработать сценарий.

Праздник «Это розовое слово – привет!»

Февраль

Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок»

Разработать анкету, провести анкетирование.

Анализ проведенного анкетирования родителей.

Март

«Взаимодействие детского сада и семьи»

Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.

 

Консультация для родителей, выступление на родительском собрании.

Апрель

1.    «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»

2.    «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника)

 

1.    Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.

2.    Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).

 

1.    Доклад для педагогического совещания.

2.    Праздник «В гостях у Феи красоты».

Май

1.    «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника)

2.    Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.

1.    Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.

2.    Проведение диагностических исследований.

1.    Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».

2.    Анализ результатов диагностики.

 

2018-2019 уч. год 

«Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1.«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1.Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения.

2. Провести мониторинг.

1.    Мастер-класс «Обучение детей игре на детских шумовых инструментах».

2.    Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм.

Октябрь

1.      «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру на детских народных музыкальных инструментах».

 

1.    Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная область «Музыка». Раздел «Игра на детских муз.инструментах». Составить конспект.

 

1.      Конспект по изученной теме.

Ноябрь

Декабрь

1.         «Игра на детских музыкальных инструментах»

1.      Изучить литературу:

ü  Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 г., 2005 г., 2006 г.

ü  Журналы «Музыкальная палитра» за 2003г.,  2004г.,  2005г.,  2006 г.

ü  Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2006 г.

ü  Зацепина М.Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников. Уч. метод. пособие. – М.: Пед. общество России, 2004.

ü  Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: Сфера, 2006. Составить конспект по изученной теме.

 

1.    Конспекты по изученным темам: «Обучение детей игре на ДМИ»; «Ритмодекламация»; «Разучивание музыкальных произведений»; «Пальчиковые речевые игры и игры с палочками»; «Мир звуков и шумов», «Шумовые инструменты»

Январь

1.    «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности».

2.    «Игра на детских музыкальных инструментах – творческий вид музыкальной деятельности».

1.      Изучить литературу: «Музыкально-театрализованная деятельность детей 6-7 лет» Э.А. Тонкова, журнал «Музыкальный руководитель», № 3, 2012 г.

2.      Изучить литературу:  Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.

1.Консультация для воспитателей.

2. Доклад для педагогического совещания.

Февраль

1.      Игра на детских музыкальных инструментах.

2.      ««Использование игровых технологий на музыкальных занятиях».

1.      Разучить с детским оркестром «Зимнее Рондо», Марш С.Прокофьева.

2.      Изучить обобщение опыта по данной теме муз.рук-ля Герасимовой В.В., г.Озеры, 2011 г.

1.    Выступление детского оркестра на общепоселковом концертном мероприятии, посвященному 23 февраля.

2.    Конспект.

Март

«Основные виды музыкально-дидактических игр»

Принять участие в педагогическом Интернет-форуме на Maam.ru, обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз-но-дидактических игр: «Где чьи детки?», фланелеграф, «Сколько нас поет?», «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» и т.д.

Картотека музыкально-дидактических игр. Пособия для проведения муз-но-дидактических игр.

Апрель

1.      «Музыкальное воспитание в семье»

1.      Использовать образовательные интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал.

Папка-передвижка по данной теме.

Май

1. «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности»

2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. Использовать образовательных интернет-ресурсов, конспектировать полученный материал.

2. Провести мониторинг.

1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совете.

2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.

 

2019-2020 уч. год 

«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии»

2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1.Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы)

2. Провести мониторинг.

1.    Анализ результатов анкетирования.

2.    Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм.

Октябрь

1.«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки».

2. «Пойте своим детям колыбельные» - консультация для родителей.

1.Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект.

2. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

1.Конспект по изученной теме.

2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы)

Ноябрь

 

1.      «В гости к музыке». 5 правил по восприятию музыки – консультация для родителей.

1. Изучить материал из опыта работы Герасимовой В.В. – муз.рук-ля 1 кв.категории, г. Озеры, 2011 г.

1. Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы).

Декабрь

1.      Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии)

1.      Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников.

1.Праздники: «Новый Год» 2-я.гр р.возр; «Заюшкина избушка»мл.группа; «Ёлочкин сон» - средняя группа; «Новый Год в Африке» - старшая группа; «Под Новый Год в гости сказка к нам придет» подг.гр.

Январь

1.      «Мир музыки и цвета» (конспект занятия).

2.      «Вокальное развитие дошкольников»

1.      Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой.

2.      Подобрать, изучить литературу, составить конспект.

1.      Конспект занятия в средней группе «Мир музыки и цвета».

2.      Конспект.

Февраль

1.    «Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста».

1.    Подобрать методы, приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать.

1.     Консультация для воспитателей.

Март

1.    «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей».

2.    «Двигательное творчество на музыкальных занятиях».

1.    Обобщить опыт работы коллег, составить конспект.

2.    Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. (импровизация движений под знакомую музыку, концерт соревновательного характера).

1.    «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей».Конспект.

2.    «Двигательное творчество на музыкальных занятиях».Конспект

Апрель

1. «Занимательные звуки» - Мастер-класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности.

1.      Разработать план-конспект мероприятия.

1. Мастер-класс -  «Занимательные звуки».

Май

1. Выпускной праздник (сценарий)

2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. Разработать сценарий к выпускному празднику.

2. Провести мониторинг.

1. Выпускной праздник.

2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.


Работа над программой профессионального самообразования поможет мне в течение отведенного времени:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Литература

1 Агамова Н.С., Слепцов И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М.,1995. – 174 с.

2 Аникин В.П. Традиции русского фольклора. – М., 1986.

3 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Л., 1980.

4 Белов В.И. Лад // Очерки о народной эстетике. – М., 1989.

5 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930.

6 Камаева Т.Ю. «Русский фольклор. Детские музыкальные праздники».

  1. Кисловская А. Хороводные игры с пением. – М., 1987.
  2. Колпакова Н. Заплетайся, плетень! Народные игровые песни. – Л., 1961.
  3. Комовская Н. Вася-гусеночек: Русские народные игры и считалки. – М., 1962.
  4. «Материалы к занятиям по детской, бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору».
  5. Мухлынин М. Игровой фольклор и детский досуг: Метод. пособие. – М., 1985.

12. Мястцев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.

13. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. – М.: Яуза, 1997. 253 с.

14. Радынова О.П. «Баюшки-баю».

  1. Сохор А. «Воспитательная роль музыки». Ленинград, 1962. - 64 с.
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.
  3. Щербакова О.С. Музыкальный фольклор и дети / Под общ. ред. Л.В. Шаминой. – М., 1997. – С. 21-24.

18. Энциклопедия обрядов и обычаев/Сост. Л.И. Брудная, З.М.Гуревич, О.Л.Дмитриева. – СПб.: «Респекс», 1996. – 560 с.

 

 

Документы для скачивания