a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Дидактическая игра как средство социально- коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста.

Автор: Носик Любовь Сергеевна Опубликовано: 2019-10-26 15:40:19

На сегодняшний день в  ФГОС прописано, что  Социально- коммуникативное развитие   направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. И именно игра является средством вхождения ребёнка в социум и развитием его коммуникативных способностей.

 

Игра — основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Предложите игру сами, помогите ему в познании окружающего мира. Воспитывайте ребенка пытливым, сильным, находчивым, здоровым. Играя с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие. Вспомните свое детство, почувствуете себя моложе и станете лучше понимать своих детей.

Одними из таких игр являются дидактические игры. В детском саду им уделяется особое внимание.

Дидактика — это обучение. Дидактические игры — это обучающие игры. Эти игры созданы народной педагогикой; в разные времена, разные педагоги  по-разному  смотрели на значение дидактических игр. Фребель считал ее средством воспитания и обучения; Монтесори — средством развития ощущений; Тихеева считает дидактические игры средством развития речи  ребенка; Усова- эти игры хороши для сенсорного развития. Все это говорит о том, что дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников.

Существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Виды дидактических игр:

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами:

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Для детей младшего дошкольного  возраста используют предметы резко отличающиеся друг от друга по свойствам, а в среднем  и старшем возрасте различия менее заметны, так как дети уже могут находить едва заметную разницу  между предметами.

Это такие игры, как «Чего не стало, что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Посмотри и запомни», «Угадай что спрятали», «Что больше, что меньше» , «Найди и принеси» и т. д.

Дидактическая игра «Всё наоборот»

Цель игры: развитие крупной моторики дошкольника, расширение его словарного запаса и совершенствование речи.

Игровой инвентарь: мяч.

Ход игры:

В такую игру лучше играть втроем или небольшой группой (до 5 человек).

Среди участника выбирают ведущего. Он становится напротив остальных игроков и бросает им мяч по очереди. При этом он называет слово — прилагательное, а тот, кто ловит мяч, должен сказать антоним к этому слову.

Например:

холодный – горячий;

высокий – низкий;

большой — маленький;

добрый – злой;

тяжелый – легкий.

Если кто-то из участников ошибается, он выбывает из игры. Последний участник, которому удалось не выбыть из игры, становится ведущим.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Возможность выбирать игру по собственному желанию делает ее особенно привлекательной. Одним нравится составлять узор из мозаики, другим — играть в лото, третьим — в шашки. При выборе игры нужно учитывать интересы детей, но воспитатель или родитель должен помнить, что эти интересы формируются, что часто ребенок не играет в ту или иную игру не потому, что она для него неинтересна, а потому, что он ее не знает. Важно помочь детям овладеть умением играть — и не только в одиночку, но и с товарищами. Необходимо наблюдать за детьми и помогать им по мере надобности. Темы настольных игр чрезвычайно разнообразны. Труд, искусство, путешествия, спорт, жизнь детей ― все находит в них отражение.

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
  2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
  3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.
  4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
  5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Словесные игры

Словесные игры- это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяют характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Словесные игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых видовых понятий ( «Назови одним словом», « Назови три предмета»).   Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре « Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города

Это такие игры , как  «Старая сказка на новый лад», « Придумай необычное существо», «Волшебное дерево», «Кто пришёл на новогодний карнавал?», «Волшебные предметы из чудесного мешочка», «Придумай загадку о волшебном животном», «Нелепицы», «Превращения», «Как спастись от колдуна?», «Придумай историю».

Словесная игра «Придумай необычное существо»(для детей от пяти лет)

 

Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.

Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.

Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, . Так развивается монологическая речь ребенка.

можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

 

 Словесная игра «Как спастись от колдуна?»(для детей от пяти лет)

Цель: развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: набор мелких игрушек или предметных картинок 8-10 штук (можно использовать в дальнейшем заместители).

Содержание: Взрослый рассказывает такую историю: «Жил-был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несёт к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их заколдовать и унести к себе».

После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок.Если же ребёнок испытывает какие-либо затруднения, необходимо помочь ему. Например, взять два первых попавшихся кубика, и придумать свой рассказ: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему ёжик не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились»

 

Среди большого разнообразия дидактических игр можно выделить коммуникативные игры, которые объединяют и связывают все виды дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира .Коммуникативные игры: «Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребёнок-угадай», «Найди своё место на генеалогическом древе» (игры, основаны на семейных отношениях); «Кто построил этот дом?», «Кто растит хлеб для всех?», «Что делают из дерева?» (тема труда); «Умные машины», «Помощники человека в быту» (предметный мир); «Узнай наш флаг», «Кто в какой стране живёт», «Иностранец», «В гости к эскимосам», «Экскурсия по родному посёлку» (чувство патриотизма); «Ярмарка», «Угадай роспись», «Составь узор»(формирование уважительного отношения к культуре России); «Огонь-друг или враг», «Говорящие знаки», «Опасные предметы» (основы безопасной жизнедеятельности).

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.

Когда ребенок играет, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет свой опыт, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, так как формирует у них коммуникативные умения и навыки. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости. «Игра – это подлинно социальная практика ребенка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения» писал Д. Б. Эльконин. Поэтому, именно игровая деятельность помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми и выработать определенные навыки социального поведения.

Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использование коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.

Ребенок, увлеченный дидактической игрой, не замечает того, что он учится общаться со сверстниками и взрослыми, познает социальный мир с его правилами и нормами поведения. В игре развивается мышление и речь, что способствует познавательному развитию, и таких важных психических процессов, как память, внимание, воображение. Через игру  дети  приобретают  достаточный личный социальный опыт, который послужит им фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению

Литература

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.»Просвещение»,1985.
  2. Сорокина А. И, Дидактические игры в детском саду: (Старшая группа).- М.: «Просвещение»,1982.
  3. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст]
  4. Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 10. -С. 14–17.

5.Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников