a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Рабочая программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования.

Автор: Бакетова Вера Николаевна Опубликовано: 2019-10-26 16:41:48

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А. П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р. Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н. Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г. С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”, Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Детский дизайн.»

Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  6. Развивать творческие способности детей.
  7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные методы работы:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экскурсии, путешествия, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Программа рассчитана на 1 учебный год. Длительность занятий составляет 25 минут.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Режим занятий.

Количество занятий – 34.

Длительность – 25 минут.

Периодичность – 1 занятие в неделю.

Количество детей, посещающих кружок – 10.

Срок реализации программы – 2017-2018 учебный год.

Примерное тематическое планирование

старшая группа (5-6лет)

Сентябрь

  1. «Осень на опушке краски разводила». Прослушивание сказки о листике. Отпечатки листьев. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы. (Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1)
  2. Рассказ о грибах съедобных и ядовитых. Рисунок «Грибы».
  3. Плоды сада. «Груша». Изготовление фрески из пшенной крупы.
  4. «Осеннее солнышко»- изготовление поделки из засушенных листьев клена.

Октябрь.

1.«Овощи». Учить вырезать реальную форму огурца, моркови, свеклы и т. д. Заготовка цв. бумаги, белый фон.

  1. Братья наши меньшие. «Ёж» - аппликация из частей предмета.
  2. «Пасмурный осенний день» (акварель+воск. мелки). Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода.
  3. «Человечки». Учить изготавливать простейшие игрушки из еловых и сосновых шишек, развивать воображение, пространственное мышление, воспитывать внимание и аккуратность.

Ноябрь.

  1. «Волшебная скатерть». Украшения на скатерти. Цветная бумага, белый фон (заготовка: вырезанные треугольники, квадраты и круги)
  2. «Наш осенний лес» - акварель.
  3. «Улитка» (изготовление из каштана и пластилина)
  4. «Зимушка-зима» (использование ваты и дырокола)

Декабрь.

  1. «Новогодние игрушки» - изготовление елочных игрушек из цветной бумаги.
  2. «Весёлый снеговик» лепка.
  3. «Рукавичка» - разрисовывание рукавицы
  4. «Наша ёлочка» - дети рисуют карандашами/фломастерами ёлочку с шариками, гирляндами.

Январь.

  1. «Необыкновенные снежинки». Учим вырезать снежинки.
  2. «Снегири на ветке». Акварель. Беседа о зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулке.
  3. «Комнатное растение»-аппликация.
  4. «Блюдце и чашка» - лепка.

Февраль.

  1. «Улица города». Объёмное изделие. (Д. Н. Колдина. Аппликация с детьми. 5-6 лет)
  2. «Валентинка» изготовление валентинки из крепированной бумаги.
  3. «Открытка для папы» (http://montessoriself.ru/podelka-na-23-fevralya-dlya-starshey-gruppyi-detskogo-sada/
  4. «Ракета» пластилинография.

Март.

  1. «Открытка маме» (http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0191.shtml)
  2. «Ваза для цветов» пластилинография.
  3. «Пришла Весна!» рисуем восковыми мелками,карандашами.
  4. «Скворечник для скворца» аппликация (Д. Н. Колдина. Аппликация с детьми. 5-6 лет)

Апрель.

  1. «Пасхальное яйцо» раскрашивание яйца узорами.
  2. «Весенний кораблик» изготовление кораблика из бумаги.
  3. «Первоцветы» делаем из полосок белой бумаги.
  4. «Ваза с цветами» - лепим первые садовые цветы. Пластилинография

Май.

  1. «Бабочки» (монотипия). Познакомить детей с техникой монотипии.
  2. «Открытка к 9 Мая».
  3. «Ночной город»- аппликация.
  4. «Море и его обитатели, Аквариум»

Источники:

  1. Д. Н. Колдина. Аппликация с детьми. 5-6 лет. Сценарии занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.-64 с.
  2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1.- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997.
  4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

 

Документы для скачивания