a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитание правовой культуры в ДОО

Опубликовано: 2014-12-02 09:45:56

Документы для скачивания

Воспитание п равовой культуры в ДОО Дети- не будущие личности; они уже личности. Дети- существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью. Януш Корчак В настоящее время возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правовая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры- обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОО, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС. П о отношению к детям до школьного возраста эта за дача понимается порой не простительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почи тают рифмовки- и с правами бу дет все в порядке. Из картинок и инсценировок правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляю щая, обеспечивающая ее, - это пра вовая культура взрослых и их соот ветствующее поведение. К сожале нию, лишь небольшая часть взрослых( 10- 15% ) , занимающихся воспитани ем детей, знакома с Конвенцией о правах ребенка( принята Резолю цией 44/ 25 Генеральной Ассамбл еи ОО Н от 20 ноября 1989 г. ; наша стра на ратифицировала ее Федераль ным законом от 7 мая 2013 г. № 75- ФЗ) . Среди опрошенных студентов вечернего отделения колледжа- педагогов- практиков( 6о человек) - только один знал о существовании этого документа, но не был знаком с его содержанием. Соответственно они не считают нужным соблюдать его положения применительно к де тям дошкольного возраста и тем более формировать у них пред ставления об их правах. Такая пози ция( дети малы для таких знаний) свидетельствует о безграмотности взрослого населения в области прав человека и принципиально вредна для формирования личности ре бенка как будущего гражданина. Из этого следует, что начинать ра боту необходимо с ознакомления взрослых с нормативными доку ментами и раскрытия их значения для развития личности ребенка. Дошкольная организация спо собна внести ощутимый вклад в формирование гражданской лич ности и может организовать работу в трех направлениях: с воспитателями; с родителями; с детьми. Мы уделим внимание первым двум направлениям, так как работа с дошкольниками по формирова нию правовой культуры имеет свою специфику и требует отдельного, более глубокого освещения. В на стоящее время недостаточно лите ратуры, которая помогла бы опре делить, какие статьи Конвенции мо гут реализовываться в ДОО. Средства массовой информации мало осве щают эту проблему, и, как след ствие, педагогические работники даже не задумываются, соблюдаются ли права детей. Кроме того, суще ствуют такие нарушения прав ре бенка, как предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, необоснованная критика в его адрес. Но это происходит не преднаме ренно, а в силу непонимания данной проблемы и невладения приемами психолого- педагогического воздей ствия на эмоциональную сферу до школьника. Проблему прав детей следует рассматривать в двух направле ниях: социально- правовом и психо лого- педагогическом. Социально- правовое направле ние включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, об разовательных, культурных и дру гих детских учреждений. Психолого- педагогическое на правление предполагает создание благоприятных условий: комфорт ной атмосферы, стиля жизни, об щения в семье и в образователь ной организации. Плодотворность работы по правовому воспитанию дошкольников определяется в пер вую очередь направлением работы всего коллектива. Модель правового образования педагогического коллектива можно представить на следующей схеме. Подготовительный этап. Задачи. 1. Подбор материалов по Конвенции о правах ребенка и нормативн о- правовых документов Российской Федерации. 2. Первичный монито ринг отношения к правам ребенка в педагогическом коллективе. 3. Диа гностическое обследование родите лей с целью выявления отношения к правам и достоинству ребенка. 4. Разработка теоретического семи нара по теме «Защита прав и до стоинства маленького ребенка». Практический этап. Задачи. 5. Про ведение семинара- практикума с пе дагогами ДОО. 6. Проведение стар товой диагностики. 7. Мониторинг ре зультативности теоретического се минара в практической деятельности педагогов. 8. Обобщение опыта ра боты воспитателей по реализации Конвенции о правах ребенка. 9. Про ведение деловых игр «Под защитой закона», ю. Организация индивиду альных консультаций педагогов. Внедренческий этап. 11. Проведе ние педагогического совета «За щита прав ребенка- наша общая за дача»( совместно с родителями) . 12. Информирование педагогиче ской общественности и родителей о результатах работы. 13. Участие в на учно- практических конференциях по проблеме правового воспитания. Воспитание гармонично развитой личности- задача не только педаго гов, но и родителей; привлекая их к правовому воспитанию, необходимо формировать понимание того, что ро дители являются гарантом прав ре бенка. Семья ответственна за ре бенка, за соблюдение его прав. По этому одной из главных задач пра вового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка. Таблица Создание банка данных о семьях воспитанников Выявление уровня родительских требований к инновационной деятельности в ДОО. Индивидуальное обследование детей «группы риска» Анкетирование «Какой вы родитель? »( определение степени близости между родителями и детьми) , «Наказание и воспитание в семье» Родительские собрания «Общение с ребенком как диалог», «Защита прав и достоинства ребенка», «Прав тот, у кого прав больше? », «Особенности пси хического развития дошкольника» Выставки Книги, рисунки на правовую тематику, «Дети разных народов», «Я- гражданин России! », «Мама, папа и я- счастливая семья! », «Быт и культура моего родного края», «Я имею право на дет ство» Телефон доверия Консультативная индивидуальная помощь, обмен информа цией Привлечение родителей к участию в деятельности ДОО Дни открытых дверей. Конкурс на лучшее письмо своему ре бенку. Конкурс коллективных рисунков родителей и детей на тему «Имею право! ». Создание проектов: «Омбудсмен. Кто он? », «Твое право, малыш! » Наглядно- педагогическая пропа ганда Информационные стенды. Памятки для родителей. «Жестокое обращение с детьми, что это такое? », «Семь правил для взрос лых» Консультирование «Типы родительской любви», «Права ребенка и их соблюдение в семье», «Родительский авторитет. В чем его сущность? » Основные нормативные документы по защите прав ребенка Декларация прав ребенка Конвенция о правах ребенка Семейный кодекс РФ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Реализация прав детей в ДОО Главной задачей правового образования является обес печение каждому ребенку оптимальных условий для раз вития индивидуальных способностей, возможности само реализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. Построение единой содержательной системы по за щите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей. Поэтому нормативно- правовые документы, способствующие защите прав ребенка, не обходимо претворять в жизнь по трем направлениям: работа с педагогами; работа с семьей; ознакомление детей с их правами. Павел Алексеевич Астахов – уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации В международном праве принято следующее опреде ление института омбудсмена( уполномоченного по пра вам человека или специализированного уполномочен ного по правам ребенка) : «Служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, кото рое ответственно перед законодательной властью, по лучает жалобы от пострадавших лиц или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие дей ствия и представлять доклады». Евгений Абрамович Бунимович – уполномоченный по правам ребенка в Москве

Оставить комментарий: