a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт воспитателя Филатовой М.О.

Опубликовано: 2014-12-02 14:27:33

«Разработка и применение нетрадиционных форм и методов работы по повышению речевой активности детей дошкольного возраста» 1. Актуальность и перспективность опыта. Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании личности ребенка дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. В настоящее время наблюдается неблагоприятная ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: • Ухудшение состояния здоровья детей; • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Скудная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словарного запаса, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словарного запаса, утрата самого понятия – культура речи. В дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего совершенствования правильной речи ребенка, и создаются предпосылки успешного обучения в школе Поэтому одной из важных задач воспитателя детей старшего дошкольного возраста изучить формы работы, методы и приёмы, которые способны повысить речевую активность детей. II Условия формирования опыта. Работая воспитателем в старшей группе, я столкнулась со следующими проблемами в речевом развитии воспитанников: - дети испытывали затруднения в построении сложных конструкций предложений; - затруднялись в употреблении обобщающих слов, подборе синонимов, антонимов; - самостоятельно пересказать текст, пересказать сказку могли лишь несколько воспитанника группы; - многие дети были невнимательны на занятиях, испытывали затруднения в выполнении поставленных задач. Проанализировав проблемы, я пришла к выводу, что мне, как воспитателю предстоит решение задач: - овладение детьми нормами речи; - развитие компонентов устной речи; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Затем, я занялась изучением методической литературы по теме, и определила методические приемы и средства обучения, которые могли бы способствовать в решении перечисленных задач III Теоретическая база опыта. В работе используется значительное количество программ и методической литературы по речевому развитию дошкольников: 1. Программа: «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, 2007 2. Программа: «Мы в Мордовии живём» О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, 2011 3. Князева О. Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- пресс, 2004 4. Парциальная программа: « Валдоня »/ Отв. р ед. И. М. Фадеева. - Саранск, 2001. 5. Программа обучения английскому языку М. В. Штарнепрайса. и др. 6. «Речь и речевое общение детей» Арушанова А. Г. 7. «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. I V. Технология опыта. Реализовать задачи повышения речевой активности дошкольников можно только комплексно, через все виды деятельности детей: совместную деятельность взрослого и детей, НОД, совместную деятельность в режиме дня; самостоятельную деятельность детей. Реализацию поставленных задач я начала с разработки средств обучения: систематизировала фольклорный материал по устному народному творчеству; оформила картотеки скороговорок, пословиц, стихов и загадок; приобрела недостающие настольно- печатные игры. Затем приступила к изготовлению игровых и учебных пособий. Был разработан и реализован проект «Единство традиций и обычаев русского и мордовского народа», в ходе которого дети не только повышали речевую активность, но и знакомились с традициями, обычаями и фольклором русского и мордовского народа. Итоговым мероприятием проекта стало развлечение: «На нашей ярмарке смех да веселье». Мною оформлен альбом «Устное народное творчество » в котором собраны потешки, поговорки, загадки, колыбельные для детей дошкольного возраста. Хорошим помощником в повышении речевой активности детей служит сюжетно- ролевая игра. Она является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребен ка- дошкольника, а также идёт развитие речи детей. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно- ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли( врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку любая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Однако, умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно- ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер( в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек, нередко в ходе игры дети используют и предметы- заместители. Мы очень хотели, чтобы дети в нашей группе играли в сюжетно- ролевые игры, так как благотворное влияние на развитие речи очевидно, поэтому мы большое внимание уделили созданию предметно- развивающей среды и игровых центров. Дети часто играли в сюжетно- ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Шофёры», «Почта» и др. Для всех этих игр было изготовлено оборудование и сшиты костюмы( фотоальбом прилагается) . Не могу не сказать о значимости театрализованной деятельности для речевого развития детей. У каждого педагога, как мне кажется, есть любимый вид деятельности в работе с детьми. Для мен я- это драматизация. Мне очень нравится, что, работая воспитателем в детском саду, я имею возможность проявить своё актерское мастерство и певческие навыки, так как на утренниках разыгрываются целые театрализованные представления с участием детей и взрослых. В ходе работы с детьми я часто прибегаю к драматизации сказок. В младших группах я показываю детям: «Теремок», «Колобок», «Репка» «Маша и медведь», в старших группах обучаю детей обыгрывать этих же сказочных персонажей. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. нравственного поведения. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: пальчиковые куклы, тряпичные куклы, атрибуты для игр, сказочные герои, вырезанные из дерева, вылепленные из слоеного теста и т. д. На родительском собрании в 2010г мы показали драматизацию музыкальной сказки «Теремок». Детям очень понравился этот вид деятельности, а родители были приятно удивлены способностям своих детей. Стараясь активизировать речь детей в разных видах деятельности, я разработала рабочую программу кружка по обучению дошкольников английскому языку « Funny English » Кружок проводился один раз в неделю в течение двух лет. Мной постоянно велся журнал учёта посещаемости детей, был разработан перспективный план работы на два года, согласно программе обучения дошкольников английскому языку М. В. Штайнепрайса. Основной акцент при работе с детьми делается на усвоение лексики, а не грамматики английского языка. Всё обучение велось в игровой форме, поэтому детям нравилось заниматься. Ещё на занятие «приходили» сказочные персонажи и помогали освоить новую лексику. На занятиях кружка использовала дидактические игры те же самые, что и на занятиях по развитию речи, дети улавливали аналогию в проведении игр, закрепляли понимание лексического значения русских слов и запоминали английские слова. На родительском собрании в 2012 г я показала родителям воспитанников праздник «К нам пришла весна», в сценарии которого были стихи, пальчиковые и музыкально- дидактические игры, как на русском, так и на английском языке. А также драматизацию сказки «Колобок» на английском языке. Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За пять лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях по следующим темам: «Сюжетно- ролевая игра как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста», «Особенности речевого развития детей 4- 5 лет», «Влияние художественной литературы на речевое развитие детей 5- 6 лет», в уголке для родителей размещала консультации по теме работы, проводила анкетирование с родителями, оформляла папки- пердвижки. Видя заинтересованность педагога в работе с детьми, получая систематически информацию, касающуюся речевого развития детей, родители тоже становились более активными, начинали осознавать важность речевого развития и помогали в изготовлении дидактического материала, который использовался на занятиях и в свободной игровой деятельности. В 2011 и в 2012 г я выступала на августовских педагогических чтениях на темы: «Пути и средства повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста» и «Театрализованная деятельность, как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста». А также выступила с докладом на « Круглом столе» во время обучения на курсах по теме: «Английский язык и дошкольник» V. Анализ результативности опыта. Проанализировав все полученные результаты, мы можем сделать вывод, что применение разнообразных форм, методов и приёмов работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат в повышении речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Если в начале учебного года уровень освоения программы по речевому развитию у детей подготовительной группы по результатам образовательной области коммуникации составлял: в ысокий- 13% , средний- 49% , низкий- 38% , то к концу учебного года результаты улучшились: высокий- 15% , средний- 73% низкий- 12% . Дети научились: согласовывать и образовывать слова, стр оить сложные конструкции предложений с данными словами; употреблять в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы; самостоятельно пересказывать текст, придумывать эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам; Регулировать темп речи, овладели навыками словотворчества и рифмотворчества; Самостоятельно выполнять поставленную задачу. Дети стали внимательнее сл ушать педагога на занятии и действовать по плану VI. Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость опыта работы состоит в недостаточной оснащенности игровым и учебным оборудованием, наглядным материалом, также испытывался недостаток методических разработок по теме опыта. В ходе работы приобретена необходимая методическая и художественная литература, разработано перспективное планирование, проект, адаптированы рабочие программы. С помощью родителей созданы игровые пособия: «Корзина со спелыми фруктами», «Кастрюля с овощами», пальчиковый театр, тряпичные куклы, атрибуты и разнообразные костюмы для сюжетно- ролевых игр и др. VII. Адресность опыта Мой опыт работы будет полезен начинающим педагогам, которые планируют уделять большое внимание речевому развитию старших дошкольников, а также в родителям детей 5- 7 лет, которых волнуют проблемы повышения речевой активности детей.

Оставить комментарий: