a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт воспитателя Лябушевой П.С.

Опубликовано: 2014-12-02 16:31:00

Документы для скачивания

Актуальность и перспективность опыта. Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже, если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, я думаю ему просто необходимо знать кем и чем славится этот край. Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной культуры и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры. Как справедливо полагает академик Д. С. Лихачев, « Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, … культурная среда … необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Поэтому одной из целей и задач воспитания детей дошкольного возраста является приобщение к национальной культуре. Мой опыт работы предназначен для воспитателей, которые приобщают детей к языку, традициям и обычаям мокшанского народа. Условия формирования опыта. Современное дошкольное образование постоянно обновляется. И проблема приобщения дошкольников к национальной культуре является очень актуальной. Над темой я работаю несколько лет, а можно сказать всю свою педагогическую деятельность, так как несколько лет была руководителем кружка по обучению детей мокшанскому языку. Что натолкнуло меня работать по этой теме? Я родилась в мордовской семье, где широко соблюдались традиции, культура, быт мокшанского народа. Мне близки язык, песни, потешки, сказки мокшанского народа. Отрадно наблюдать, что в последнее время руководство республики Мордовия стало уделять должное внимание мордовскому языку, возрождению традиций и обычаев мордвы. Мокшанский язык изучают в школах, выходят в печать газеты и журналы на мокшанском языке, услышишь родной язык и на телевидении. Вовремя разработан и издан региональный модуль «Мы в Мордовии живем». Наличие литературы по теме работы вдохновляет работать по теме близкой к сердцу. Хочется верить, что мокшанский язык будет знать и молодое поколение. Поэтому свою работу я веду не только с детьми, но и с родителями воспитанников, ведь не так много семей, где родители мордва учат детей мокшанскому языку. На республиканских семинарах, н ациональных форумах, в городе Саранске, я знакомилась с опытом других воспитателей по приобщению дошкольников к национальной культуре. Актуальность темы, знание мокшанского языка, традиций и обычаев национальной культуры, наличие литературы, знакомство с опытом работы других педагогов- все это сформировало условия для моего опыта работы. Теоретическая база опыта В работе используются программы и методическая литература по приобщению дошкольников к национальной культуре: 1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» изд. О. В. Бурляева и др. 2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа» О. П. Князева, М. Д. Маханёва 3. Мордовские народные сказки. В обработке Т. К. Самородок. 4. Хрестоматия к программе « Валдоня » Автор сост. Е. Н. Киркина. 5. Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования « Мы в Мордовии живем» Технология опыта На основе программы « Валдоня » и примерного регионального модуля «Мы в Мордовии живем »я разработаларабочую программу кружка « Мокшаночка », составила перспективный план работы по направлению. Наметила ряд мероприятий: экскурсию в парк, в лес, к реке, по улицам посёлка, краеведческий музей. Регулярное планирование материала, проведение занятий по ознакомлению с мордовским декоративн о- прикладным искусством, ознакомлению с окружающим миром позволило мне выполнить задачи по реализации национально- регионального компонента. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром даю элементарные сведения об истории мордовского народа, о климате лесостепной зоны, рассказываю о реках Мокша и Сура, о малых озерах, даю сведения о разнообразии животного мира. В беседе с детьми рассказываю о многонациональности родного края, что на территории Мордовии проживают русские, мокшане и эрзяне, татары, подробно рассказываю о мокшанском народе, его быте, традициях и обычаях. В группе имеется мордовская изба со старинными предметами быта: печью, прялкой, сундуком, зыбкой. И конечно кукла Алдуня, одетая в национальный мокшанский костюм. Но в своей работе я уделяю внимание не только мокшанской культуре, но и русской. Как не может существовать растение без корня, так не может и Мордовия без великой России. Поэтому в нашей группе был реализован проект «Единство традиций и обычаев русского и мордовского народа». Итоговым мероприятием стало развлечение: «На нашей ярмарке смех да веселье». На празднике дети пели русские и мокшанские песни, играли в подвижные игры: «Горелки», « Вирява », « Сурская » игры дружественных народов и были одеты в национальные костюмы. Большое внимание уделяю выполнению программы по декоративной аппликации, рисованию и лепке, учитываю тот уровень знаний и технический умений детей и на этой основе строю дошкольный процесс. Особенно детям нравится занятия по аппликации, где создают узоры из геометрических фигур. Образцы узоров имеются в группе. Провожу открытые мероприятия для родителей. Многие из родителей, особенно старшее поколение знают мордовский язык и поэтому с любовью относятся к возрождению национальной культуры в детском саду. Они отвечают на вопросы в анкетах, участвуют в оформлении выставок, представляют совместные работы с детьми, активно участвуют в оформлении предметно- развивающей среды. Анализ результативности опыта. Проанализировав все полученные результаты, мы можем сделать вывод, что работая над темой «Приобщение дошкольников к национальной культуре», мне удалось реализовать поставленные цели задачи обучения и воспитания старших дошкольников. Дети лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру мокшанского народа, научились петь мокшанские песни. С интересом выполняли задания по аппликации, рисованию, ручному труду. Удалось наладить и плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников. Мониторинг уровня освоения детьми материала регионального модуля «Мы в Мордовии живем» показывает, что знания детей значительно улучшились.   Средняя Старшая Подготовительная Высокий 12% 13% 13% Средний 68% 70% 74% Низкий 22% 17% 13% Трудоемкость опыта Трудоемкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мокшанской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников. Большую поддержку мне оказали педагоги, работающие по национально- патриотическому воспитанию Зубово- Полянского педагогического колледжа. Они приглашали меня на мероприятия, посвященные недели мокшанского языка, знакомили с новой литературой. На одно из открытых мероприятий я была приглашена вместе с воспитанниками подготовительной группы, где они исполнили песню на мокшанском языке. Адресность. Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей старшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщение детей к национальной культуре, а также педагоги дополнительного образования- руководители кружков мокшанского языка.

Оставить комментарий: