a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Урок-игра по финансовой грамотности

Автор: Леонтьева Мария Николаевна Опубликовано: 2019-11-03 22:45:41

Классы: 5-е

Дата: 5.11.2019

Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся 5-х классов.

Задачи:

  • способствовать формированию экономического образа мышления;
  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Представление о результатах:

Личностные:

  • осознание себя как части семьи, общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

регулятивные:

  • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, купюры разных стран.

Используемая литература: урок разработан на основе квеста-игры учителя начальных классов МБОУ «Кайлинская ООШ» С. А. Черемисовой, с использованием материалов изданий С. Федина «Финансовая грамотность» (2,3,4 классы)

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок-игра по финансовой грамотности.

Для чего нам это нужно?

Сегодня мы совершим путешествие по 4-м станциям. Мы разделимся на две команды. Каждая команда будет выполнять задания и получать деньги (жетоны) за свою работу на каждой станции. В конце урока мы подсчитаем количество заработанных «денег» и определим победителя.

Наше путешествие начинается!

III. Работа по этапам игры.

1 станция «Денежная»

Беседа:

  • Что такое деньги? Как люди пользуются деньгами? (стоимость ответа – 1руб.)
  • Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги? (1 руб.)
  • Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной? (1 руб.)

Раньше, когда ещё не придумали деньги, люди обменивались между собой товарами. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Но такой обмен был неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. И тогда люди придумали монеты.

Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!

А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.

Рассматривают настоящую купюру в 100 рублей, чтобы научиться отличать настоящие деньги от фальшивых.

Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!

 

Задание 1. Соедините части пословиц и объясните их смысл. (5 руб.)

Без денег торговать

Восьми гривен

Гроша не стоит

Лучше на гривну убытку

На грош дела

  1. до рубля не хватает.

Б. на рубль суматохи.

В. как без соли хлебать.

Г. а глядит рублём.

Д. чем на алтын стыда.

 

2 станция «Аэропорт»

Сегодня в России насчитывают более 100 авиакомпаний, которые перевозят людей из города в город. Среди них есть популярные, просто известные, малоизвестны и вовсе не знакомые компании. Каждая отличается личным логотипом и набором предлагаемых услуг.

Задание 1. Рассмотрите таблицу и сделайте выводы (5 руб.).

Стоимость авиабилета Калининград-Москва

Беседа:

От чего зависит стоимость авиабилета? (от авиакомпании, класса перевозки, времени покупки билета). Еще многие авиакомпании поднимают цену в выходные дни. (2 руб.)

Чем отличаются бизнес-класс и эконом-класс? (1 руб.)

Как купить наиболее выгодно для себя? (2 руб.)

  1. Билет надо покупать заранее. За один день до вылета цены снижаются только на билеты бизнес-класса.
  2. Смотрим на авиакомпанию. Возможно, у Вашей семьи есть какие-то льготы или акционные купоны какой-нибудь компании.
  3. Если льгот нет, выбираем наиболее низкую цену.

 

3 станция «Банк»

Беседа:

Что такое банк? (1 руб.)

Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.

Чем отличается банкомат от терминала? Для чего они нужны? (2 руб.)

Что такое валюта? (денежная единица государства) (1 руб.)

Какие виды валюты вы знаете? (1 руб.)

Какая официальная валюта в России? (1 руб.)

Рассматривают настоящие купюры из Украины, Китая, Гонконга, ОАЭ, России, сравнивают их, находят общие и отличительные черты (по 1 руб. за ответ)

Задание 1. Сопоставьте: (7 руб.)

А. Польша

  1. Доллар

Б. Япония

  1. Евро

В. Россия

  1. Злотый

Г. Великобритания

  1. Фунт стерлингов

Д. Китай

  1. Иена

Е. США

  1. Юань

Ж. Страны Европы

Задание 2. (5 руб.) Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.

 

4 станция «Супермаркет»

Беседа:

- Может ли человек купить всё, что ему захочется? (1 руб.)

-Что нельзя купить ни за какие деньги? (1 руб.)

- Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар? (1 руб.)

-Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (1 руб.)

-Для чего в супермаркете ставят большие тележки? (1 руб.)

-Как найти в супермаркете самый дешевый товар? (1 руб.)

-Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? (1 руб.)

 

Задание 1. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу. (8 руб.)

  1. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

Задание 2. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? (5 руб.)

 

Яйцо, майонез,картофель,овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.), сухофрукты, соль, креветки, кондитерские изделия, сельдь, финики сушеные, маринады,  сало копченое,орешки соленые,  конфеты,чипсы,мясо.

 

Заполни таблицу

Необходимо, Время от времени, Не нужны.

  1. Подведение итогов.

Обе команды подсчитывают набранные очки, объявляется победитель.

Беседа:

  • Какие задания показались вам сложными? Почему?
  • Какие не вызвали затруднений?
  • Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

 

  1. Домашнее задание:

Исследовательский мини-проект «Шарлотка»

Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.

*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:

  • пошаговое исследование, которое было проведено;
  • выводы.

Автор-составитель Учитель русского и английского языка СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» Ли Лилия Эрнестовна.

 

Маршрутный лист

Команда___________________________

 

1 станция

Задание.  Соедините части пословиц и объясните их смысл.

Без денег торговать

 

А. до рубля не хватает.

 

Восьми гривен

 

Б. на рубль суматохи.

 

Гроша не стоит

 

В. Как без соли хлебать.

 

Лучше на гривну убытку

 

Г. а глядит рублём.

 

На грош дела

 

Д. чем на алтын стыда.

 

 

2 станция

Задание.  Рассмотрите таблицу и сделайте выводы.

Стоимость авиабилета Калининград-Москва

От чего зависит стоимость авиабилета?

 

Чем отличаются бизнес-класс и эконом-класс?

 

Как купить наиболее выгодно для себя?

 

 

3 станция

Задание 1. Сопоставьте страну и валюту, впишите ответы в таблицу.

Польша

 

Япония

 

Россия

 

Великобритания

 

Китай

 

США

 

Страны Европы

 

 

Доллар, евро, злотый, юань, йена, фунт стерлингов, рубль.

 

Задание 2. Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.

Ответ:____________________________.

 

4 станция

Задание 1. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

  1. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.


Задание 2.
 Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?

1) молоко

2) яйцо
3) майонез

4) картофель

5) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)
6) сухофрукты
7) соль
8) креветки

9) кондитерские изделия

10) сельдь
11) финики сушеные
12) маринады
13) сало копченое
14) орешки соленые
15) конфеты
16) чипсы

17) мясо


Заполните таблицу

Необходимо

 

 

 

 

Время от времени

 

 

 

 

Не нужны

 

 

 


Домашнее задание:

Исследовательский мини-проект «Шарлотка»

Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.

*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:

  • пошаговое исследование, которое было проведено;
  • выводы.