a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект выступления, презентация на Педагогическом салоне . «Проектный метод, как средство приобщения старших дошкольников к художественной литературе»

Автор: Зубарева Ирина Владимировна Опубликовано: 2019-11-04 22:43:07

Документы для скачивания

 

Вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.

Слайд 1

В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении.

Слайд 2

 

  И одним из ожидаемых результатов реализации программы  является увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения.
Согласно содержанию ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые подходы в приобщении детей к художественной литературе. На сегодняшний день в современных условиях и в системе дошкольного образования становится важным искать эффективные методы приобщения детей к детской литературе, а далее и в формировании интереса к художественной литературе

Слайд  3

 

В работе по данной проблеме  мы используем  парциальную программу Е.Ф. Купецковой «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» и методическое пособие «День книги в детском саду»

Слайд 4

- Кто же вводит дошкольника в мир книги?

Конечно же, взрослый.  Ребенок, не умеющий читать, полностью  зависит от взрослого человека и  не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы до тех пор, пока взрослые не введут его в этот мир, т. е.  вводят ребенка-дошкольника  в мир книг   родители и педагоги детских садов. Значит, чтобы повысить авторитет книги нужно работать с воспитателями и родителями.

Слайд 5

Следующий вопрос:

- Какой метод по приобщению дошкольников к художественной литературе является наиболее эффективным?

Слайд 6

 

Отвечая на этот вопрос, мы  учитывали несколько факторов:

- основные принципы приобщения детей к художественной литературе

- естественная потребность детей старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности

- разнообразие приемов и форм работы  по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Проанализировав факторы, повышающие интерес дошкольника к художественной литературе мы пришли к выводу,  что все они укладываются в рамках  проектного метода.

Слайд 7

Проектный метод педагоги в  практике с воспитанниками используют часто, но в приобщение детей к художественной литературе данный метод вызвал у педагогов затруднения.

Слайд 8

Выявив трудности и запросы педагогов, я, как старший воспитатель, поставила  цель реализовать содержание программы  Е.Ф. Купецковой  через проектный метод. Работа начиналась  со знакомства  с содержанием  программы и методического пособия Е.Ф.Купецковой.

Слайд 9

 

 

На следующем этапе был составлен перспективный план проектной деятельности на год. На экране вы видите план проектной деятельности за 2017-2018 уч. год. Названия проектов определили из программы «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»: по сказкам Корнея Ивановича Чуковского, по творчеству Валентины Александровны Осеевой и Сергея Владимировича Михалкова. Вы видите, что проекты разные по длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; по видам: творческие, исследовательские, познавательные, еще мне захотелось, чтобы проекты были разными по форме организации, чтобы в одном проекте было задействовано несколько групп (межгрупповым проектом стал проект «Сказка за сказкой» в октябре.

Слайд 10

 

Далее мы составляли  схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.

Слайд 11

Затем подбирали  методическую, справочную, энциклопедическую и художественную литературу по выбранной тематике проекта. 

Слайд 12

Составляли и обсуждали   со всеми участниками проекта поэтапный  план работы.

Слайд 13

Консультирование  и  практические тренинги помогли педагогам  постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило их мировоззрение.

Слайд 14

 

Сейчас педагоги не допускают шаблонных действий и находятся в постоянном  творческом поиске.

Слайд 15

Работа в данном направлении реализовывалась не только через обучение педагогов, но и через просветительскую работу с родителями.  В ходе проектной деятельности развивались детско-родительские отношения. Ребенок был интересен родителям, поскольку он выдвигал различные идеи, открывал новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

Слайд 16

В конце года подведены итоги  и обобщен  опыт работы внутри ДОО.

 

Слайд 17

В выборе проектов для перспективного плана  нам  помогли запросы родителей и пожелания детей, которые были выявлены при анкетировании: «Использование художественной литературы в семье», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге», «Домашняя библиотека».

Слайд 18

На экране вы видите  формы и методы  работы с детьми, которые мы использовали в рамках реализации проектного метода

Слайд 19

А это формы работы с родителями.

Слайд 20

Первым проектом стал    исследовательский  проект о книге, в котором  дети вместе с бабушкой Книгой совершили путешествие в прошлое книги и узнали об истории её создания (идею выбора героев для путешествия мы позаимствовали в программе Елены Федоровны). В совместной деятельности  познакомились  из каких частей состоит книга и как  создают современные книги.Во время экскурсии в библиотеку выяснили,  где и как  хранятся книги и получили знания о том,  какие бывают книги

Слайд 21

Совместно с родителями в группе были организованы выставки: «Умные книжки», «Книжки-малышки», «Моя любимая книга»

Слайд 22

      Итогом проекта стала презентация  «Моя любимая книга». Успешно справиться с презентацией книги помог прием «Моделирование обложки», предложенный в методическом пособии Елены Федоровны.  

Слайд 23

Этот проект планировался как краткосрочный, но в процессе исследования возник подпроект «Книги Юбиляры». Дети с большим удовольствием изучали какие произведения стали юбилярами в этом году, сколько им исполнилось лет. Завершился  подпроект  выставкой-презентацией «Книжки-малышки».

Слайд 24

Заметив интерес детей  к театрализованной  деятельности  мы организовали  творческий  проект «Сказка за сказкой», так как народные сказки наиболее близки  с самого детства. Проект стал межгрупповым (в нем участвовали  дети средней, старшей и подготовительной группы).

Слайд 25

В этом проекте максимально были задействованы родители: они стали  участниками  практикума «Домашний театр»,

Слайд 26

мастер-класса по изготовлению костюмов  «Мастерим вместе», 

Слайд 27

театральной гостиной «Сказки для малышей», где они сами стали артистами .

Слайд 28

В заключении проекта был организован «Фестиваль сказок», где свои сказки представили каждая группа- участница,

Слайд 29,30,31

были сказки совместно с родителями,

Слайд 32

а также сказка, где играли только взрослые артисты.

Слайд 33

Следующие три проекта про которые я хотела бы рассказать  «Сказки дедушки Корнея», «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова»,  «Лучик добра» по творчеству В.А. Осеевой были познавательно-творческими, среднесрочными.

Слайд 34

При организации  проектов мы использовали разные приемы: так  при осуществлении проекта по сказкам К.И.Чуковского в группу к детям пришла посылка с книгами из библиотеки,  интерес к творчеству С.В. Михалкова  помогла вызвать незаконченная постановка кукольного театра про Зайку-зазнайку. А проект  «Лучик доброты» мы начали с метода «трёх вопросов».

Слайд 35

Хорошей традицией группы во время проекта «Сказки дедушки Корнея» стала  «Литературная гостиная», в которой дети знакомились с произведениями писателя и с удовольствием декламировали отрывки из сказок Чуковского. Во время проекта по творчеству  С.В. Михалкова  были  организованы    «Стихотворные минутки»,

Слайд 36

совместно с родителями  создали иллюстративный каталог книг С.В. Михалкова,

Слайд 37

а также в рамках проекта проходили встреча с интересными людьми: инспектором ГИБДД ( стих. «Дядя Стёпа милиционер» ), изготовление и показ малышам  кукольного театра «Три поросенка».

Слайд 38

Ценностью проекта «Лучик доброты» стали акция «Подари книгу» и   «Копилка добрых дел», где за каждое доброе дело, поступок дети получали солнышки -благодарилки.

Слайд 39

Театрализованные игры   на протяжении всех проектов остаются любимым занятием: «Друзья в походе», «Волшебное слово», сценки по рассказам Осеевой, «Муха-Цокотуха», «Мини сценки по произведениям К.И. Чуковского» (Развлечение «Герои книг К.И.Чуковского в гостях у детей из программы Е.Ф. Купецковой)

Слайд 40

Результатами проектов стали квест-игра «По следам сказок К.Чуковского»

Слайд 41

и конкурс рисунков  (проект «Сказки дедушки Корнея»),

Слайд 42

викторина «Путешествие по творчеству С.В. Михалкова» (по сценарию из программы «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»), 

Слайд 43

лэпбук «Творчество В.А. Осеевой»

Слайд 44

и викторина по творчеству писательницы- юбиляра, куда был приглашен журналист из городской газеты.

Слайд 45

Был спланирован и долгосрочный  проект «Зима в произведениях поэтов и писателей». В рамках этого проекта были разработаны    познавательно- творческие  подпроекты «Зимняя сказка», «Такая разная зима в творчестве поэтов»  и исследовательский «Кто такая Снегурочка?».  

Слайд 46

В рамках этого проекта дети стали участниками и победителями  IV городского  творческого семейного конкурса «Новогодний сувенир» в номинации «Новогодняя сказка» в возрастной группе дошкольники,

Слайд 47

музыкальной сказки   «Новогоднее приключение трёх поросят». Итогом проекта  стал поэтический вечер, где дети не только декламировали стихи поэтов о зиме, но и читали стихи собственного сочинения.

Слайд 48

Для реализации проекта в группе был создан центр «Читающая семья». В этом центре два раза в месяц  я размещала рекомендации для родителей по чтению детям определённых художественных произведений,  входящих в перечень программы Е.Ф.Купецковой.

Слайд 49

Далее родителям предлагалось вместе с детьми ответить на вопросы по прочитанным произведениям. Родители опускали ответы в специальный почтовый ящик. В конце месяца подводился итог - какая семья была самой активной.

Слайд 50

В результате проведённой  работы дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают удовольствие при слушании литературных произведений.

Слайд 51

На этом наша работа не закончилась у нас много идей для воплощения дальнейших замыслов по работе в данном направлении.

Слайд 52

Спасибо за внимание

Слайд 53

Вопросы

Слайд 54

 

Оставить комментарий: