Игра как средство воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Опубликовано: 09:38:42 05-11-2019

Автор: Воронцова Татьяна Фёдоровна

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.   Тем более в руках у взрослых имеется лучший козырь – детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше всего на свете. Игра занимает центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Отсюда - заключается влияние игры на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет  ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Известно к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»

-Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Но создание условий еще недостаточно для воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для достижения положительных результатов эффективно использовать игру, или игровую ситуацию. В игровой ситуации использовать потешки, прибаутки. Например, во время умывания проговаривать:

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…и другие.

Потешки являются эффективным средством обучения культурно- гигиеническим навыкам.

Использовать пальчиковые игры. Для начала предлагать простые упражнение «Мытьё рук», где вместе с детьми имитировали мытьё рук под струёй воды с разным напором. (Мыла мышка мылом лапки)

Для закрепления навыка использовать дидактические игры, такие как: «Солнышко светит, водичку греет – мы не болеем», «Водичка, водичка ты наш лучший друг» и др

Театрализованные игры - интересны детям и литературные сюжеты, которые предлагала разыграть или обыграть. Например: Маша и три медведя. Объясняя детям, что и как делать нельзя

Сюжетно ролевые игры, такие как, «Дочки матери», «Больница», «Парикмахерская». В игру включаются элементы гигиенических навыков, пояснительная информация.(врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел)

Самая больная тема– уборка игрушек – превращаем в игру! Обращаемся к детям с вопросом: «Давай проверим, есть ли у нас игрушки…данного цвета? (квадратной формы, из меха и т.д.). Можно вызвать познавательный интерес: «А вы знаете, чего у нас больше: грузовиков или легковушек?».

Культурно-гигиенические навыки у детей закрепляла и в процессе еды. За процессом еды может наблюдать игрушечный персонаж (поварёнок). Он обращает внимание малышей на то, как чисто на столах, напоминает, что кушать следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Если дети забывали какое-либо требование, Поварёнок подходит к малышу и напоминает.

Игра может оказать хорошую услугу и в другой проблеме – капризах за едой. Здесь как никогда необходима ваша фантазия. Волшебными свойствами можно наделить любую пищу (кто ест эту кашу (Бэтмон, Пчеленок, Лунтик), становится сильнее и взрослее).

Для закрепления навыков пользования носовым платком, при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отворачиваться, можно использовать дидактические игры такие как: «Таня простудилась», «Мишка заболел» и др.

Навыки правильного, последовательного одевания, раздевания, закрепляются также в процессе игр: «Хочу одеться правильно», «Одень куклу на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки .В процессе игр воспитывается у детей навыки пользования своей расчёской, а также уход за ней.

Работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей осуществляла совместными усилиями с родителями. Разъясняем важность строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском саду. Благодаря проделанной работе, дети научились самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, своевременно пользоваться носовым платком. Во время еды у детей сформировались определённые навыки. Дети стали самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. В итоге, дети стали более опрятными, научились следить за своим внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. А самое главное они с удовольствием приходят в группу, играют, общаются.  

Литература:

  1. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – М., 2000.-с.89-119.

2.Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.:Просвещение,1987.

 3.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.

  1. Воспитание детей в игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-М.:Просвещение.1979.
  2. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей/Под ред.А.В.Запорожца.-М.1976.

Подборка материалов:игры (дидиктические,

 

Документы для скачивания:

Игра как средство воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Формат: .doc

Оставить комментарий: