a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Автор: Голомышкина Татьяна Анатольевна Опубликовано: 2019-11-05 09:52:29

Документы для скачивания

Проблема развития познавательных способностей ребенка актуальна в свете нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В этом стандарте среди пяти образовательных областей выделена область «Познавательное развитие», а в качестве основной стратегии дошкольного образования рассматривается развитие познавательных способностей в процессе познавательной деятельности ребенка.

    Познавательные способности ребенка дошкольного возраста проявляются:

1) в высокой степени познавательной мотивации (в желании познать, исследовать, изучить окружающий мир, себя и других людей);

2) в продуктивных познавательных действиях, направленных на получение качественного результата в процессе познавательной деятельности.

     Развитие познавательной деятельности осуществляется путем становления трех основных ее методов: предметных действий, образов восприятий и представлений, символов. Эти средства познания действительно последовательно возникают в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового метода на предыдущий метод выражает генеральную линию развития познавательной деятельности дошкольников.

     Окружающий мир — это основной объект познавательных интересов и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Математические методы и приемы, а также математические знания и представления являются, с одной стороны, средством познания окружающего мира, а с другой — обобщенным результатом исследования его сущности и закономерностей развития.

     Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов. Подтвердились наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют его мыслительных операций, и выхода из трудностей. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». Которая включает в себя: сенсорное развитие – восприятие (цвет, форма, размер); интеллектуальное развитие – мышление, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; математическое развитие – форма, размер, количество, пространственные отношение; творческое развитие – воображение; обучение чтению; а также психические процессы» (В.В. Воскобович  и  его  развивающие  игры.  //  Еженедельник  "Школьный  психолог" издательского дома "Первое сентября" . –2000. - № 37 – 53 с.)

      Принцип по которому работает Вячеслав Воскобович - «интеллект – познание – творчество». Его игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений.

    На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними.  Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

       Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

       Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

    Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться определенных положительных результатов.       Дети не спрашивают, чем им заняться. Они берут игру и самостоятельно играют, развиваются и растут. Так как игра - лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».

    Развитие ребёнка-дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру – ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает наша практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

Лэпбук  - это еще одно из уникальных средств развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование методики создания лэпбука.

Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для "лэпбука" является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося. Таким образом, можно сказать, что "лэпбук" — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием "лэпбука" может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

"Лэпбук" — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Кроме того федеральный стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:

  • внимание и повышенная заинтересованность;

-эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); -действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета

(тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания);

-постоянное притяжение к этому объекту.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Хактерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

В соответствие с требованиями ФГОС основная задача ДОУ - развитие личности ребенка на основе освоения «деятельностного подхода». Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

Принципы деятельностного подхода:

  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип учета ведущих видов деятельности и их смены;
  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип субъектности воспитания;
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
  • принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

 

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

  • создать условия для того, чтобы сделать процесс освоения образовательного материала ребенком (в том числе и освоение движений) мотивированным;
  • обеспечить интеграцию разнообразных видов детской деятельности детей (интегрирующей основой является игровая деятельность, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
  • побуждать ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения;
  • способствовать развитию у детей умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки (рефлексии).

Основные компоненты     деятельностного подхода:

  1. Интеграция.
  2. Развивающие технологии, методы и приёмы развивающего образования (проектная деятельность, ИКТ, игровые технологии).
  3. Структура непосредственно образовательной деятельности

«Золотые правила» деятельностного подхода, которых мы придерживаемся при внедрении ФГОС:

-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. -Веди ребенка от собственного опыта к общественному.

-Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

-Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. -Учи анализировать каждый этап работы. -Критикуя, стимулируй активность ребенка.

 

Организуя экспериментальную деятельность детей на практике, мы стараемся придерживаться следующих моментов:

-Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

-Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

-Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

-Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

-Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

-Критика - враг творчества. Мы стараемся избегать отрицательной оценки детских идей.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

 

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

«Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? и т.д.; «Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги и тепла)7 Почему осенью увядают растения, теряют листья? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В практике работы детского сада проектную деятельность целесообразно организовывать с привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда возможно проработать в ДОО. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития мы использовали индивидуальные и групповые проекты «Мир камня», «Почему не тонут корабли?», «Времена года», «Достопримечательности родного города».

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.

 

Литература

 

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  2. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В., Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2003.
  5. Береславский  Л.,  Береславская  А.  Современные  игровые  методики  развития  интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с.
  6. В.В. Воскобович  и  его  развивающие  игры.  //  Еженедельник  "Школьный  психолог" издательского дома "Первое сентября" . –2000. - № 37 – 53 с.
  7. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2007. – 20 с.
  8. В.В. Воскобович, « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
  9. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.

 

 

 

Оставить комментарий: