Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Опубликовано: 11:10:59 05-11-2019

Автор: Смотрова Наталия Сергеевна

В статье изложен опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста. Предпринята попытка осветить вопросы раннего формирования творческой активности воспитанников в условиях театрализованной деятельности, определяющей социально-коммуникативное развитие дошкольников. Ключевые слова: дошкольники, театрализованная деятельность, коммуникативные способности. Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, в т. ч. для социально-коммуникативного развития дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников. У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой Г. ПОПОВА Сегодня, с введением ФГОС в ДОУ задача развития творческой деятельности детей с самого раннего возраста остается одной из приоритетных. Одним из распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность. Театрализация близка ребенку, потому что тесно связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью вызывают у детей большой интерес и море положительных эмоций при проигрывании ролей. Именно театр помогает ребенку раскрыться, познать и усвоить что-то новое, а также способствует общему развитию, проявлению любознательности, целеустремленности. «Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию» [1]. Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия: оборудована зона театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театра, ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно. Театрально-игровую деятельность с детьми мы организуем во всех видах образовательной деятельности: в НОД (занятиях, режимных моментах, самостоятельной деятельности и при взаимодействии с родителями. В нашей группе часто реализуем образовательные проекты, итоговым мероприятием которых является театральная постановка. Одним из наиболее эффективных и интересных был проект «Сказочный мир». Дети отгадывали загадки о сказочных персонажах, играли в сюжетно-ролевые игры, знакомились с писателями, рассматривали их портреты, отправлялись в путешествие с героями сказок, которые, в свою очередь, предлагали детям различного рода задания. За выполнение каждого задания ребята получали волшебный ключик. Только собрав все ключики в определенной последовательности, дети могли узнать сказочного героя, которого они спасали. В итоге дети настолько погрузились в удивительный мир сказок, что в самостоятельной деятельности они придумывали новые сказки с уже знакомыми героями, даже пригласили своих родителей для участия в театрализации сказки «Колобок». В своей работе используем различные виды театрализованных игр, в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в режиссерских театрализованных играх, к которым относится настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, магнитный и теневой театры. Развивается в играх и творческая сторона детей. Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений: у них складываются представления о хороших и плохих качествах человека. Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр, куклы бибабо, театр на ложках (деревянные ложки, лопатки, одноразовые ложки, театр на дисках, прищепках, театр из губок, варежковый, кукольный театр, различные шапочки, маски. Особенный интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и педагогами. На открытых занятиях мы используем разнообразные поролоновые шапочки. Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и из жизни. Играя, ребенок получает яркое эмоциональное впечатление. В этом году мы с детьми освоили два новых вида театра: магнитный и теневой. Магнитный театр – это, прежде всего, игра, которая непроизвольным образом способствует развитию мелкой моторики. Кроме того, у ребенка улучшается память, развивается логика. Он начинает лучше ориентироваться в пространстве, становится внимательнее к деталям и в целом - организованнее. Дети очень любят играть с магнитами. Тем более, их увлекает процесс, в котором фигурки и сказочные персонажи движутся «сами собой». Все это способствует развитию фантазии и воображения, и поэтому дети начинают придумывать собственные сказки. Одной из увлекательных игр является теневой театр. Прежде, чем начать в него играть, проводим необходимую подготовку: делаем вместе с детьми фигурки сказочных героев, готовим белый экран из листа ватмана, прикрепляем его на стену, настраиваем освещение. После этого предлагаем детям поиграть в теневой театр самостоятельно. Как правило, становится очень шумно. Дети наперебой рассказывают свои сказочные сюжеты. Когда фантазия малышей исчерпана, предлагаем сказочный сюжет, более развернутый и интересный. Теневой театр используем как сюрпризный момент на занятиях, как развлечение или как часть развлечения. Зима – лучшее время для игры в теневой театр, ведь в это время года дни становится короче и темнеет рано. Театрализованные игры формируют мировоззрение детей, расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь. Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности, у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра. Например, лампочка (знакомство с теневым театром) и зайка, магнитик (магнитный театр) и лиса, прищепка (театр на прищепках) и мышка и т. п. У детей возникает непроизвольный интерес к предмету, активизируется внутренняя мотивация к дальнейшему действию, они начинают активно мыслить и придумывать, для чего тот или иной предмет может использоваться в театральном уголке. Иногда выставляем героя и несколько предметов, указывающих на разные виды театра, и воспитанники сами выбирают, в какой театр они отправятся. Именно такое введение детей в театрально - игровую деятельность повышает активность малышей и создает творческое поле для дальнейшей театрализованной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников. У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства. Список литературы: 1. А. В. Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 - 5 лет /под редакцией О. Ф. Горбуновой. - М., МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2007. – 128с.

Оставить комментарий: