a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Программа по приобщению к художественной литературе дошкольников

Автор: Голомышкина Татьяна Анатольевна Опубликовано: 2019-11-05 21:48:53

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В связи с этим, я строю свою работу, по программе «Приобщение дошкольника к художественной литературе». Работая по этой программе, был создан методический комплект: проекты, конспекты, методические рекомендации и т.д.

Принципами реализации всех проектов и методических разработок стали:

- принцип интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, художественно-речевой, театральной, музыкально-эстетической деятельности, а также в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- принцип деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

-принцип системности в процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями на основе двустороннего взаимодействия педагогов и родителей;

- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности;

- принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне;

- принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование уважительного, позитивного отношения к книге;

- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях;

- принцип преемственности во взаимодействии детского сада и семьи и как условие построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечение развития ребенка.

Работа по приобщению детей к художественной литературе состоит из нескольких блоков, осуществляемых одновременно:

  1. Совместная деятельность с воспитателем

-занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой и биографиями писателей

- занятия по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (календарь знаменательных дат)

- создание «Книжкиной больницы» в группах

- изготовление коллажей в процессе непосредственно - образовательной деятельности (художественно-продуктивная деятельность)

- художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы, изготовление макетов к большим художественным произведениям, изготовление книжек - самоделок)

- словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

- организация досуговой деятельности (развлечения, театрализованные представления, инсценирование)

- рассматривание репродукций, иллюстраций

-литературно-музыкальные праздники (опера, музыкально-игровые развлечения)

-экскурсии и занятия в филиале городской библиотеки

  1. Самостоятельная деятельность детей

-организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, дидактических игр

-драматизация сказок,

-художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

  1. Формы взаимодействия с родителями
  2. Информационно – аналитические

- проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

- «Почтовый ящик» (родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

  1. Познавательные формы работы (призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формирует практические навыки взаимодействия с детьми)

- индивидуальные консультации, беседы

- родительские собрания

- семинары – практикумы

- «Дни открытых дверей»

- проектная деятельность

- акции «Подари книгу», «Книжки – самоделки»

- экскурсии

- создание макетов по художественным произведениям.

III. Досуговые формы

- детско – родительская студия «В гостях у сказки»

- вечера – развлечения, праздники

- создание семейных библиотек

- конкурсы рисунков, поделок

  1. Наглядно – информационные

- родительский уголок

- информация для родителей: списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним

- папки – передвижки

- буклеты

- рекомендации

- стенгазеты

- информационные листы «Растим будущего читателя».

Итогом нескольких лет работы по данной программы стали уже полученные замечательные результаты:

  1. Повысился уровень речевого развития и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Повысился у детей интерес к книге и отношение к ней, начиная с самого раннего возраста.
  3. Педагоги знают теоретические основы методики работы с художественной литературой; умеют анализировать и оценивать идейно-художественное содержание и форму литературного произведения; умеют организовывать разнообразную художественную деятельность; владеют средствами выразительного чтения.
  4. Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки.
  5. Создан методический комплект (интегрированные проекты, перспективные планы, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические пособия и т. д.).
  6. Создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с особенностями читательских интересов детей дошкольного возраста.
  7. Создана модель работы с детской книгой.

Развитие интереса и любви к книге, успешное использование художественной литературы, как средства воспитания и развития ребенка, возможно при условии систематической и постоянно развивающейся работы над этой проблемой, поэтому мы не останавливаемся на полученных результатах, а продолжаем добывать все новые знания через новейшие принципы и технологии.