a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Разработка рабочей программы по дополнительному образованию "Лего конструирование в детском саду"

Автор: Максименкова Светлана Алексеевна Опубликовано: 2019-11-08 09:17:58

 

      В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

     В настоящее время в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

      Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.                                                                                                                                                                               

      В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

       Занятия ЛЕГО конструированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

      Основной идеей создания кружка «Лего», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Кружок проходит 1 раз в неделю - с группой или с подгруппой детей.  

Актуальность.

      Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.                        LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

      В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Свои замыслы и проекты моделей дети создают в виртуальном Конструкторе ЛЕГО.

       Цель: формирование основ инженерно - конструкторской мысли детей старшего дошкольного возраста

   Задачи:

  1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно -техническое творчество.
  2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
  4. Закреплять знания детей об окружающем мире.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  6. Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.

        

Календарно – тематическое планирование.

  месяц

 

№ п\п

Тема

 

Задачи

 

 

Содержание

 

Оборудование.

Литература

              Сентябрь

1.

1. Конструирование по замыслу а тему летнего отдыха.

Закреплять полученные навыки, обдумывать заранее содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность

Беседа.

Рассматривание картинок о лете.

Короткие рассказы детей на тему летнего отдыха.

Конструирование.

Анализ постройки.

 

 

 

Набор деталей конструктора, мелкие игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 86.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Красивый мост».

Учить строить красивый мост по картинке, точно соединять строительные детали.

Беседа.

Рассматривание картинок - красивые мосты.

Конструирование красивого моста.

Анализ постройки.

Мелкие игрушки, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 86.

 

 

 

 

 

 

 

3. «Мы в лесу построим теремок».

Развивать творческое воображение; учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца); учить строить теремок.

Беседа.

Показ сказки «Теремок» с использованием настольного кукольного театра.

Пальчиковая игра «Строим дом».

Конструирование: домик – теремок.

Анализ постройки.

Игрушки зверей (медведь, лиса, заяц, мышь), наборы деталей конструктора. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 87.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 . «Избушка Бабы Яги».

Закреплять умение строить по карточке; учить строить сказочную избушку Бабы Яги.

Беседа.

Рассматривание картинок по сказке «Гуси лебеди».

Конструирование избушки Бабы Яги по образцу.

Анализ постройки.

 

Картинка с изображением избушки Бабы Яги, русская народная сказка «Гуси лебеди», образец, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 88.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Октябрь

5. «Грузовик везет кирпичики».

«Строительство рабочих машин».

 

 

 

 

 

Учить строить по карточке, находить различия и сходство в схемах; учить рассказывать о проделанной работе.

Беседа.

Чтение стихотворения

«Машина».

Рассматривание картинок из серии обучающие картинки «Грузовые машины».

Схема грузовика (см. схему 21, стр. 120).

Конструирование по схеме.

Анализ постройки.

 

Грузовая машина, образец, конструктивные детали, мелкие игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 88.

Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» - стр. 65 – 66.

 

 

 

             

 

 

 

6. «Корабль» или «Военный корабль».

Закреплять навыки конструирования; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

 

 

Ситуативная беседа.

Просмотр видеосюжета - из каких частей состоит корабль.

Аудиозапись – шум моря.

Конструирование корабля (см. схемы12, 23, стр. 119, 121).

Анализ постройки.

Образец корабля, видеоматериал или иллюстрации (кораблики), аудиозапись звуков моря, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 28, 88.

Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» - стр 75.

 

 

 

 

 

7. «Аэропорт».

Учить строить разные самолеты по схемам; развивать глазомер, навыки конструирования.

Загадывание загадки про самолет.

Ситуативная беседа.

Рассматривание картинок – самолеты».

Конструирование самолета.

Анализ постройки.

 

Образец, фотографии или картинки, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 59, 89.

Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» - стр.71 – 73.

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки, обдумывать заранее содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

 

Беседа.

Конструирование по замыслу.

Анализ постройки.

Наборы конструкторов, мелкие игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 88.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Ноябрь.

9. «Многоэтажные дома».

Развивать творческую инициативу и самостоятельность; формировать обобщенные представления о домах.

Ситуативная беседа.

Развивающая игра «Кому, что нужно для работы».

Просмотр видеосюжета или картинок «Многоэтажные дома».

Пальчиковая игра «Строим дом».

Рассматривание образца схемы – 26, стр.21.

Конструирование по образцу.

Анализ постройки.

 

 

Мелкие игрушки, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 89.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. «Детский сад».

Учить строить детский сад, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ситуативная беседа.

Просмотр видеосюжета - детский сад из города Москвы.

Игровая ситуация «Чтобы я изменил?»

Конструирование по замыслу.

Анализ постройки.

Мелкие игрушки, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 90 – 91.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. «Магазины или Супермаркеты»

Закреплять название магазинов, их виды. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Беседа.

Рассматривание картинок с изображением магазинов или супермаркетов.

Игровое упражнение «Бывает не бывает».

Пальчиковая игра «Овощи».

Конструирование постройки по выбору детей.

Анализ постройки.

 

 

Картинки с изображением магазинов или супермаркетов, наборы деталей конструктора, мелкие игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 89 - 90.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки, обдумывать заранее содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

Беседа.

Конструирование по замыслу.

Анализ постройки.

Мелкие игрушки, наборы конструкторов.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 91.

 

 

 

 

 

 

 

 

               Декабрь.

13. «Животные на ферме» или «Любимое домашнее животное».

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека.

Воспитывать любознательность, навыки конструирования.

 

Беседа.

Загадывание загадок о домашних животных.

Иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».

Конструирование по образцу или по замыслу.

Анализ постройки.

Наборы деталей конструктора, игрушки животных, образец

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 91.

Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» - стр.43 - 44.

 

 

 

 

 

 

 

 

14. «Овечка».

Вызывать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных Е. Степанова «Кошка», «Петух», «Барашек»; закреплять знания о домашних животных; учить строить животных.

 

Чтение стихотворений Е. Степанова.

Развивающая игра «Ассоциации».

Пальчиковая игра «Котята».

Конструирование по образцу или по замыслу (схема 29, стр. 121).

Анализ постройки.

Игрушки или картинки с изображением зверей, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 91.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. «Дом фермера».

Закреплять навыки строить по схемам.

Учить строить двухэтажный дом фермера из лего- конструктора «Дакта».

Чтение сказки «Три поросенка».

Беседа и рассматривание иллюстраций.

Рассматривание и обсуждение образца постройки.

Конструирование постройки по образцу или по замыслу детей

Анализ постройки.

Образец постройки дома фермера, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 92.

Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» - стр.25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки, обдумывать заранее содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

Беседа.

Конструирование по замыслу.

Анализ постройки.

Наборы конструкторов, игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 92.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Январь.

17. «Качели».

 

 

 

 

 

 

Учить строить сложную постройку из лего-конструктора.

 

Ситуативная беседа.

Развивающая игра «Построй такую же»

Рассматривание и беседа по образцу.

Конструирование по образцу.

Анализ постройки.

Образец, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 92 – 93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. «Карусели».

Продолжать учить с троить сложную постройку из лего – конструктора.

Рассматривание картинок (карусели).

Развивающая игра «Не ошибись».

Рассматривание и беседа по образцу.

Конструирование постройки по образцу или по замыслу детей.

Анализ постройки.

 

Образец, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. «Беседка для ребят»

Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада, по памяти. Развивать память, навыки конструирования.

Рассматривание картинок (беседки).

Просмотр видеосюжета «Красивые беседки».

Настольно-печатная игра «Соедини правильно».

Рассматривание и беседа по образцу. (Схема № 34, стр. 122).

Конструирование постройки по образцу или по замыслу.

Анализ постройки.

 

Рисунки, фотографии беседки, наборы деталей конструктора, образец, мелкие игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. «Горка».

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения.

Рассматривание картинок (беседки).

Рассматривание и беседа по образцу.

Конструирование по образцу или по замыслу детей.

Анализ постройки.

 

Мелкие игрушки, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 93- 94.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Февраль

21. «Городской транспорт».

Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.

Ситуативная беседа.

Просмотр видеофильма о транспорте прошлого и нашего времени.

Рассказ о семейном транспорте.

Конструирование модели по замыслу.

Автобус, образец, видеофильм о транспорте, картинки с изображением транспорта прошлого и нашего времени, наборы деталей конструктора, игрушки.                                  Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 94 - 95.

 

 

 

 

 

22. «Светофор». «Светофор, регулировщик».

Закреплять знания о светофоре.

Беседа.

Чтение сказки «Дядя Степа милиционер».

Рассматривание картинок.

Конструирование светофора по образцу или по замыслу детей.

Анализ постройки.

Макет светофора, наборы деталей конструктора, образец, игрушки.                    Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 95.

 

 

 

 

23. «Знакомство с дорожными знаками».

Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки.

Беседа.

Рассматривание картинок «Дорожные знаки».

Игровое упражнение «Поставь правильно дорожный знак».

Конструирование по образцу.

Наборы конструкторов, игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 95 - 96.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. «Конструирование по замыслу».

Закреплять полученные навыки, обдумывать заранее содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

Беседа.

Конструирование по замыслу.

Анализ постройки.

Наборы конструкторов, игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 96.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Март

25. «Играем в зоопарк».

Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Беседа.

Игра – ситуация «Мы в зоопарке».

Рассматривание картинок из серии Обучающие картинки «Дикие животные».

Картинки с изображением животных, набор игрушечных зверей, наборы деталей конструктора.             Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 96 - 97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. «Слон».

Учить строить слона из лего-конструкторов. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Игровая ситуация «Встреча со слоном».

Беседа.

Чтение «Интересные рассказы о слонах».

Рассматривание картинок.

Конструирование модели по образцу или по замыслу детей.

Анализ постройки.

Картинка с изображением слона, образец, наборы конструкторов.                        Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 97.

 

 

 

 

27. «Верблюд».

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.

Сюрпризный момент «Встреча с верблюдом».

Беседа.

Просмотр видеоролика «Жители пустыни».

Рассматривание картинок.

Конструирование модели по образцу или по замыслу детей.

Анализ постройки

Наборы конструкторов, игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 96.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. «Конструирование по замыслу».

Закреплять полученные навыки, обдумывать заранее содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

Беседа.

Конструирование по замыслу.

Анализ постройки.

Наборы конструкторов, игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Апрель

29. «Ракета, космонавты».

Закреплять знание о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Учить строить ракеты.

Просмотр видео фильма «Первый космонавт в космосе».

Рассматривание картинок и беседа по ним.

Конструирование по образцу или по замыслу.

Анализ постройки.

Картинки, образец, наборы деталей конструктора.            Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. «Космический корабль».

 

Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль.

Беседа.

Рассматривание картинок с изображением космического корабля.

Конструирование модели космического корабля по схеме или по образцу.

Анализ постройки.

 

Картинки с изображением космического кораблей, наборы деталей конструкторов, образец.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 97- 98.

 

 

 

 

 

 

 

 

31. «Луноход».

Рассказать о луноходе.

Учить строить луноход из деталей конструктора.

Просмотр картинок и беседа по ним.

Развивающая игра «Млечный путь».

Конструирование модели «Луноход» по образцу иди по замыслу детей.

Анализ постройки.

 

Картинки, образец, наборы деталей конструктора.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 98.

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Модель «Машина будущего».

Учить детей строить модель машины будущего. Развивать фантазию и конструктивные навыки.

Беседа.

Рисование машины будущего.

Конструирование модели машины будущего по своей схеме-рисунку.

Анализ работы.

Наборы деталей конструктора, мелкие игрушки.

Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» - стр.69 - 70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Май

33. «Станция».

Знакомить детей с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков.

Просмотр картинок и беседа по ним.

Развивающая игра «Кто первый».

Конструирование модели «Станция» по образцу иди по замыслу детей.

Анализ постройки.

 

Наборы деталей конструктора, игрушки.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 99.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. «Паровоз везет товары».

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

Просмотр видеоролика или мультфильма «Паровозики» беседа по ним.

Конструирование модели «Паровоз везет товары» по образцу иди по замыслу детей.

Анализ постройки.

 

Картинки с изображением поезда, игрушечный паровоз, наборы деталей конструктора, фигурки человечков. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 98 – 99.

 

 

 

 

 

 

35. «Дома на нашей улице».

Закреплять умение строить домики. Развивать фантазию, воображение.

Ситуативная беседа.

Рассматривание картинок с изображением домов с разными конструкциями.

Конструирование по схеме или по образцу.

Анализ построек.

Картинки с изображением домов. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 99 -100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Конструирование по замыслу.

(Выставка моделей).

Закреплять умение строить различные модели.

Развивать фантазию, воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка моделей.

Анализ построек моделей.

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» – стр. 100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Методическое обеспечение. Литература.

     Дидактические и развивающие игры. Картинки из серии обучающие картинки. Картинки схемы и образцы.Ноутбук. Магнитная доска. Наборы лего-конструкторы.

     Л. Г. Комарова «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г.

     Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

     В. А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5 – 8 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

     Интернет – ресурсы.

     Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

     Брофман В.В. Архитектурная школа имени Папы Карло: книга для детей и взрослых – М.: Линка-Пресс, 2001г.

     Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.- полиграф-центр «Маска» -2013 г.

     Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М.: Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания