a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Программа Дополнительного образования Арт-студии "Цветной павлин" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Сивкова Евгения Тимофеевна Опубликовано: 2019-11-11 21:10:28

 

Общеизвестно, что рисование для детей один из самых любимых видов деятельности. Однако в старшем дошкольном возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию.

Причинами этого может стать стереотипность образов, понимание разницы между воспринимаемым миром и миром рисунка и как следствие страх, что получится не красиво, а затем и нежелание что-либо рисовать.

Поэтому необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать.

           Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. 

            Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

            Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

            Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

            Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками,   

Я  заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

              Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

                Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

Новизной и отличительной особенностью программы

арт-студии «Цветной павлин» является:

- развитие у детей творческого и исследовательского характеров,

- формирование пространственных представлений,                    

- знакомство с некоторыми физическими закономерностями,

- познание свойств различных нестандартных материалов,

- овладение разнообразными способами практических действий,

-  использование нестандартных техник рисования с элементами  аппликации и лепки,

- приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

 

Основные цели  программы:

  1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой деятельности:

* расширение эмоционального опыта ребенка;

* формирование представлений о цвете, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного и не природного материалов.

  1. Обучение взаимодействию и восприятию искусства:

* формирование отношения к цвету, линии, форме;

* развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;

* постижение специфики законов, по которым строится произведение искусства;

* реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства;

* формирование умения выразить свое переживание и ощущение телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;

* развитие умения осознавать свои внутренние переживания, навыков самоанализа, способности экспериментировать.

 

Задачи программы:


- Образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3.  Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) 
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.


- Воспитывающие:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

                                    Организация занятий  арт-студии

 

Арт-студию  «Цветной павлин» посещают 10 детей .

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 20 минут ( средний возраст), 25 мин. (старший возраст)       

 

Срок реализации Программы: 3 года.

                                

Задачи арт-студии  первого года обучения:

  1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

 

Задачи арт-студии  второго года обучения:

  1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

                    

Задачи арт-студии  третьего  года обучения:

  1. Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа;
  2. формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности);
  3. формирование системы умений и навыков, необходимой детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности;
  4. сообщение на доступном ребёнку уровне знаний об истории искусств;
  5. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства

 

Педагогическая целесообразность программы:

Содержание программы направлено на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого, на внимательное и бережное отношение к окружающей среде.

         

Программа составлена с учетом интеграции ОО:

 

  1. «Речевое развитие»

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

 

  1. «Познавательное развитие»

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

 

  1. «Художественно-эстетическое»

Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о  цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.  Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

 

  1. «Физическое развитие»

Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

 

Принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
  • Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

 

Применение современных технологий

Название

Результат

Технологии развивающего обучения

Развитие речи, познавательной деятельности, памяти, мышления, внимания. Расширение кругозора.  «Малые фольклорные занятия»

 

Здоровье сберегающие технологии

Сохранение здоровья, развитие моторики.

Интернет ресурсы

ИКТ

Обмен педагогическим опытом, информирование, расширение кругозора. ТСО. 

 

                                   Методическое обеспечение

Нетрадиционные техники:

 

* оттиск печатками из овощей;

* тычок жесткой кистью;

* оттиск печатками из ластика;

* оттиск поролоном;

* восковые мелки и акварель;

* свеча и акварель;

* отпечатки листьев;

* рисунки из ладошек;

* волшебные веревочки;

* кляксография;

* монотопия;

* печать по трафарету.

 

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

Занятия  арт-студии «Цветной павлин» не носят форму «изучения и обучения».

Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др.

В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

         На занятии ребёнок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, природой, детьми, педагогом.

Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации.

Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем некоторые дети могут предлагать свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

Подготовительная работа к занятию

А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей и т.д.

Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними.

У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить

Проведение занятий в разной игровой форме:

- в виде путешествия,

-  шоу-игры,

- игры со сказочным героем,

-перевоплощения детей в героев или во    

   взрослых,

-поиски кладов,

- игры в волшебников

- занятия – вариации;

-  занятия – загадки, разгадки;

- занятия – творческие портреты,

- импровизации;

- занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей;

- занятия – праздники;

- занятия – эксперименты;

- занятия – фантазии,

- сюрпризы;

- занятия – конкурсы, соревнования.

-привлекаются электронные наглядные материалы.

 

Принцип построения занятий заимствован из программы С.К. Кожохиной “Путешествие в мир искусства”

1 этап – психологическое вхождение в занятие (чтение стихов по данной теме, сказок, прослушивание отрывков музыкальных произведений и песен, разнообразные игры: “Вопрос – ответ”, “волшебный клубок”, “Картинка”, “Игра с коробками”, “Платочки”).

2-ой этап – познавательный, или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксация, работа с наглядными пособиями, рассматривание репродукций.

3-ий этап – практический, или работа в материале.

4-ый этап – завершающий, или психофизическая разгрузка: арт – и психотерапевтические игры, взаимодействие с родителями (родители приглашаются для просмотра работ).

 

Материал:

Рисование:

* акварельные краски, гуашь;

* восковые и масляные мелки, свеча;

* ватные палочки;

* поролоновые печатки;

* коктельные трубочки;

* палочки или старые стержни для процарапывания;

* матерчатые салфетки;

* стаканы для воды;

* подставки под кисти; кисти

 

Аппликация:

- клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны

- для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки, пуговицы, бусины, бисер, ткань.

 

Приемы и методы используемые на занятиях арт-студии:

Методы

Приёмы

Эмоциональный настрой

Использование музыкальных произведений

 

Словесные

Беседа

Рассказ

Художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая  оценка.

Практические

Упражнения, игр методы

Наглядные

Наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Репродуктивные

Выполнение работы по образцу

Составление схемы работы готового изделия

Выполнение работы по схеме

Эвристичесие

Копилка идей

Мозговой штурм

Творческий

Проблемно - поисковые

Наблюдения

Анализ – синтез

Индукция – дедукция

Обобщение - конкретизация

 

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

Основные  правила проведения занятий:

  1. Использование приема транслирования информации,
  2. Отбор тематического содержания,
  3. Главный герой рисования – ребенок,
  4. Взрослый не стремится сразу исправить ребенка,
  5. Педагог создает схематические изображения,
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий,
  7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

                       

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

                

Необходимо учитывать в работе на занятиях:

Индивидуальные возможности детей:

 

  • Умение использовать изобразительные материалы;
  • Умение работать только левой рукой;
  • Быстрое выполнение задания;
  • Страх плохого результата рисования;
  • Уровень развития детей;
  • Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.


Психологические особенности:

 

  • Заинтересованность;
  • Неуверенность при выполнении задания;
  • Скованность;
  • Нетерпение;
  • Внимательность;
  • Брезгливость и т.п.


Сложности некоторых техник нестандартного рисования:

 

  • В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам 2-3 человека
  • Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
  • Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;
  • Для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.                          

Планирование:

  1. На занятиях с детьми:
  • Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
  • Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятие на улице;
  • Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
  1. 2 Взаимодействие с родителями:
  • Запланировать 5-6 семинаров – практикумов, пополняя знания родителей о способах нестандартного раскрашивания;
  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы, посещение на дому (по желанию родителей);
  • Ежемесячно проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
  • Организовывать различные выставки завершённых работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях;
  • Создать альбом “Наши работы”.
  1. В работе с педагогами:
  • Запланировать 1-2 семинара – практикума с методическими рекомендациями для использования элементов нестандартного раскрашивания в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности;
  • Ежегодно выступать на педсовете с обобщением опыта работы арт-студии “Цветной павлин”;
  • Провести мастер-класс для педагогов города.
  1. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

 

Формы проведения итогов реализации программы:

*  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

*  Тематические выставки в ДОУ.

*  Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

*  Творческий отчет.

 

Результат освоения программы

1-ый год обучения     (ср.гр.)

2-ой год обучения     (ст.гр.)

3-ий год обучения    (подг.гр.)

•  Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания. использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.

•  Передавать несложный сюжет, объединяя несколько предметов, располагая их в соответствии с содержанием сюжета.

•  Украшать силуэты игрушек элементами росписи.                                            

•  Создавать образы разных предметов и игрушек, использовать все многообразие усвоенных приемов.

•передавать изображение портрета людей, животных

•передавать изображение в технике «по-сырому» двух акварельных подмалевок в разных колоритах.

• Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в рисунке.

•преобразовывать простые предметы (линии, кляксы и др.) в определенные образы.

•  Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).

•  Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма,цвет, колорит, композиция).

     •  Знать особенности изобразительных материалов

•  Создавать изображения предметов (по представлению,   с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

•  Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

•  Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;

• использовать разнообразные приемы

и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или

иным видом декоративного искусства.

• Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в рисунке.

• Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа.

• Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

•  Называть основные выразительные средства.

• Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

• Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу (близко, далеко)

•Передавать особенности внешнего вида животных в рисунке, в поделках.

• Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения

•Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением

• Соединять разные материалы, техники для создания выразительного образа.

• Создавать образы сказочных персонажей и фантастических животных.

• Передавать движения людей, животных.

 

Показатели прохождения детьми рабочей программы:

* Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.

* Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

* Учатся рисовать различными материалами.

* Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

* Развивать навыки по составлению сюжетов.

* Дети учатся цветоведенью.

* Экспериментируют.

* Развивается связная речь.

* Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

 

Прогнозируемая результативность

Предполагается, что посещение изостудии поможет ребенку осознавать себя и свое существование в окружающем мире, будет содействовать нормальному развитию и личностному росту ребенка, формированию адекватной самооценки к моменту поступления в школу и конечно, овладению языком искусства, как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

Обучение считается успешным, если дети:

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
  5. Имеют представление о жанрах в живописи – натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
  6. Знают основные и составные цвета и их оттенки;
  7. Владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.;
  8. Имеют опыт эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
  9. Умеют свободно выражать свое “Я” с помощью цвета, линии звука, мимики, пластики движений;
  10. Имеют опыт взаимодействия друг с другом и с педагогом (доверительные отношения);
  11. Способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АРТ-СТУДИИ «ЦВЕТНОЙ ПАВЛИН»

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» 

(Средняя группа)

 

 

I тематический блок -    Мир природы

 

Образы неба

Светлые и темные краски.

Образы воды

Кораблик плывет по ручейку.

Образы осенних листьев

«Осенний листочек»

Образы деревьев

«Осеннее дерево»

«Елочка пушистая»

Образы цветов

Подснежник

Дары природы

«Вкус лета. Сладкий арбуз"

Образ Природы - Художницы

«Зимний лес»

Образ Природы – Волшебницы

(Осень, Зима, Весна, Лето)

«Бабочка-красавица» (техника акварелью по-мокрому)

 

 

II тематический блок -   Мир животных

 

Настроение животных

 «Паучок сердится»

Образы животных

«Веселая улитка»

Образы экзотических животных

«Черепашка»,        «Полосатая змейка»

«Панда»

Животные и природа

Зайка на снегу

 Образы насекомых

Заботливые пчелы.

Образы диких животных

Ежик по лесу идет, песенку поет

Образы птиц

Сказочная птица.

Образы домашних животных

Цыпленок

Образы морских обитателей

«Дельфинчик ест вкусняшку»

 

III тематический блок -   Мир человека  

 

Образ моего города

"Разноцветные окна ночного города"

Папа, мама и я - дружная семья

Подарок папе - рубашка с галстуком

Подарок маме «Цветочек»

Мои вещи

 

«Рукавичка»  (аппликация)

Вазочка «Цветочная полянка»

 

IV тематический блок  -  Праздники

 

Образ новогоднего персонажа

Снеговик идет на праздник

Народный праздник «Пасха»

Пасхальная курочка

     

                                            Итоговая выставка детских работ

 

«ОБРАЗЫ РОДНОЙ СТРАНЫ»

 (Старшая группа)

 

I тематический блок -   Мир природы.   Царство волшебницы Флоры

Введение

Природа - волшебница художник - зритель

Образы неба

Светлые и темные краски

Образы земли

Разноцветные горы.

Образы деревьев

Семья деревьев. Унылая пора, очей очарованье...

Образы цветов

Грустный и веселый цветок.

Образы земли и неба

Образы ночи. Звездная ночь. Овраги и ручьи.

Дары природы

Осенний урожай. Изобилие.

Волшебница Флора

 Портрет волшебницы Флоры - царицы мира растений, деревьев и цветов.

II тематический блок -   Мир животных.   Царство волшебницы Фауны

Образы подводного мира

Рыбы большие и маленькие.  Кит – гигант Самое большое млекопитающее.

Образы птиц

Птичье семейство

Образы насекомых

Семья жуков на прогулке

Образы диких зверей

Семья бурых медведей. Дикие звери наших лесов.

Образы земноводных животных

Лягушка - квакушка.

Образы домашних животных

Корова Буренка.

Образы фантастических

Бумажные чудо – звери

Образы животных

в творчестве художников- Анималистов

III тематический блок -   Мир человека.  Мир фантазий и увлечений

Я - художник

Живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер.

Моя буква

Главная буква. Буква «Я».

Возраст человека:

Молодой - старый

Двенадцать месяцев.

Образы природы в народных праздниках . Весенние праздники

Масленица. Мамин праздник. Первые цветы. Вербное воскресенье

Образы времен года в искусстве

Костюм Зимы, Весны, Лета или Осени. Посуда.

Дом для Зимы, Весны, Лета, Осени

Замок - сосулька, терем - цветок и т. п.

Народные промыслы России

Росписи, поделки народных умельцев

Чудо - Планета

Разноцветная планета

IV тематический блок -   Мир искусства.  В мире литературных образов

Любимые сказки

Волшебная палочка или Волшебная дверь в сказку

Волшебник

Фокусник.

Волшебные предметы

Ковер - самолет. Скатерть – самобранка. Волшебный сосуд, шапка-невидимка, сапоги-скороходы

Волшебная птица

Золотая птица. Птица Феникс.

Сказочные герои

Богатыри. Варвара краса – длинная коса

Сказочное яйцо

Пасхальное яйцо. Писанки,

Сказочные существа

Русалка. Водяной, Кентавр

       

                                          Итоговая выставка детских работ

                    

«ОБРАЗЫ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ И ПЯТИ КОНТИНЕНТОВ»

(Подготовительная  группа)

I тематический блок -   Мир природы

Царство волшебницы Флоры

Образы неба

Краски неба и краски моего настроения изменчивы. Небесные переливы. Лестница в небо. Радуга.

Образы земли

Ковер из осенних листьев.

Образы деревьев

Деревья-долгожители: дуб, баобаб

Образы цветов

Букет цветов. Натюрморт в теплой или холодной гамме.

Образы экзотических растений

Алоэ,Кактус

Зеркало природы - вода

Отражение.

Осенние дары

Ваза с плодами

Образы зимней природы

Следы на снегу. «Снежная страница»

Волшебница Флора

 Портрет волшебницы Флоры в осенних нарядах

II тематический блок -   Мир животных

Царство волшебницы Фауны

Образы подводного мира

Рыбы коралловых рифов. Акулы.

Образы птиц

Перелетные птицы.

Образы экзотических птиц

Страус – самая крупная птица на Земле. Фламинго – дивная птица. Попугай.

Образы насекомых

Букашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы

Образы диких зверей

У кого на голове дерево растет?

Образы экзотических животных

Слоны, жирафы, бегемоты, львы, верблюды

Образы домашних животных

Кто сказал «мяу»?

Образы фантастических

Чудо-зверь

Образы мифологических животных

 Ноев ковчег.

Образы животных - символов Нового года

Карнавальная маска животного.

III тематический блок -   Мир человека

Мир фантазий и увлечений

Мои друзья

Парный портрет. Моя семья.

Едем в страну Вообразилию

Выдумляндский, фантастический транспорт.

В стране Лилипутии

Я - Великан.

В стране Великании

Я - Лилипут, Я - Гном.

Холодное царство

Путешествие в Антарктиду. Пингвины.

Теплое царство

Царство Живописи. Теплая гамма цветов.

Серебряное королевство

Черная, Белая и Серая краски. Сказочный, средневековый замок

Шахматное королевство

Королевство Графики. Белое – на чёрном, чёрное – на белом

IV тематический блок -   Мир искусства

Искусство разных континентов  «Мы путешественники»

Русский сувенир

Матрешка.

Путешествие на Африканский континент

Путешествие по Египту. Пирамиды. Ребята – негритята. Африканские маски

Путешествие по Азии

Полет над Кавказскими горами.

Путешествие на Американский континент

Зарубежные друзья. Ребята - индейцы с разрисованными лицами и перьями но голове.

Образы людей разных национальностей

Зарубежные гости. Национальный костюм.

Путешествие к берегам Японии

Япония - страна восходящего солнца . Пагода - сооружение с крылатыми крышами.

Космическое путешествие

Космический транспорт.

Москва - столица нашей родины

Обобщающее занятиеЯ иду, шагаю по Москве...

         

 

Итоговая выставка детских работ


Программное содержание

Блоки

1-год обучения

(ср.гр)

2-ойгод обучения

(ст.гр)

3-год обучения

(подг.гр)

 

Мир природы

 

1 . Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения, лепки и в  аппликации.

2. Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в рисунках и поделках;

3. Учить передавать существенные различия в величине предметов.

4. Формировать умения различать

близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осенних дней

 

1. Познакомить детей с одним из жанров живописи — пейзажем. Развивать умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.

2. Учить передавать в рисунках и поделках колорит  разных времен года, погоды

 

3. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке, в аппликации на широкой полосе земли вблизи и в отдалении.

4. Формировать умения использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования и изготовления в поделках однородных предметов (деревья).

5. Учить различать разные оттенки цветов по степени яркости

 

3. Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород: березы, тополя, осины, рябины,

ели и др.

4. Учить использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба, земли, снега, листвы путем размыва и смешивания красок.

5. Учить использовать разный материал в аппликации, лепке и сочетать их

 

6. Учить использовать разные приемы рисования щетинной кистью (для изображения листвы, травы, хвои), углем, губкой (для заполнения фона). Учить передавать особенности живого дерева, явлений природы «трепетным» штрихом.

7. Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, поделках,  расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание на предложенную тему

Блоки

1-год обучения

(ср.гр)

2-ойгод обучения

(ст.гр)

3-год обучения

(подг.гр)

 

Мир животных

1. Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке и поделках

2. Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу.

3. Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью; в лепке- с помощью стеки и др. предметов; в аппликации- с помощью обрыва, сминания и разрезания бумаги.

4.  Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.

5. Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажах, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева, В. Лебедева

 

6. Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы сходны по строению, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей.

7. Формировать умения передавать в рисунке и поделках характерные особенности разных птиц

 

Мир человека

1.     дать представления о модульном изображении человека

2. Научить изображать человека в длинной одежде.

3. Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4. Формировать умения передавать в рисунке и поделках несложные движения.

5. Учить передавать в рисунке и поделках особенности одежды, ее украшение

2. познакомить с одним из жанров живописи -портретом.

3. Учить изображать человека в разной одежде, передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.

4. Формировать умение передать в рисунке и поделках настроение и выражение лица.

5. Продолжать развивать композиционные умения.

6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета

2. учить передавать в портрете характер, душевные качества, настроение.

3. Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков и поделок:

— изображать место действия, располагая предметы на широкой полосе земли, удаленные предметы рисовать меньшей величины;

— показывать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений;

— передавать время года и суток через определенный колорит;

— придавать выразительность образам через передачу характерной формы, подбор цвета

Блоки

1-год обучения

(ср.гр)

2-ойгод обучения

(ст.гр)

3-год обучения

(подг.гр)

 

Мир искусства

 

1. Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и отображать их в рисунках и поделках.

2. Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3. Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками

4.Учить выполнять изображения в технике «по-сырому» двух акварельных подмалевок.

5.Передавать изображения сказочных персонажей.

6.Учить нарядно украшать предметы посредствам ритма, чередования цвета и расположения элементов узора.

7. Учить использовать  цветную бумагу, пластилин для самовыражения

 

1. Познакомить детей с архитектурой, научить различать по характерным признакам здания жилые и общественные Формировать представления о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.

2. Учить изображать разные по архитектуре здания, используя способ моделирования.

 

3. Учить изображать волшебные предметы , украшать их на основе приобретенных умений и знаний.

4. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции)

5.Учить изображать портрет сказочных персонажей; передавать движение героев.

6.Учить детей составлению узоров по мотивам росписей.

 

3.Воспитывать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений, рисовании контуров предметов, набросков

4. Дать некоторые представления о работе архитекторов. Познакомить через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий России, Китая, Египта , и их архитектурными деталями.

5. Учить детей придумывать свои проекты сказочных дворцов, замков, богато украшать их деталями (шпили, флюгера, фонтаны, башенки, арки и др.).

6. Учить детей изображать в сюжетных рисунках вечернего, утреннего, ночного неба разными цветами, плавно переходящими друг в друга, посредством рисования «по-мокрому» акварельными красками.

7. Учить рисовать образы людей разных национальностей.

             

 

Литература:

  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К?», 1998.– 256с.
  4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
  18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
  24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности»
    25. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
    26. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество отколыбелидо порога школы.» 2010г.
    27. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
    28. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
    29. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
    30. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г.
    31. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
    32. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания