a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для педагогов

Автор: Бочкарева Ирина Анатольевна Опубликовано: 2019-11-14 06:35:48

 

         Валеология - наука о здоровье.

         Термин, объединяющий такие традиционные науки, как анатомия, физиология, медицина, гигиена, профилактика болезней и др. Он отражает все стороны единого направления работы по формированию взглядов на здоровый образ жизни.

         Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным условиям жизни и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижение психического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания и образа жизни.

         Валеологическое воспитание тесно связанно с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни.

         В дошкольном возрасте наиболее правильно прививать детям основы здорового образа жизни, т.к. у детей активно развиваются психологические процессы, формируется память произвольное внимание, воображение, появляются новые чувства; забота, бережливость, ответственность и т. д. Дети учатся управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающим, следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму. Негативно относится к вредным привычкам.

         Здоровый образ жизни благотворно влияет на психические и эмоциональные процессы ребенка, так, как ребенок становится более уравновешенным, рассудительным и спокойным. Положительное отношение к своему здоровью, интерес к здоровому образу жизни будь то гимнастика, прогулки на свежем воздухе, или исследовательская деятельность поможет ребенку выплеснуть свое эмоциональное напряжение.

         Игра в жизни ребенка становится существенным компонентом развития личности, ведь игра всегда деятельность совместная, где определен всегда конечный результат.

         В процессе валеологических игр, дети познают мир, исследуя его – проявляют активность, становятся инициативными, начинают сами распределять между собой роли, осознанно начинают играть в игры с правилами, становятся настойчивыми в достижении результатов, появляется стремление и самовыражение.

         Соединяя в игре серьезно интеллектуальные занятия и игры забавы, педагог способствуют развитию у детей гибкости мышления, умение создавать образы и оперировать ими, рассуждать, и отстаивать свою точку зрения. Между тем, рассматривая разнообразное содержание детских валеологических игр, их свойство и характер, следует подчеркнуть, что общим во всех играх является творчество детей. Но при этом необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, при котором невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности ребенка.

         Валеологические игры находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Практикой подтверждено, что уровень развития речи находится от прямой зависимости от психических и физических качеств ребенка.

Методы и приемы, используемые при проведении занятий

Методы

Практические

  1. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
  2. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
  3. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
  4. Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей.

Словесные

  1. Беседы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Заучивание стихотворений.
  4. Дидактические игры.
  5. Сюжетно - ролевые игры.
  6. Подвижные игры
  7. Развлечения.
  8. Моделирование ситуаций.
  9. Консультации.
  10. Наблюдение.

Наглядные

  1. Организация выставок, конкурсов.
  2. Сбор фотоматериалов.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Аудиовизуальная техника.
  5. Информационно-агитационные стенды.
  6. Театрализованная деятельность.
  7. Личный пример взрослых.

Исследовательский

  1. Самостоятельное придумывание игр, игровых сюжетов, опытов, различений.

Информационно - рецептивный

  1. Словесная деятельность педагога и ребенка.

Проблемного обучения

  1. Творческое использование готовых знаний, в игровой и повседневной жизни.

Рекомендации по проведению занятий

Условие 1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий.

Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с валеологией заключается в том, что присущему детям наглядно – образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме. В виде готовых обобщений.

Условие 3. На занятиях в детском саду следует практиковать решение логических задач, провидение экспериментов, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работ. Которые способствуют развитию его познавательных способностей.

Условие 4. Объем знаний так интересен и велик, что не может быть полностью реализован на специально организуемых занятиях. Для этого не хватила бы никакого времени. На занятии выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведения сообщается в играх, наблюдениях, экспериментах.

Условие 5. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво. Но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны взрослого так и ребенка.

Условие 6. Занятия должны даваться детям малыми дозами.

Условие7. Большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребенка по реализации принципов здорового образа жизни.

 

Документы для скачивания