a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт организации работы по "формированию навыков безопасного поведения младших дошкольников на дороге"

Автор: Пивцаева Валентина Андреевна Опубликовано: 2019-11-15 19:25:08

Документы для скачивания

 

Уважаемые коллеги!

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.      Учитывая  то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно, мы, воспитатели дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного участника дорожного движения.   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

  И тема моего выступления звучит так: «Опыт организации работы по формированию навыков безопасного поведения  младших дошкольников на дороге».

 Целью моей  работы является:

Формирование навыков безопасного поведения детей на дороге, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

Формирование основ по сохранению здоровья и жизни детей.

Задачи младшей группы (от3до 4 лет):

1.Знакомство детей с правилами дорожного движения, работой водителя.

2.Формирование умения детей различать проезжую часть и тротуар, понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора.

2.Формирование умения  детей  ориентироваться  в окружающем пространстве: помещение, участок детского сада, в ближайшей местности.

3.Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

 

Задачи средней группы (от 4 до 5 лет):

1.Знакомство с  различными видами городского транспорта, особенностям их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»,трамвай, троллейбус, автобус, машина МЧС).

2.Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

3.Развитие у детей умения ориентироваться в помещении  и на участке детского сада, в ближайшей местности.

4.Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

5.Уточнить знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

6.Воспитание дисциплинированности, культуры поведения в общественном транспорте.


  Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности ПДД осуществляется мной с учетом следующих принципов:                      - системность и последовательность (любую новую ступень в обучении детей ввожу на уже освоенное в предыдущем),

-доступность (усложнение материала произвожу с учетом возрастных особенностей детей),

-включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и д.р.),

-наглядность (данное направление работы  лучше всего воспринимается через богатый иллюстрированный материал),

-динамичность (включаю приемы интеграции задач в разные виды деятельности),

-психологическая комфортность в рамках любого вида детской деятельности, отсутствие снятие стрессовых ситуаций.

После определения целей и задач я выделила следующие этапы их реализации:

1 этап: заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах дорожного движения.

2 этап: ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.

3 этап: на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

 

 Для проведения работы по данной теме я обратила особое внимание на организацию  развивающей предметно- пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
насыщенность среды, трансформируемость, полифункциональность,
вариативность, доступность, безопасность. В группе организована предметно-развивающая среда. В нее входят:

1.уголок ПДД, который содержит материалы:

-практический: настольный макет улицы с дорожными знаками, разметки для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Скорая помощь» и д.р., разные виды транспорта, куклы, машинки(легковые, грузовые) ,коляски, поезд, автобус, перекресток с зеброй, рули, знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта», «Перекресток»,напольный макет дороги.

-наглядный: иллюстративный материал: «Как избежать неприятностей на дорогах», «Не играй на дороге», плакаты «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Дорога!», план-схема, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для детских игр, иллюстрации для разбора ситуации на дорогах(катание на санках зимой, летом на велосипедах, игра детей в мяч на дороге), тематические альбомы «Транспорт», картинки с изображением улицы(тротуар и проезжая часть),с изображением видов транспорта, их частей, движения поезда по дороге и через туннель, лабиринты «Домики», «Дорога».

2.игротека:

-дидактические игры  «Опасно-не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом»,«Так, не так»,«Угадай-ка,чем повезешь», «Красный, зеленый», «Собери светофор», «Покажи транспорт», «Собери машину» , «Угадай, кто приехал»и д.р.

-развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Внимание дорога»,  «Дорожные знаки», «Лото пешехода», «Картинки-половинки», «Кому что нужно»,  «Собери дорожный знак», «Подбери машину», домино по соответствующей тематике, «Ездит, плавает, летает», «Верно — неверно».

 

3.библиотека, в которой имеется познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций по ПДД.
При построении системы работы с воспитанниками я учитывала то, что взаимодействуя с дорожной средой, ребенок выступает в разных ролях:

ребенок – пешеход;

ребенок – пассажир транспорта;

ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)

Поэтому в ходе работы обучала  детей как правилам поведения на улице, так и в транспорте и т.д

В работе использую различные формы взаимодействия с детьми в соответствии с ФГОС ДО, которые можно разделить на 3 группы:

1) непосредственно образовательная деятельность;

2) совместная деятельность педагога и детей;

3) самостоятельная деятельность детей.

 Моя работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах  не является одноразовой акцией. Ее провожу планово, систематически, постоянно, охватываю все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

При организации образовательной деятельности  использую, как традиционные формы работы: беседы: «Мой папа — водитель», «Для чего нужны дорожные знаки» и ситуации общения, целевые прогулки к проезжей части, перекрестку, наблюдения за транспортом и пешеходами, рассказывание и  чтение художественной литературы, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные), различные виды ИЗО деятельности, досуги, праздники, развлечения, так и нетрадиционные: тематические дни по ПДД, досуги, встречи с сотрудниками ГИБДД, проектная деятельность.

НОД по ПДД в  младшем дошкольном возрасте проходит в рамках познавательного развития. Беседуя с детьми, обыгрывая различные дорожные ситуации, я  преподношу  им важную для их жизни информацию. Но дорожно-транспортные понятия довольно сложны для детского восприятия, особенно если это малыши 3–5 лет. Поэтому я преподношу серьезную информацию в виде занимательной, увлекательной игры, стараясь    создать  игровую мотивацию, что делает процесс усвоения материала живым и легким, использую игровые персонажи — в группу приходит кукла Маша. Она рассказывает, что долго не могла перейти дорогу, чтобы попасть в детский сад: там было очень много машин. Кукла просит детей научить её, как правильно это делать. Ещё пример: перед ребятами появляется грустный зайчик. У его бабушки день рождения, но она живёт в городе. А лесной зверёк боится туда идти, потому что нужно будет несколько раз переходить дорогу. Предлагаю детям проводить зайчика  до его бабушки (на таком занятии можно использовать большой макет с изображением улиц города). Используя игрушечную зебру, рассказываю, что это за лошадка и как она называется. А потом детское внимание переключается на дорожку на полу, которая имеет точно такие же полоски.

К ребятам может прийти в гости Весёлый Светофор, Фея страны дорожных знаков, Незнайка (переодетые взрослые), которые поддерживают интерес детей к изучению правил по ПДД.

Предлагаю использовать такие темы для  нод по познавательному развитию:                  

  1. «Знакомьтесь, грузовик» (дети узнают, как он устроен, названия деталей).

2.«Виды городского транспорта» (сравнение автобуса, легкового и грузового автомобиля»).

3.«Ремонтируем колёса у машин» (путешествие в автомастерскую, ребята узнают, чем там занимаются).

4.«Наш друг — светофор» (назначение его цветов).

5.«Знакомство со знаком пешеходного перехода» (дошкольникам даются знания о том, как правильно переходить дорогу).

6.«Специальные машины» (скорая помощь, пожарная и полицейская машины).

7.«Осторожно, скользкая дорога» (поведение на зимней дороге)

8.«Грамотный пешеход» (правила поведения на улице)

 В НОД по речевому развитию я подбираю  произведения художественной литературы, где затрагивается тема транспорта, работы водителя, правил дорожного движения. Многие стихотворения можно не просто читать и  обсуждать с детьми, но и инсценировать. Во второй младшей группе больше внимания уделяю  беседам (по сравнению с более ранним возрастом). Практикую рассматривание и описание игрушек (машин), элементы  творческого рассказывания — прошу  малышей порассуждать на тему того, что случилось бы, если б вообще не было никаких правил дорожного движения или придумать коротенькую историю, начинающуюся со слов «я светофор»,  игровые обучающие ситуации - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и сказки - «Жил – был светофор» и др.). Дети делятся личным опытом: «Что я видел на улице», «Как я перехожу улицу с родителями», «Мы с мамой едем на автобусе».     Детям можно прочитать:

           А. Северный «Три чудесных цвета»,

  • Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… »,
  • В. Головко «Правила движения»,
  • И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход»,
  • В. Сутеев «Капризная кошка»;
  • С. Михалков «Моя улица», «Если свет зажегся красный»
  • В. Берестов «Про машину»;
  • Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»;
  • Т. Шипошина «Автобус»;
  • Т. Коваль «Такие разные машины»
  • Чтение сказки Д. Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты»
  • В. Мирясова «Грузовой автомобиль», «Милицейская машина», «Скорая помощь»
  • А.Барто «Грузовик»
  • Б.Заходер «Шофер»
  • С.Маршак «Светофор»,   «Кошкин дом», «Мяч»,М. Пляцковский «Светофор»,
  • В. Семерин «Держись дорожных правил строго»
  • Н.Павлова «На машине»
  • Н.Мигунова «Учимся переходить дорогу»

Дорожно-транспортные понятия успешно закрепляю и в НОД по изобразительной деятельности:

Аппликация:  «Наклей колёса автомобилю» ( Детям раздаются уже готовые силуэты машин, которым нужно наклеить колёса. При этом малыши закрепляют знание круглой формы и учатся ориентироваться на листе бумаги), «Светофор»(Дети закрепляют значение сигналов светофора, их правильное расположение),  «Пешеходный переход» (можно организовать как коллективную работу на большой основе, ребята наклеивают на чёрный прямоугольник белые полосы.),  «Вагончики».

Рисование: «Светофор»(Дети закрепляют значение сигналов светофора и их расположение),  «Отремонтируйтемашине колеса», «Широкая и узкая дорожка», «Пешеходный переход» (На чёрном шаблоне малыши рисуют белые полосы гуашью),  «Дорожка для машины», «Близко-далеко».

Лепка: «Разноцветные колеса», «Я- шофер» (рули), «Светофор».

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1.Словесный:
 - устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
 - познавательные диалоги:  «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»;

-вопросы: « Как ты думаешь, Зайчик правильно переходит дорогу?», «Расскажи, как бы ты поступил на месте Белочки», «Посмотри внимательно, художник всё нарисовал верно? Почему?»

- чтение художественных произведений

- совместное составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:

-рассматривание тематических картинок из серии «Транспорт»

-рассматривание иллюстраций  «На улице города»

-рассматривание иллюстраций  книг, тематических альбомов
 - презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта», «Как перейти дорогу»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного движения»                         -наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3.Практический:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, с  добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);
 – применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры»,«Автобус»,«Пешеходы»)

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий:
-релаксацию;
-сказкотерапию;
-игротерапию;
- физкультминутки: « В дороге», «Шоферы», «Зебра», «Полицейский на дороге», дыхательные упражнения «Вот какие мы большие»

Воспитывая дошкольников, я стараюсь  применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.

Так как основной вид детской деятельности — это игра, большая часть моей работы по формированию основ безопасного поведения на дороге была построена именно на игре и игровых ситуациях: «Как я ехал на  автобусе», «Что я видел на прогулке»,  «Мы едем в транспорте», «Как мы играем на улице», «Едем в гости», «Если стоишь на остановке», «Я перехожу улицу», «Сигналы светофора», «Выставка машин».

 Большое значение при знакомстве с дорожно-транспортными понятиями имеют сюжетно-ролевые игры. В младшем дошкольном возрасте можно предложить  такие варианты, как «Вежливые пассажиры», «Путешествие в автомобиле по родному городу», «Поездка на автобусе», «Пешеход на улице». Содержание сюжетно-ролевых игр по тематике дорожного движения («Полиция», «Автобус», «Шоферы»,«Водители и пешеходы») часто перекликается  с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно объединить сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Улица», «Поездка в автобусе». Мне, как воспитателю важно лишь вовремя направить игровые замыслы детей и косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии. При этом  направляю ролевые действия детей, активно комментирую их, подсказываю ребятам подходящие реплики.

Для групповых и подгрупповых, индивидуальных форм работы очень удобно использовать различные настольно-печатные игры, например, «Собери светофор», «Картинки-половинки», «Кому что нужно», «Собери дорожный знак», «Подбери машину», домино по соответствующей тематике, «Четвертый лишний», «Ездит, плавает, летает», «Верно — неверно», «Угадай, кто приехал» и т. Д.

Дидактические игры по правилам дорожного движения можно использовать и для развития речи, памяти, внимания. Дети с удовольствием играли в игры «Кто чем управляет», «Продолжи предложение», «Угадай по описанию (транспорт)», «Почини машину», «»Собери автомобиль», «Собери светофор», «Большой- маленький», «Транспорт», «Умные машины», «Разрешено-запрещено», «Подбери по цвету», «Красный-зеленый». Использовать дидактические игры возможно в любые режимные отрезки дня: утром, на прогулке, вечером.

Двигательная деятельность предполагает использование в работе различных подвижных игр. Очень нравятся ребятам такие игры, как «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и машины», «Найди свой цвет», «Птички и автомобиль», «Цветные автомобили», «Сигналы светофора», «Поезд» и другие. На занятиях по физическому развитию с помощью игровых ситуаций развиваю координацию движений и ориентировку воспитанников в пространстве.

В самостоятельной деятельности дети очень любят играть в строительные игры, используя при этом мягкие модули, разнообразные виды конструктора, ЛЕГО. Воспитанники строят гаражи для автомобилей, мосты, ворота, различные виды транспорта, городские здания, обыгрывают постройки. Игры с конструктором: «Широкая и узкая дорожка», «Светофор», «Автобус», «Гараж для машины», «Автобусная остановка», «Мост», «Улица»., «Собери знак».

Детям очень нравятся игры- имитации: «Я- пешеход», «Я- машина», игры- инсценировки «Как машина зверят катала», пальчиковые игры : «Называть я транспорт буду», «Едем, едем на лошадке»,выкладывание из счетных палочек дороги, светофора, делать оттиски машин на мокром песке, делать обводки трафаретов « Транспорт».

Игры с макетами «Наша улица», «Дорога», «Город», «Куклы идут- машины едут»  дали мне возможность познакомить, объяснить, сформировать и закрепить представления дошкольников о безопасном поведении на улице, о дорожных знаках и их значениях, о назначении сигналов светофора.

Каждый воспитанник моей группы обеспечен фликером. Фликер - светоотражающий элемент, надежный защитник наших детей на улицах города.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются ребята, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними я  провожу занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организую работу с их родителями. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода я могу помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Большое внимание в своей группе я уделяю работе по взаимодействию с родителями, в ходе которого  подчеркиваю ту моральную ответственность, что лежит на взрослых: ведь под воздействием нашего поведения формируется поведение ребенка. Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

   В работе с родителями использую следующие формы: буклеты: «Дети и дорога», «Ребенок и самокат, (велосипед)», консультации: «Азбука безопасности», «Как научить ребенка наблюдать за дорогой», «Если вы взяли ребенка с собой на улицу», «Едем в автобусе», «Улица требует к себе уважения» с ссылками на интернет ресурсы, папки-передвижки: «Дидактические игры по безопасности дорожного движения», «Наш друг-светофор», родительские собрания «Безопасность на дорогах», «Уважаем правила движения», с выступлением представителей ГИБДД, врача травматолога, тематические выставки «Дорожные знаки», стенды «Дети и дорога», «Красный, желтый, зеленый», досуги и развлечения «Эстафета зеленого огонька», «Азбука безопасности движения», беседы «Детская и методическая литература», «Правила осторожности», «Безопасная прогулка по улицам от детского сада до дома», «Безопасность при любой погоде»,  «Машины нашей улицы», содержащие советы родителям по вопросам дорожной безопасности детей.  

Мои рекомендации вызвали большой интерес и отклик у родителей.  Они совместно с детьми приняли участие в досуге «Пусть горит зелёный свет!», который не только показал положительный результат в освоении воспитанниками правил дорожного движения, но и помог сблизить всех участников образовательной деятельности. Кроме того, родители принимали активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы различными атрибутами (дидактическими пособиями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр), помогали создавать макеты улицы, города, пополняли художественной литературой библиотеку для детей, участвовали в проведении экскурсий к проезжей части дороги, к перекрестку, принимали участие в оформлении фотовыставок  «Ребенок и дорожные знаки», « Мы и дорога», выставках детских рисунков « На перекрестке», «Светофор», «Какой бывает транспорт» и т.д.

 

Результативность.

Систематическая моя работа, как педагога, и родителей детского сада по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде показала свою эффективность. У большинства числа детей сформировались навыки безопасного поведения, что  помогает нашим ребятам  быть уверенными на дороге и способствует снижению травматизма среди детей.
Перспективы.
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня, поэтому, продолжая работать по данной теме, ставлю перед собой следующую задачу: 
составить  пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.
(для старших дошкольников).

В заключение хотелось бы сказать: «Помните, обучая ребенка правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь».

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

 

 

 

 

Оставить комментарий: