a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

конспект образовательной деятельности образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы

Автор: Поколо Ирина Алексеевна Опубликовано: 2019-11-16 21:03:17

«Бабушкин сундук»-рассматривание предмета.

Задачи: продолжать знакомить детей с предметами народного прикладного искусства. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, пополнять словарь новыми словами старинного быта. Продолжать учить анализировать слова . развивать интонационную выразительность речи, память, художественное восприятие. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных руками взрослых: поделки из природного  материала, вышивки, вязание. Играть в народные игры. Рисование узоров по мотивам русской росписи. Подготовить сундук расписной и в нем предметы для рассматривания, лоскутки ткани, крючок для вязания.

                                                    ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. У меня для вас сюрприз! Посмотрите на сундук  расписной, подарок моей бабушки. Он не простой, а волшебный- там лежит….(вынимает сарафан). Как вы думаете что это?

Дети. Сарафан. (воспитатель одевает сарафан)

Воспитатель. -Посмотрите, какой красивый. Чаще всего русский сарафан шился из красной материи.  Материалы брались самые разные, в зависимости от достатка семьи. Но праздничные сарафаны всегда старались пошить из шелка или парчи, и украшали роскошной вышивкой.. Русский сарафан так же был довольно удобный в ношении, так как не стеснял движения во время работы. Девушки его сами шили и украшали. Чем же он украшен?

Дети. Узорами.

Воспитатель. Русские женщины расшивали сарафаны вышивкой, она выполнялась окрашенными нитями, основные цвета были: красный, белый, желтый, синий и зеленый. На сарафанах изображались самые разные узоры, это могли быть крестики, ромбы, изображения животных и людей, цветы.(воспитатель одевает кокошник)

Воспитатель. Дети может кто-нибудь знает как называется этот головной убор?

(предположительные ответы детей)

Воспитатель. Это кокошник. Повторим все вместе это слово для нас совершенно новое.

В праздничные дни надевали на голову кокошник. Посмотрите, чем и как он украшен?

Дети. Бусинками.

Воспитатель. Да бусинками, бисером. Богато расшитый бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями и обшит дорогими тканями, этот головной убор изготавливался мастерицами - «кокошницами». Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам. 

(Затем воспитатель вынимает и одевает на себя Павловский платок)

Воспитатель. Расскажите, что я сейчас на себя накинула? Какими узорами он украшен. Как нарядно одевались наши прабабушки.

(Воспитатель вынимает из сундука расписное полотенце)

Воспитатель. Это рушник- вытирать руки и лицо. (повтор слова хором и индивидуально). Как теперь называется этот предмет?

Дети. Полотенце.

Воспитатель. Его вышивала сама моя бабушка. Расскажите, каким узором он вышит.

(ответы детей)

Воспитатель. А вот это кружевная салфетка, связанна моей бабушкой, которая передавалась как память от дочке к дочке. Посмотрите, это нитки и крючок, а какие чудеса может делать!

(воспитатель достает скатерть, вышитую гладью цветами)

Воспитатель. Посмотрите это скатерть. Она тоже вышита, но другим узором.

Вышивки гладью, крестом кружево, сшитый сарафан, украшенный бусами кокошник-все это бабушка сделала своими руками. Как в сказках называли таких женщин?

Дети. Рукодельницами.

Воспитатель. Назовите сказки, где героинями были рукодельницы.

(ответы детей).

Воспитатель. Бабушка сама придумывала узоры, сама подбирала цвета ниток, чтобы было красиво. Все эти вещи- это произведения русского прикладного искусства. Вот сундук бабушкин и опустел. Это замечательный сундук я передам свои родственникам по наследству. Дети, а какие старинные вещи, сделанные вашими бабушками,  есть у вас дома, расскажите нам о них.

(рассказы 2 детей)

Воспитатель. А теперь мы поиграем и вспомним нашу русскую народную песенку «Тень-тень»

Физкульминутка.

Воспитатель. Дети, с давних пор на Руси люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Малышей веселили потешками. Знали много пословиц, поговорок, загадок. И так из уст в уста, т.е не писали, а разговорной речи все передавали. Это называется устным народным творчеством. Вы тоже знаете много потешек, пословиц, загадок. Давайте устроим маленькое состязание на знание потешек, пословиц и загадок. За каждый ответ будете получать фишку. Кто их больше наберет, тот и победетель.

  • Выразительное чтение потешек.
  • Пословицы о труде.
  • Загадки про овощи.

(воспитатель подводит итоги. Дает сувенир победителю).

 

Документы для скачивания