a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация "Так ли важно рисование в жизни ребенка"

Автор: Кочукова Татьяна Александровна Опубликовано: 2019-11-19 21:15:32

Мы до сих пор мало знаем и, скорей всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда – то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека – будь то война или охота, праздник или бедствие. Это слияние искусства со многими, в том числе глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, на наш взгляд, скорее всего, были ( и существуют до сих пор) какие – то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2 – 3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в свих рисунках обязательно проходят стадии « каракулей», ««головоногов». Всем детским рисункам определенного возраста свойственны « добавочные носы детской логике». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической , внесоциальной природе детского рисования.

 

Итак, зачем и почему рисуют дети? Почему все какое – то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма.

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотичного восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно – двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает , что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линей и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках… Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно – пространственно – двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.

Итак, детское рисование помогает координировать зрение, движение, овладеть формами, развивает чувственно – двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно – логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – психологов, педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико – синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, « вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками( очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование « графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисованием просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

 

Документы для скачивания