a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Эссе на тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста в системе нравственного воспитания»

Автор: Исаева Ольга Васильевна Опубликовано: 2019-11-22 09:56:59

Эссе на тему «Я - педагог дошкольного образования XXI века или использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста в системе нравственного воспитания»

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период. Работа по ознакомлению с устным народным творчеством проводится через интеграции образовательных областей, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, пестушки, загадки, считалки, короткие сказки, песенки, поговорки.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени, ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения. Результатом, являются появление и

утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Задача

взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников объединяют в несколько групп: окружающая обстановка, природа, собственная деятельность, художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка и т.д.).

Фольклор – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство не только эстетического, но нравственного воспитания детей.

Фольклор, влияет на формирование нравственных чувств и оценок норм поведения, на воспитание эстетического восприятия. Произведения литературы и фольклора способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Известно, что для младших дошкольников, характерна тяга к ритмически организованному складу речи, звучным мажорным рифмам, поэтому они с удовольствием слушают народные песни, прибаутки, потешки и сказки.

Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержимое – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, переживания. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаться в стихию истинно русской речи, традиции и мировидение.

Все знают, как трудно бывает порой, непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада. Но задача облегчается, если умело использовать потешки, поговорки, образные выражения. Если будут сказаны к месту при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они

сослужат свою службу. Например, потешки для новичков.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка - пригожий.

В русском фольклоре потешки предусмотрены на различные виды деятельности.

Когда приучают детей умываться:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

На сон, грядущий:

Баю, баю байки, прилетели чайки

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Потешки после сна:

Котик серенький присел на печурочке,

И тихонько запел песню Юрочке:

Вот проснулся петушок, встала курочка,

Подымайся, мой дружок,

Встань-ка, Юрочка

При кормлении:

Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую душистую.

За окном - солнечный денек. Время гулять. Пора учиться одеваться самостоятельно. Но первый раз всегда трудно, а с потешкой легче, веселее.

Маша варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела.

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Дети устают, ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться, есть и для них потешки, приласкаем, успокоим.

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Вова – ревушка.

Не плачь, не плачь, куплю калач.

Важную роль играет экологическое воспитание в жизни ребенка, и оно должно начинаться как можно раньше. Потешки, прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, подражанием, повторением текстов. Благодаря фольклору, дошкольники получают знания о домашних животных и птицах  и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним.

Божья коровка, черная головка,

Лети, лети за море: там тепленько,

Здесь, холодненько.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше. И здесь

тоже к нам на помощь приходят песенки о растениях, временах года, солнце, небе.

Используя в своей работе малые фольклорные жанры, дети знакомятся с красочностью и образностью родного языка. Скучные для детей процессы

одевания, умывания и т.д., сопровождаемые приговорками, становятся более

интересными. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасить значимость

того или иного момента жизни ребенка.

Перед детским садом, стоит увлекательная задача, заложить детям семена любви и уважения к книге к художественному слову и фольклору. Именно они имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем, являются одним из могучих средств развития и обогащения не только речи детей, но и в системе нравственного воспитания ребенка.